Урок по математике на тему Время. Единицы времени — час, минута (2класс УМК Школа 2100)
Тема: Единицы измерения времени час и минута.
Цели: формирование представления о времени, введение единицы измерения час.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить учащихся с единицами времени и их соотношениями, с историей возникновения часов, видами часов;
Учить определять время по часам;
Формировать умение складывать и вычитать величины, выраженные в единицах времени.
Развивающие:
Развивать речь, операции мышления (анализ, мышление, абстрагирование);
Развивать умение определять время по часам(в часах и минутах);
Развитие навыка самоконтроля, наблюдательности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;
Воспитывать прилежание, трудолюбие и любовь в предмету.
Планируемые результаты:
Предметные:
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
Развивают устную речь, логическое мышление.
Учатся высказывать свою точку зрения.
Формируемые УУД:
- Личностные
Освоение личностного смысла учения, формирование желания учиться, восприятие ценностного окружающего мира.
Умение делать выбор
- Регулятивные
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу;
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- Коммуникативные
Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Слушать и понимать речь других;
Допускать возможность существования людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
-Познавательные
Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя и других учеников, осуществлять актуализацию жизненного опыта;
Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её;
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.
Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение;
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия: Время – величина, часовая и минутная стрелка.
Оборудование: пословицы, иллюстрации часов, числовой тренажёр, сигнальная карточка, индивидуальные карточки, плакаты «Единицы времени», презентация, индивидуальные циферблаты, иллюстрации к сказке, портрет Шварца.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1. Оргмомент
Прозвенел долгожданный звонок:
Урок с нетерпением встречи с вами ждёт.
Задачи интересные приготовил для вас,
Чтобы дружно работал весь второй класс!
_ Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас на уроке присутствует много гостей. Давайте дружно повернёмся к нашим гостям и поздороваемся.
2. Постановка целей и задач урока
Подумайте, о чём говорит такая пословица?
«Поздно поднялся –день потерял»
- Ребята, а почему иногда говорят: потерял время? Разве можно потерять время, например, как ручку или карандаш? (Можно)
«Потерял минуту –потеряешь и час»- русская пословица.
Евгений Шварц даже сказку написал «О потерянном времени».
Главный герой – Петя Зубов – ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова.
Учитель: Какое же несчастье их объединило?
Дети: “Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками”.
Но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.
Учитель: Тогда не будем сегодня на уроке терять время – будем работать и поможем тем, кто его потерял, что же им так и оставаться старичками?
3. Проверка знаний, умений учащихся для подготовки к новой теме:
Устный счёт:
Девиз урока: Время не стоит на месте.
Нас зовёт с собою вместе.
-Откройте тетради, запишите дату урока:
15 марта .
Классная работа.
Прочтите числовой ряд: 11, 22,33,44,56 – на доске
-Найдите лишнее.
-Какую закономерность заметили?
Запишите числовой ряд.
Увеличьте каждое на 1: 12,23,34,45,57.
Уменьшите каждое на 10: 1,2,3,4,6.
Назовите кол-во дес и ед.
«Блицтурнир» ( «Шепни на ушко»)
1. У Никиты 9 машинок, а у Семёна на 3 машинки больше. Ск. машинок у Семёна? 9+3=12м
2. В гараже стояло 18 машин. Из них 9 грузовиков. Ск.легковых? 18-9=9.
3. На 1 книжной полке стояло 6 книг, а на второй на 4 книги больше. Ск. книг стояло на двух полках? (6+4)+6=16к
-Найдите «лишнее» слово:
Площадь, объём, цвет, масса;
Метр, дециметр, длина, сантиметр;
Метр, литр, дециметр, сантиметр.(Закрепить понятие о «величине», и «единицах измерения»)
-Повторим состав чисел второго десятка и узнаем, над чем будем работать сегодня на уроке. Найдите значения числовых выражений.(работа в паре!)
6+7 Е 13 20-19 В 1
12-7 Д 5 8+4 Р 12
15-15 И 0 14-6 Н 8
9+5 М 14 5+6 Ц 11
14-7 Ы 7 11-8 И 3
Единицы времени.
- Вы догадались , о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Тема:
Цель:
-Верно! Сегодня мы будем знакомиться с единицами измерения времени.
- Ребята, давайте поставим задачи на начало урока, что бы вы хотели сегодня узнать? Чему научиться?
Заполняется схема:
Познакомиться
Научиться.
Научиться решать задачи с .
Можно ли сказать что время –это величина?
Кто из вас знает, в каких единицах измеряют время?(час, минута, секунда, неделя, месяц, год.)
Мы сегодня с вами познакомимся с некоторыми из них:
ЧАС МИНУТА
Отгадайте загадку: (ученик)
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас,
Отбиваем каждый час.
Громко, весело мы бьём:
Бим –бом, бом, бим-бом, бим-бом! (Часы)
-Для чего нужны часы? (по ним определяют время)
- А какими они бывают?
Сегодня мы с вами отправимся на выставку часов. Прошу экскурсоводов занять свои места.
Презентация: (2 ученика)
Выставка иллюстраций «Разные часы»
За весь период существования человеческой цивилизации было изобретено множество различных часов. Сначала был «живой» будильник (петух)
Потом люди замечали время по цветам. Цветы в определенное время открывают и закрывают венчики цветов.
