Рабочая программа по элективному курсу Химия вокруг нас. 8 класс
МБОУ «Урдомская СОШ»
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
___________/Пищикова Т.Н./
Протокол № 1
от «4» сентября 2014 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
___________/Ф.И.О./
« » сентября 2014 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________/Ф.И.О./
« » сентября 2014 г.
Рабочая программа
по элективному курсу
«Химия вокруг нас»
для 8 класса
Пищикова Т.Н.
учитель биологии и химии
высшая квалификационная категория
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету.
Химия - одна из фундаментальных наук, раскрывающих объективную картину развития материального мира, составляет неотъемлемую часть общечеловеческой культуры. Без современной химической науки и химического производства человек не может существовать на Земле. Однако, в связи с ухудшением экологической обстановки на планете возникла серьезная опасность для здоровья людей. Для глубокого понимания современной экологической ситуации, каждый человек должен знать химические аспекты основ и причин всех процессов, происходящих вокруг нас.
Занятия курса способствуют расширению кругозора, повышают общую образованность и культуру обучающихся, развивают их творческие способности, ориентируют на химические специальности.
Целью курса является развитие познавательно интереса школьников и умения применять полученные знания на практике и в жизни.
Задачи:
сформировать и углубить знания, обучающихся о химическом составе пищевых продуктов, средств бытовой химии, гигиены, косметики, способах выведения различных видов пятен, воздействии веществ домашней аптечки на организм человека;
сформировать у обучающихся умение применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни;
развить у обучающихся навыки проведения химических экспериментов, умения анализировать имеющиеся данные, делать обобщения и выводы;
развить у обучающихся умение работать в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы;
развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.
Рабочая программа курса «Химия вокруг нас» составлена с использованием следующих пособий: «Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии», автора О. Ольгина; «Полезная химия: задачи и истории», авторов Л.Ю. Аликберовой, Н.С. Рукк.
Продолжительность курса составляет 17 часов и предполагает его изучение по 1 часу в неделю в течение одного полугодия.
Изучение курса предусматривает проведение лабораторных и практических работ.
Химическому эксперименту отводится значительное место в содержании курса, так как он не только служит средством для поддержания теоретического уровня изучаемых вопросов, но и выступает в роли источника знаний, способствует более активному и творческому усвоению учебного материала. В процессе выполнения эксперимента, обучающиеся приобретают навыки, которые можно использовать в реальной жизни.
После изучения данного элективного курса обучающиеся должны
знать
технику безопасности и правила работы в химической лаборатории;
основные профессии, требующие знания химии;
свойства основных компонентов, входящих в состав пищевых продуктов;
правильное построение рациона питания;
основные компоненты различных сортов мыла, стиральных порошков, отбеливателей, средств гигиены и косметики, их значение;
правила выбора моющих средств для воды разной жёсткости;
приёмы удаления пятен в домашних условиях;
правила выбора средств гигиены и косметики;
действие лекарственных препаратов из домашней аптечки на организм человека;
правила приёма витаминных препаратов;
уметь
соблюдать правила безопасности при обращении с веществами в лаборатории и быту;
проводить химический эксперимент, наблюдать и описывать его результаты, составлять отчёт о выполненной работе;
проводить качественный анализ пищевых продуктов на предмет наличия глюкозы, белка, крахмала;
получать мыла из жиров;
сравнивать моющую способность мыла и CMC в воде различной жёсткости;
определять рН средств гигиены;
выводить различные виды пятен с вещей в домашних условиях;
анализировать информацию на торговых этикетках и определять безопасность продуктов питания, средств бытовой химии, гигиены и косметики;
осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников;
использовать процессоры Microsoft Office Word, Microsoft Publisher, Microsoft Power Point для создания учебных проектов;
работать в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы.
Согласно Положению об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Урдомская СОШ» для оценивания учебных достижений, обучающихся используется дихотомическая система («зачет – незачет»).
Курс считается освоенным (зачтенным), если учащийся посетил не менее 2/3 занятий по этому курсу и (или) по окончании курса предоставил зачетную работу. Зачетная работа выполняется в форме защиты проекта.
Содержание программы
Введение (1 час)
Роль химии в истории человечества. Профессии, требующие химических знаний Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории.
