Факультатив по химии на тему Химия вокруг нас ( 8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативу «Химия вокруг нас » составлена на основе
Закон РФ «Об образовании» № 273- ФЗ от 29.12.2012 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089).
Годовым календарным графиком работы МБОУ СОШ №1с валеологическим направлением на 2014-2015 учебный год.
Химия является важной частью естествознания. Повсюду, куда бы мы не обратили свой взор, нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. В повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, при приготовлении пищи, при использовании бытовой химии: умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и т. д.
Данный курс направлен на развитие самостоятельной и творческой инициативы у учащихся, на формирование естественнонаучной картины мира через реализацию межпредметных связей, развитие практических умений и навыков.
Факультативный курс будет интересен школьникам,
ориентирующимся на практическое применение химических знаний в смежных областях знаний и деятельности людей. В последнее время интерес к прикладному значению химии очень возрос.
Химический эксперимент курса должен сформировать и закрепить у учащихся практические навыки в проведении основных химических операций, приобщить их к самостоятельной химической работе. Кроме того, химический эксперимент может проводится в домашних условиях и не требует специального оборудования.
Цель:
Привить интерес к предмету и осознание необходимости наличия знаний по химии в повседневной жизни.
Задачи:
- расширить знания учащихся о свойствах неорганических и органических веществ;
- сформировать представление о специфических свойствах некоторых веществ применяемых в быту, о последствиях их воздействия на организм человека и окружающую среду;
- выработать умения работать с химическими веществами в быту, соблюдая правила ТБ;
- вести пропаганду здорового образа жизни;
- продолжить формировать умения решать химические задачи, вести исследовательскую работу.
Предлагаемый факультатив «Химия вокруг нас» рассчитан на 68 часов (2 раза в неделю) и состоит из четырех разделов, предназначен для проведения занятий с учащимися 8 классов.
Школьники должны знать:
- о видах химического загрязнения окружающей среды и способах борьбы с ними;
- о ПДК основных загрязнителей атмосферы, воды, почвы;
- состав, строение, области применения в быту различных химических веществ;
- о влиянии различных веществ на организм человека и последствиях этого влияния.
Школьники должны уметь:
- моделировать простейшие химические и экологические эксперименты;
- применять химические препараты по назначению, соблюдая правила безопасного обращения с ними;
- решать химические задачи, вести исследовательскую работу.
Система оценки достижений учащихся:
-результаты проводимых экспериментов;
- написание рассказов, сказок, загадок, стихов;
-нарисовать плакат по химической тематике;
-подготовить проект, электронную презентацию.
Учебно - тематический план
№ Раздел Тема Количество часов Вид занятий (количество часов)
лабораторные,
практические экскурсии контроль
1 Химия – наука о веществах, которые нас окружают. 13 2 1. Мир веществ и химических превращений.
2. Роль химии в жизни человека.
3. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним.
4. Химическая посуда.
5. Исследование физических свойств веществ.
6. Чистые вещества и смеси.
7. Практическая работа №1
«Очистка загрязненных веществ».
8. Вода. Растворы.
9. Очистка воды.
Проблема пресной воды.
10. Решение задач
11. Практическая работа №2
« Приготовление растворов».
12.Удивительный мир кристаллов.
13.Выращивание кристаллов. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
2 Химия и организм. 11 14. Химические элементы в живом организме.
15. Химия и косметика.
16. Влияние косметики на организм.
17. Химия и питание.
18. Вредное воздействие нитратов.
19. Правильное питание.
20. Пищевые добавки.
21. Химия и вредные привычки.
22. Витамины.
23. Лекарства.
24. Вредное действие спиртов на организм. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 3 Химические вещества дома и на улице. 36 3 6 25. Что нас окружает?
26. Химические вещества на кухне.
27. Соль.
28. Сода.
29. Уксусная кислота.
30. Сахар.
31.Биологическая роль сахара.
32.Просмотр видеофильма.
33. Минеральная и газированная вода.
34. Бытовая химия.
35. Мыла, СМС.
36. Жесткость воды.
37. Растворители.
38. Хранение и применение химических веществ в быту.
39. Правила оказания первой помощи при отравлениях химическими веществами.
40. Минеральные удобрения, их применение.
41. Решение задач.
42. Практическая работа № 3
«Война пятнам».
43. Что содержится в домашней аптечке?
44. Лекарства и яды.
45. Практическая работа№4
«Анализ лекарств».
46. Экскурсия в аптеку.
47. Экскурсия в аптеку.
