Возникновение и распад империи Карла Великого (ТРКМ)


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Итоговая работа
по теме:
Проект урока истории в 6 классе по теме «Возникновение и распад империи Карла Великого» с применением технологии развития критического мышления
Курсы повышения квалификации по ИОЧ

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 28.09.15. - 02.10.15.
ВБ: «Проектирование учебного занятия с применением современных
образовательных технологий»




Выполнила: Сизова Анастасия Александровна,
учитель истории
ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска

Преподаватель: к.п.н., доцент Сорокина И.В.




2015 г.
Паспорт урока истории в 6 классе
Сизова Анастасия Александровна, ГБОУ СОШ №1 г. Нефтегорска

Целевой компонент
Тема урока:
Возникновение и распад империи Карла Великого


Образовательная цель
Воспитание ценностного отношения к историческим знаниям, развития критического мышления шестиклассников на основе глубокого осмысления процесса образования Франкской империи Карла Великого.


Планируемые образовательные результаты
По окончании изучения темы ученик:
-формулирует главный вопрос урока (МР);
-сравнивает основные понятия (МР);
-анализирует имеющиеся знания, выявляют пробелы (МР);
-обосновывает свою точку зрения (ЛР);
-составляет вопросы (ПР);
-планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);
-выделяет главную мысль в тексте (МР);
-проявляет устойчивый интерес к изучаемой теме (ЛР);
-активно включается в познавательную деятельность (ЛР);
-анализирует, выделяет основное в тексте (ПР);
-устанавливает причинно-следственные связи (МР);
-называет причины распада империи Карла Великого (ПР);
-называют особенности личности Карла Великого (ПР);
-объясняет причины сопротивления саксов власти Карла Великого (ПР);
-называет дату становления Карла Великого императором (ПР);
- даёт оценку историческому событию, явлению, исторической личности (ЛР).


Программные требования к образовательным результатам раздела «Становление Средневековой Европы VI-XI века.»





Личностные:
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Регулятивные:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.
Познавательные:
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.).
Коммуникативные:
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Содержательный компонент
Программное содержание
Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Покорение саксов. Империя Карла Великого. Распад империи Карла Великого.


Мировоззренческая идея
Любое государственное устройство, основанное лишь на силе, рано или поздно падет.


Ценностно-смысловые ориентиры
Воспитание ценностного отношения к историческим знаниям, личности человека.


План изучения учебного материала
1.Карл Великий: становление короля.
2.Войны Карла Великого. Создание империи.
3.Причины распада империи Карла Великого.


Основные понятия
Империя, король, баски, авары, титул, бенефиций, феод.


Основные даты
768-814гг. – даты правления Карла Великого,800г. – провозглашение Карл Великого императором, 843г. – Верденский договор о разделе империи Карла Великого.


Имена исторических деятелей
Пипин Короткий, Карл Великий, Карл Мартелл, Лотарь.


Географические объекты
Италия, Испания, Пиренейские горы, р. Эбро, р. Рейн, Р.Эльба.

Организационно-деятельностный компонент
Тип урока
Урок изучения нового материала.


Форма урока
Урок-практическая работа.


Образовательная технология
Технология развития критического мышления.


Оснащение урока
учебник (Агибалова Е.В. История средних веков: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 254с.), раздаточный материал, контурная карта, атлас.


Мизансцена урока
Традиционная.


Предварительная подготовка к уроку учащихся
Сообщение «Личность Карла Великого» 1 человек.


Домашнее задание
§3, составить синквейн по теме «Империя Карла Великого».


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА

Приветствие. Проверка отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок
Стоя.Перекличка.Учебник,тетрадь, дневник.


II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ»

Практическая работа с понятиями:
На слайде термины:
Империя  могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром, играющая заметную роль в регионе или даже во всем мире.
Королевство - государство, во главе которого стоит король.
-Что общего у этих понятий?
-Что отличает понятие «империя» от понятия «королевство»?
-Где мы встречались с данными понятиями? (Королевство Франков, Западная Римская империя)
Работа с иллюстрацией:
Перед вами портрет человека, в честь которого была названа империя.
-Что можно сказать о нем, глядя на портрет?
-Кто изображен на портрете?
-Почему мы говорим о империи Карла Великого?
Практическая работа: составление кластера:
-Что мы знаем об империи Карла Великого?
-На какие вопросы мы не смогли ответить в ходе составления кластера? Попробуйте их сформулировать.
Главный вопрос урока:
Как создавалась империя Карла Великого, и что привело к ее падению?
Работа с таблицей
Тонкие вопросы
Толстые вопросы

Кто такой Карл Великий? Каковы особенности его характера?
Как черты характера Кала Великого влияли на ход его политики?