Лабораторная работа «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».
Химия на кухне (4 час)
Химический состав и свойства пищевых продуктов. Пищевые добавки, их действие на организм. Режим питания и сохранение здоровья человека.
Практическая работа № 1. «Определение глюкозы и белка в пищевых продуктах».
Практическая работа № 2. «Определение крахмала в пищевых продуктах».
Практическая работа № 3. «Анализ состава продуктов питания по этикеткам».
Бытовая химия (4 час)
Основные компоненты различных сортов мыла. Процесс производства мыла. Стиральные порошки: состав и их значение. Отбеливатели: оптические и химические. Средства гигиены.
Практическая работа № 4. «Получение мыла из жиров».
Практическая работа № 5. «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости».
Практическая работа № 6. «Определение рН средств гигиены».
Домашняя химчистка (2 час)
Приёмы удаления пятен. Выведение пятен от жира. Удаление пятен от лаков и масляной краски, ржавчины, травы, чернил, ягод и соков, горячего утюга, йода.
Практическая работа № 7. «Выведение различных видов пятен».
Химия и косметика (2 час)
Искусственные и натуральные косметические вещества. Красители для волос. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Духи. Помада.
Практическая работа № 8. «Анализ состава косметических средств по этикеткам».
Химия и здоровье (2ас)
Лекарства и яды в древности. Вещества домашней аптечки, их воздействие на организм человека. Витаминные препараты и правила их приёма.
Роль химии в жизни человека (2 час)
Выполнение и защита проектных работ по основным темам курса.
Календарно-тематическое планирование
№ п./п.
Тема и содержание занятия
Кол-во часов
Дата
Коррекция
8а
8б
Введение. 1 час
1.
Роль химии в истории человечества. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Лабораторная работа. «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».
1
5.09
Химия на кухне. 4 часа
2.
Всё о пище с точки зрения химии.
1
12.09
3.
Практическая работа № 1. «Определение глюкозы и белка в пищевых продуктах».
1
19.09
4.
Практическая работа № 2. «Определение крахмала в пищевых продуктах».
1
26.09
5.
Практическая работа № 3. «Анализ состава продуктов питания по торговым этикеткам».
1
03.10
Бытовая химия. 4 часа
6.
Предметы бытовой химии. Моющие средства. Средства гигиены.
1
10.10
7.
Практическая работа № 4. «Получение мыла из жиров».
1
17.10
8.
Практическая работа № 5. «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости».
1
24.10
9.
Практическая работа № 6. «Определение рН средств гигиены».
1
31.10
Домашняя химчистка. 2 часа
10.
Приёмы удаления пятен.
1
14.11
11.
Практическая работа № 7. «Выведение различных видов пятен».
1
21.11
Химия и косметика. 2 часа
12.
Будьте красивыми.
1
28.11
13.
Практическая работа № 8. «Анализ состава косметических средств по торговым этикеткам».
1
05.12
Химия и здоровье. 2 часа
14.
История возникновения лекарств.
1
12.12
15.
Домашняя аптечка и здоровье человека.
1
19.12
Роль химии в жизни человека. 2 часа
16.
Выполнение проекта.
1
26.12
17.
Защита проекта.
1
15.01
Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1980.
Аликберова Л.Ю., Рукк Н.С. Полезная химия: задачи и истории. – М.: Дрофа, 2008.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2009.
Ерёмина Е.А. и др. Справочник школьника по химии: 8-11 класс. М.: Дрофа, 1996.
Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2008.
Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М. Химия, 1994.
Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью // Химия в школе. 2002. №2.
Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу // Химия в школе. 1997. №5.
Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Алексинский В.Н. Организация работы лаборанта в школьном кабинете химии. М.: Просвещение, 1984.
Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. М.: Детская литература, 2002. (Знай и умей!).
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2004.
Семёнов А.С. Охрана труда и техника безопасности по химии. М.: Просвещение, 1981.
Урок окончен – занятия продолжаются / Под ред. Э.Г. Злотникова. М.: Просвещение, 1992.
Энциклопедический словарь юного химика / Под ред. А.М. Смолеговского. М.: Дрофа, 2000. (Школьная энциклопедия).
15