48. Химия и искусство.
49. Краски. Состав красок.
50. Экскурсия в ДХШ.
51 Экскурсия в ДХШ.
52.Основные компоненты мела. Цветной мел.
53. Дымковская игрушка.
54.Драгоценные камни.
55. Камни и здоровье.
56. Практическая работа №5
«Приготовление простейших красок».
57. Химия и одежда.
58. Химия и одежда.
59. Экскурсия в ателье.
60. Экскурсия в ателье. 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 4 Химия и экология. 8 61. Воздействия вредных веществ на организм человека.
62. Круговорот веществ в природе.
63. Состав воздуха, изменение атмосферы с высотой.
64. Кислотные дожди.
65. Экология жилища.
66. Конструирование экологического безопасного жилища.
67. Изучение экологической символики.
68. Охрана окружающей среды.
1
1
1
1
1
1
1
1 5 Итого: 68 5 6 Сроки изучения учебного материала (по неделям) Раздел, тема, урок,
практические, работы Ученик должен знать
( основные понятия, термины) Ученик должен уметь
(основные умения и навыки) Повторение ключевых моментов курса.
Межпредметные связи.
Тема №1. Химия – наука о веществах, которые нас окружают (13часов).
1 Мир веществ и химических превращений. Химия - наука о веществах, которые нас окружает. Различать понятия «вещество», «простое вещество» и «сложное вещество». Отличать химические реакции от физических явлений. Вещество
2 Роль химии в жизни человека. 3 Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в химической лаборатории: со стеклом, металлом, пробками и т.д. Предметы лабораторного оборудования. Нагревательные приборы. Весы и взвешивание. Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Правила технике безопасности
4 Химическая посуда. 5
Исследование физических свойств веществ. Физические свойства (агрегатное состояние, цвет, запах, растворимость в воде, плотность жидкостей, температура кипения жидкостей). Обращаться с реактивами. Определять физические свойства. Физические свойства веществ
6 Чистые вещества и смеси. Понятия чистого вещества и смеси. Способы разделения однородных и неоднородных смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, дистилляция, возгонка и другие. Понимать отличие между смесью и чистым веществом, объяснять, для чего нужен химический анализ. Чистые вещества и смеси
7 Практическая работа №1
«Очистка загрязненных веществ». Правила техники безопасности при работе с веществами. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности
8 Вода. Растворы Вода в природе. Круговорот воды в природе. Вода – универсальный растворитель. Агрегатное состояние воды. Агрегатное состояние воды
9 Очистка воды.
Проблема пресной воды. Способы очистки воды.
Источники загрязнения воды. Использовать приобретенные знания для оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. 10 Решение задач. 11 Практическая работа №2
« Приготовление растворов». Правила техники безопасности при работе с веществами. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности
12
Удивительный мир кристаллов. Знакомство с необычными веществами – кристаллами. Уметь выращивать кристаллы в домашних условиях. Кристаллическая решетка
13 Выращивание кристаллов. Тема №2. Химия и организм(11часов).
14
Химические элементы в живом организме. Макроэлементы и микроэлементы, их роль в жизнедеятельности растений, животных и человека. Объяснять причины некоторых заболеваний из-за недостатка микроэлементов. Химический элемент
15
Химия и косметика. Исторические сведения применения веществ в косметике. Состав средств гигиены (зубных паст, шампуней), свойства компонентов, входящих в них. Химические вещества, используемые для изготовления косметических средств. Определить рН средств гигиены, уметь правильно пользоваться косметическими средствами.
Вещества
16 Влияние косметики на организм. Косметика и здоровье. Аллергия. Использовать приобретенные знания для безопасного обращения с косметическими средствами. 17
Химия и питание. Основные вещества, входящие в состав продуктов питания. Химические вещества, используемые в пищевой промышленности. Правильно использовать продукты питания, определять их качество. Состав веществ.
18 Вредное воздействие нитратов. Пищевые добавки. Нитраты и их воздействие на организм человека. Правильно использовать продукты питания, определять их качество, ограничивать воздействие вредных веществ. Нитраты.
19 Правильное питание. Как нужно правильно питаться. Соблюдать принципы правильного питания. 20 Пищевые добавки. Правила техники безопасности при работе с веществами. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
21
Химия и вредные привычки. Влияние алкоголя и никотина на здоровье человека. Вести здоровый образ жизни. Алкоголь
Никотин
22 Витамины. Роль витаминов. Правильно использовать витамины. 23 Лекарства. Роль лекарств. Правильно использовать лекарства. 24 Вредное действие спиртов на организм. Правила техники безопасности при работе с веществами. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности
Тема №3. Химические вещества дома и на улице (36 часов).