Далее изобрели солнечные часы. Время узнавали по длине и направлению тени, которую отбрасывала на циферблат обыкновенная палка.
Далее стали использовать водяные часы. Время в них находили по количеству воды вылившейся из сосуда через небольшое отверстие.
Появились песочные часы. В колбу заключено определенное количество песка равное 1 минуте или 5 минутам.
Механик из Голландии Христиан Гюйгенс изобрел первые часы, механизм которых приводил в движение качающийся маятник, он изобрел их в 17-м веке. Это были самые точные часы.
Потом изобрели высокоточные переносные часы – хронометр.
В современных часах с жидкокристаллическим дисплеем, порой можно встретить массу дополнительных функций: секундомер, будильник, или даже глубиномер. Такие часы иногда напоминают небольшой компьютер.
Сейчас существует много разных часов. Есть кварцевые часы, электронные.
Часы, которые стоят на полу называются «напольные», есть настенные.
Еще есть часы на башнях. Их называют (башенные). В новогоднюю ночь мы слушаем главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». (музыка «бой курантов»)
-А у вас дома, какие часы?
-А как же по ним определить время?
Отгадайте загадку:
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом
Коротышка только раз
Та, что выше каждый час
-О чем здесь идет речь? (о стрелках)
- Что за коротышка бегает по кругу (часовая стрелка)
-Что за сестра (минутная стрелка) она бегает быстрее.
- А что происходит с минутной стрелкой? Она бегает от черточки к черточке.
-Ск.таких черточек на часах? 60
Выводим формулу: 1 час = 60 минут
-А кто умеет определять время?
Сколько часов в 1 сутках?
Как это показать на часах?
Что говорят при этом?
Работа с циферблатами:Показываю несколько примеров , дети определяют время.(1:30, 6:00, 9:15, 11:45)
- А теперь поработаем с вашими циферблатами.
-№4с.33. Установите на модели часов поочерёдно стрелки так, чтобы они показывали 9 ч., 12ч., 5 ч., 8 ч., Расскажите, какое время будут показывать часы после того, как минутная стрелка сделает ещё 2 полных оборота.
-Покажите, как показать, что прошел час.
-Покажите, как прошла 1 минута.
Физминутка: «Часы»
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Работа по учебнику: с.33 №5.
К празднику 8 марта Лена приготовила подарки для мамы и бабушки. Она вышивала салфетку в течение 7 дней по 2 часа и шила прихватку для кухни в течение 3 дней по 1 часу. Сколько всего времени понадобилось Лене для приготовления подарков?
Анализ:
- Что нам дано в задаче?
-Что нам нужно найти?
2) Поиск решения:
-Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
-Что найдём сначала? Как?
-Что нам ещё нужно найти? Как?
-Мы можем ответить на вопрос задачи? Как?
3) Запись решения:
-Запишем решение. Что найдём 1 действием? Сколько часов Лена вышивала салфетку? 7*2=14 часов
- Что найдём 2 действием? Сколько часов Лена вышивала салфетку? 3*1=3 часа.
-Что найдём 3 действием? 14+3=17 часов понадобилось Лене, чтобы приготовить подарки.
4) Ответ.
- Какой ответ будет в задаче? 17 часов потребовалось Лене.
-Как вы думаете, 1 минута –это много или мало?
-«Это интересно»: -Я думаю вам интересно будет узнать, что можно сделать за 1 минуту.
За 1 минуту в нашей стране выпускают:
80 штук-будильников
14-холодильников
18 телевизоров
4-автомобиля
2700 экземпляров книг.
- Предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам).
Работа с тренажёром под тихую музыку.
15-5 15-9 18-9 17-8
11-6 3+9 4+7 9+8
13-7 8+5 3+8 7+7
20-20 16-8 13-4 12-4
4+8 14-7 12-6 5+7
-Ск. успели решить примеров?
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам. Минуты бегут друг за другом, а догнать их или вернуть нельзя.
-Вы бережете своё время?
-Кто старается жить по режиму дня?
Сейчас проверим. Игра «Расставь правильно»(если успеваем!)
Иллюстрации вывешены на доске, ученик выбирает время и подставляет к иллюстрации.
Обсуждение.
Молодцы!
Давайте потратим время на решение задачи, это время оправдает себя в будущем.
Задание №6.с.33
Совет писателя:
Цитата из сказки:
Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.
А время идёт неумолимо вперёд. Посмотрите, как вы выросли, а когда-то были совсем маленькими.
9. Итог урока
- С какими единицами времени мы познакомились?
- Сколько в одном часе минут?
- Что показалось вам интересным?
- Что было для вас новым?
- Перечислите, какие виды часов вы знаете?
- Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?
- Смогли ли мы освободить ребят?
10. Рефлексия.
- Красный смайлик – я всё хорошо понял, мне было интересно.
Жёлтый смайлик – мне всё понятно, но материал не всегда интересен.
Зелёный смайлик – я ничего не понял и на уроке скучал.
11. Д.З. на выбор (выдаётся на листе А4)
Чтение стихотворения учеником
Если умеешь жить по часам,
Время тебе послушно,
Не опоздаешь никогда и сделаешь что нужно.
Наш урок окончен.
15