Когда он пришел к власти? Сколько лет правил?
Каким образом ему удалось создать империю?

С какими государствами и племенами воевал?
На чем держалась империя Карла Великого?

Какие направления внутренней политики осуществлял?
Что стало с империей после смерти Карла Великого? Почему это произошло?

Проверка


Фронтально












Фронтально (приложение 1)



Фронтально на листах А4 формата (приложение 3)

Фронтально



Самостоятельно: письменно в тетрадях













-сравнивает основные понятия (МР);
-обосновывает
свою точку зрения (ЛР);








-анализирует имеющиеся знания, выявляют пробелы (МР);
-отстаивает свою точку зрения с учетом чужого мнения (КР);
-формулирует главный вопрос урока (МР);
-составляют вопросы (ПР);
- планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);







III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ»

Карл Великий: становление короля.
Где мы можем узнать об особенностях правления Карла Великого?
Чтение текста с маркировкой: Приём «ИНСЕРТ»
Прочитайте текст, который лежит перед вами и отметьте цветной ручкой:
«v» – уже знал
«-» - думал иначе
«+» - новое
«?» - не понял, есть вопросы
Аналитическая беседа по тексту:
-Что мы уже знаем о Карле Великом и его империи?
-В чём наши знания и информация в тексте совпали?
-Что узнали новое? На какие вопросы из таблицы можем ответить?
-Какие наши знания оказались ошибочными?
-Что осталось непонятным и требует уточнения?
Войны Карла Великого. Создание империи.
Работа с историческим источником (Лоршские анналы, часть вторая). Прочитайте документ.
Работа с таблицей
По прочитанному документу заполните таблицу.
Что?
Кто?
Когда?
Как?
Почему?
Зачем?

Крещение саксов
 Карл Великий,
Племена Саксов
 772-802гг.
 С помощью силы сжигая, все и опустошая. Землю разделил между епископами, графами и другими вассалами.
 Саксы не хотели подчиняться
 Укрепить свою власть в землях саксов и подчинить их.




Проверка
Распад империи Карла Великого.
Практическая работа: составление логической цепочки
Прочитайте пятый пункт параграфа «Как и почему распалась империя Карла Великого» и составьте логическую цепочку.


Фронтально

Самостоятельное чтение текста
Раздаточный материал (приложение 2)

По ходу чтения отмечают цветной ручкой



Фронтально




Работа в парах. Самостоятельно читают документ (приложение 4),
заполняют таблицу






Работа в парах. Читают пункт 4. С. 31-32. Составляют логическую цепочку (приложение 5)

-выделяет главную мысль в тексте (МР);
-проявляет устойчивый интерес к изучаемой теме (ЛР);
-активно включается в познавательную деятельность (ЛР);
-анализирует, выделяют основное в тексте (ПР);



- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
-выполняет задание в сотрудничестве с другими детьми (КР);

-устанавливает причинно-следственные связи (МР);
-называет причины распада империи Карла Великого (ПР);


IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ»

Практическая работа: заполнение кластера:
Обобщающая беседа:
-Что мы теперь знаем о империи Карла Великого?
-Какие особенности характера личности Карла Великого позволили ему создать империю?
- С какими государствами и племенами воевал Карл Великий?
-Почему саксы не хотели подчиняться власти Карла Великого?
-В каком году Карл Великий стал императором?
-На чем держалась его власть?
Практическая работа: составление синквейна
Для закрепления изученного материала, составьте синквейн.
Карл Великий
Умный, дальновидный
Завоевывает, объединяет, управляет
Создатель сильной империи в Средневековье
Император франков
Проверка
Вывод: Итак, Карл Великий создал Франкскую империю, но в отличии от Римской империи, которая строилась на основе единства, его империя строилась на основе религиозного единства, но население говорило на разных языках, наследники Карла непрерывно воевали друг с другом, местная власть уже не нуждалась в сильной власти императора это и послужило причинами распада его империи.
Фронтально на листах А4 формата (приложение 3)








Самостоятельно письменно в тетради






1 ученик
-называют особенности личности Карла Великого (ПР);
-объясняют причины сопротивления саксов власти Карла Великого (ПР);
-называют дату становления Карла Великого императором (ПР);




- даёт оценку историческому событию, явлению, исторической личности (ЛР).


