Интегрированный урок технология+ИЗО Русский народный костюм технологическая карта урока
Конспект урока ИЗО + технология
5 класс
Учитель ИЗО Алексеева Ольга Васильевна,
учитель технологии Голубева Людмила Михайловна.
Тема «Русский народный костюм»
Используемый УМК: Г Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского; Изобразительное искусство «Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 5-9 классы»: Москва, Просвещение, 2014 год. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология ведения дома» 5кл.
Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре традициям своего народа; творческой и познавательной активности.
Задачи урока:
расширить представление о богатстве и разнообразии художественного образа народного костюма;
поддерживать стремление обучающихся к расширению собственного кругозора;
формировать компетенцию самостоятельной работы;
формировать коммуникативную компетенцию: общения в диалоге, формулирования вопроса;
воспитывать уважение к чужому мнению; воспитывать внимание, усидчивость, аккуратность в работе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
Метапредметные:
регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;
коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения.
Перечень оборудования и оформления доски: компьютер, проектор, рейтинговый лист, заготовка фартука для куклы, тряпичная кукла.
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Этапы урока
1. Организационный момент (2 мин.)
Слайд №1
Звучит песня «Во поле береза стояла»
Проверка готовности учащихся к уроку.
Учитель технологии: Сегодня мы пришли на посиделки. Длинными осенними и зимними вечерами парни и девушки собираются вместе не только для развлечений и игр, но и позаниматься рукоделием. А начинались посиделки, или еще говорили « беседа» с праздника Покрова.
Наш класс напоминает русскую избу.
Что мы видим в русской избе? (ответы детей)
Старинный бабушкин сундук!
Сколько интересного может рассказать его содержимое.
Какой у нас сундук старый большой. Да под замком. Как вы думаете что там хранится? (ответы детей).
Верно много в нем добра хранится! Посмотрим что я в нем храню? (Достаем сарафаны …..)
А фартуков сколько много! Один другого краше!
Ученики входят в класс, рассаживаются по группам.
Отвечают на вопросы учителя, Личностные УУД
эмоционально-положительный настрой на урок. Метапредметные:
регулятивные:
осуществляют самоконтроль;
познавательные:
интерес к предмету;
коммуникативные
планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.
2. Актуализация знаний. Введение в тему (2 мин)
Учитель ИЗО: О чем будем сегодня говорить?
Правильно!
ТЕМА Русский народный костюм (северный и южный)
Слайд №2
Учитель технологии знакомит с северным народным костюмом
Слайд №3
Учитель ИЗО знакомит с южным народным костюмом
Рассказ и показ кукол, которые находятся в кабинете.
отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.
Слушают учителя, запоминают элементы костюма Личностные:
формируют умения признавать свои ошибки.
Предметные:
применение знаний полученных на прошлых уроках.
Метапредметные:
познавательные:
ориентируются в своей системе знаний;
регулятивные:
высказывают своё предположение:
коммуникативные:
участвуют в диалоге.
3. Определение целей урока (2 мин)
Учитель технологии Исходя из темы, сформулируем цели урока:
Изучим элементы народного костюма)Научимся
(отличать северорусский женский костюм от южно-русского;)
уважать…(народные традиции)
подбирать… (цвета для декорирования фартука) Ученики рассуждают, формулируют цели урока, опираясь на слова. Личностные:
устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)
Метапредметные:
формулируют тему, цель, проблему урока;
определяют последовательность действий;
4. Изучение нового материала (Восприятие учащимися учебного материала)
(10 мин)
Учитель технологии. Показывает слайд№4 -7(элементы северорусского и южнорусского костюма)
Ребята, какие элементы вы видите на слайде?
Что является основой северного и южного костюмов?
«Рубаха» - от древнеславянского «руб»- кусок ткани
Учитель ИЗО -Рассмотрим орнамент на рубахе. Что он нам напоминает (солярные знаки, связь с природой)
-Какие цвета преобладали в народном орнаменте? Каково их значение?
Собственную рубаху не продавали: считалось, что заодно продашь и свое счастье.
Учитель технологии. - Что еще одевали в праздник поверх сарафана, опишите?
( душегрея-епанечка- коротёна)
В южных районах России модницы надевали поневный комплекс.
-Чем наряд отличается от северного?
Понева-юбка. Она одевалась поверх рубахи, затем передник и навершник.
Завершал праздничный костюм головной убор.
Учитель ИЗО -Какие русские головные уборы вы уже знаете?