25 Что нас окружает? Вещества, которые часто встречаются на улице и дома в обычной жизни (соль, вода, бытовая химия и другие). Правильно с ними обращаться. Вещества
26 Химические вещества на кухне. Соль, сода, уксус, сахар. Что происходит с ними?
Производство и применение сахара.
Заболевания, вызванные избытком сахара. Правильно ими пользоваться. Вещества
27 Соль. 28 Сода. 29 Уксусная кислота. 30 Сахар. 31 Биологическая роль сахара. 32 Просмотр видеофильма. 33 Минеральная и газированная вода. Газ 34 Бытовая химия. Исторические сведения о применении моющих средств. Состав и свойства мыла и СМС. Определить рН мыла и СМС. Мыла и вода
35 Мыла, СМС. 36 Жесткость воды. 37 Растворители. Растворители - дома. 38 Хранение и применение химических веществ в быту. Группы хранения веществ. 39 Правила оказания первой помощи при отравлениях химическими веществами. Принципы оказания первой помощи. 40 Минеральные удобрения, их применение. Виды удобрений, их хранение и использование. Различать по виду. 41 Решение задач. 42 Практическая работа № 3
«Война пятнам».
Правила техники безопасности при работе с вещества
ми. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выводить пятна, доступными веществами. Правила техники безопасности
43 Что содержится в домашней аптечке?
Изучаем домашнюю аптечку. Правильно пользоваться аптечкой.
Правила техники безопасности. Состав лекарств
44 Лекарства и яды. 45 Практическая работа№4
«Анализ лекарств». Правила техники безопасности при работе с веществами.
Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выводить пятна, доступными веществами. Правила техники безопасности
46 Экскурсия в аптеку. 47 Экскурсия в аптеку. 48 Химия и искусство. Исторические сведения о применении химических веществ в искусстве. Химия для художника.
Приготовить простейшие краски, делать надписи на стекле. Состав красок
49 Краски. Состав красок. 50 Экскурсия в ДХШ. 51 Экскурсия в ДХШ. 52 Основные компоненты мела. Цветной мел. Состав мела, история мела. 53 Дымковская игрушка. История изготовления игрушек. 54 Драгоценные камни. Состав некоторых драгоценных камней. 55 Камни и здоровье. 56 Практическая работа № 5
«Приготовление простейших красок».
Правила техники безопасности при работе с веществами. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выводить пятна, доступными веществами. Правила техники безопасности
57 Химия и одежда. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выводить пятна, доступными веществами. Различать ткани (хлопок, лен, шелк) 58 Химия и одежда. 59 Экскурсия в ателье. 60 Экскурсия в ателье. Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Выводить пятна, доступными веществами. Тема №4. Химия и экология (8 часов).
61 Воздействия вредных веществ на организм человека. Отравляющие вещества, их влияние на организм, окружающую среду. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Вредные вещества
62 Круговорот веществ в природе. 63 Состав воздуха, изменение атмосферы с высотой. Воздух, его компоненты. 64 Кислотные дожди. Понятие кислотные дожди. Почему они бывают? Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Кислотные дожди
65 Экология жилища. Безопасность жилища. Экология
66 Конструирование экологического безопасного жилища. 67 Изучение экологической символики. 68 Охрана окружающей среды.
Защита водной и воздушной среды обитания человека.
Понятие ПДК. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни. Литература
1.Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003г.
2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных . – Л. Химия,1985г.
3. Злотников Ю.А. и др. Основы аналитической химии. – М.: Высшая школа, 2002г.
4. Конарев Б. Любознательным о химии.- М. Химия, 1978 г.
5. Манолов К. Великие химики.- М.: Мир,1985г.
6. Ольгин О. Чудеса на выбор. – М.: Детская литература, 1986г.
7. Ольгин О. Опыты без взрывов. – М.: Химия,1986г.
8. Сомин Л. Увлекательная химия. –М.: Просвещение,1978г.
9. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия \ Авт. – сост. Л.А. Савина: - М.: ООО «Фирма « Издательство АСТ», 2000. – 448с.
10. Методический журнал «Химия в школе».
11. Хомченко Г.П., Севостьянова К.И. Практические работы по неорганической химии.- М.: Просещение,1976г.
12. Энциклопедический словарь юного химика. – М.: Педагогика,1982.
13. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мифодия.
14. «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
15. http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».