-Есть ли отличие между женским головным убором и девичьим?
-Отличаются ли головные уборы северных народов, от южных?
Ведет речь о головных уборах и украшениях.
Любой национальный костюм, так или иначе, отражает особенности национальной культуры. Ученики отвечают на вопрос учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ.
Нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, каково его общественное положение, возраст, сочетался ли браком и т.д.
Более всего разнились костюмы северных и южных губерний.
Личностные:
умеют удерживать учебную задачу;
Предметные:
воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека;
Метапредметные:
познавательные:
находят ответы на вопросы;
овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;
выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;
регулятивные:
отличают верно, выполненное задание от неверного;
коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении;
аргументируют свое мнение;
умение сформулировать вопрос;
Первичное закрепление знаний
Учитель технологии. Сейчас мы проверим, как вы запомнили русский костюм. У каждой группы своя карточка, на которой вы определите детали русского костюма.
Слайды 8-9 проверка Ученики выполняют задание на карточках, заполняют рейтинговый лист после проверки Предметные УУД:
формируют конкретные знания;
Метапредметные УУД:
познавательные:
находят ответы на вопросы;
регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
Учитель ИЗО: Русский народный костюм нашел своё отражение в картинах русских художников. (рассказ о художниках)
Слайды 11-12 Внимательно слушают учителя 5. Физкультминутка ( 2 мин.)
Учитель ИЗО Слайды 13
- Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Представьте, что у вас как у Буратино вырос длинный нос. И мы с вами этим носом будем писать. Поднимите глаза к потолку и напишите не отрывая своё имя и фамилию. Молодцы! Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.
Личностные УУД: формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни.
6. Закрепление полученных знаний
- Вспомните о чем мы говорили?
Ответьте на вопросы викторины
Слайд №14-17
Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют рейтинговый лист Предметные УУД:
формируют конкретные знания;
Метапредметные УУД:
познавательные:
находят ответы на вопросы;
регулятивные:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении;
аргументируют свое мнение.
7.Практическая творческая работа (10 мин)
Учитель технологии (Показывает готовую куклу и заготовку. Кукла-куватка) Как вы думаете, что мы можем сегодня делать?Чего не хватает в наряде у нашей куклы.
Мы подошли к практической, творческой работе.
Именно фартуком мы с вами будем заниматься.
Прежде чем приступить к практической работе, вспомним ПТБ.
Контроль
-индивидуальный
-выборочный
Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.
Мини-защита творческих работ учащихся.
Учитель технологии -Кому вы ее подарите.
Анализ выполненных работ
Рейтинговый лист. Учащиеся вспоминают правила ТБ, выбирают орнамент и выполняют практическую работу, осуществляя проверку и взаимопроверку выполнения задания.
Воспринимают на слух советы и ответы учащихся по устранению недочетов в работе.
Декорированными фартуками ученики завершают оформление куклы
Заполнение рейтингового листа Предметные УУД:
умеют применять знания на практике.
Метапредметные УУД:
познавательные:
осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, выбирают нужный уровень сложности
регулятивные:
контроль, коррекция, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона
коммуникативные:
рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества.
личностные:
самоопределение.
8. Самооценка. Рефлексия.(2 мин)
Учитель ИЗО: Ваше посещение посиделок показало, что вы владеете знаниями, полученными сегодня и на предыдущих уроках ИЗО, технологии, умеете применять их в повседневной жизни.
Учитель технологии:
Слайд 19
Что мы сегодня узнали на уроке?
Были ли трудности?
Чему научились?
Где вам это может пригодиться?
Наш урок подошел к концу, мы благодарим вас за работу на уроке!
Учащиеся отвечают на вопросы Личностные УУД:
следуют моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные УУД:
регулятивные:
контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;
дают оценку деятельности на уроке;
коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении.
Список информационных источников:
Г Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского;
Н.В. Синица, В.Д. Симоненко «Технология ведения дома» 5кл.
А.Ю. Андреева «Русский народный костюм.», Галина и Мария Дайн «Русская тряпичная кукла»,
И.Н. Котова «Русские обряды и традиции»,
Ю. Каштанов «Русский костюм. С Древней Руси до наших дней»
http://cat.convdocs.org/docs/index-111779.html
http://festival.1september.ru/articles/500619/
http://www.bandyvesti.ru/wp/read/istoriya-russkiy-narodniy-kostyum.php