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Содержательная оценка деятельности
Выставление оценки





Приложение 1

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]












Приложение 2
Карл Великий

Карл Великий был наиболее прославленным из Каролингов, династии франкских королей, правивших на значительной территории Европы с середины 700-х до 987 года. Умный, дальновидный политик, Карл утвердил четкую систему отношений в государстве, которая определяла место каждому и регулировала отношения между различными категориями населения. Дважды в год Карл собирал на совет знатных франков и с их согласия издавал указы. На местах власть была отдана графам, которых контролировали доверенные короля.
На военную службу, как в любом феодальном государстве, призывались в основном богатые земледельцы, способные приобрести дорогое вооружение и боевого коня. В завоеванных землях свободные общинники обращались в зависимых крестьян. С 789 г. Карл неоднократно издавал указы, предписывавшие каждому свободному человеку найти себе сеньора, под началом которого он должен служить. При дворе сложился ученый кружок во главе с Карлом, названный Академией. Наиболее известными его членами были англосаксонский ученый Алкуин и другой образованный сподвижник Карла – Эйнгард, автор «Жизни Карла Великого».
В 772 г., под предлогом прекращения жестокостей, чинимых германским племенем саксов над христианскими миссионерами, Карл Великий начал с саксами упорную войну, тянувшуюся с перерывами более 30 лет. Став во главе большой армии, Карл перешел Рейн и, нанеся поражение саксам на реке Везере, взял священный город саксов Эресбург (близ современного Оснабрюка). Разрушив главную языческую святыню саксов, Ирминсуль, Карл принудил их в 773 г. к миру.
Призванный на помощь папой, Карл Великий совершил замечательный поход в Италию (773-774). Разделив свою армию на две части, он быстро перешел Альпы и, окружив противника, заставил Дезидерия отступить из Римской области к Павии и Вероне. После 7-месячной осады Павия была взята, неприятельская армия рассеяна, и государство лангобардов присоединено к владениям франков (774). Адриан I признал Карла Великого покровителем Рима и королем Италии, а Карл взамен утвердил дар Церковной области, сделанный отцом его Пипином в пользу римского престола. Как светский владетель, папа считался вассалом Франкского государя.
В 775 г. возобновилась война с саксами. Разделив войска на несколько армий, Карл Великий двинул их через Рейн и, разрушая на пути все города и селения, одержал над саксами ряд блестящих побед и покорил множество племен, заставив их силой принять крещение (777).
В 778 Карл совершил поход в Испанию в защиту одного из своих арабских вассалов. Перейдя Пиренеи, он взял Памплону, Барселону, осадил Сарагосу и, соединившись с другой своей армией, присоединил к своей короне Наварру, Арагон и Каталонию. При возвращении из этого похода Карл Великий подвергся внезапному нападению басков, служивших герцогу гасконскому Лупу II, и избежал гибели лишь благодаря геройскому самопожертвованию своего племянника Роланда, который, командуя арьергардом, задержал неприятеля до поздней ночи в Ронсевальском ущелье и тем дал возможность главным силам совершить отступление. Роланд со всем своим отрядом был истреблен гасконцами. За это нападение Карл в следующем году разорил Гасконское герцогство, герцога повесил, а владения его присоединил к государству франков.
После провозглашения империи, в 800 году, Карл воевал гораздо реже, чем прежде, зато энергично занимался её обустройством. Он пытался создать единое целое из совершенно разных земель, когда-то завоёванный его предками и им самим. Но даже для Карла Великого эта задача оказалась необычайно сложной.
Долгое время у Карла не было столицы, и он разъезжал со своим двором по всей территории государства. Позже Карл предпочитал останавливаться в Ахене. Государством Карл управлял с помощью королевского двора; те, кто служил ему в качестве конюшего или виночерпия, привлекались и к делам государственного управления. На местах власть по-прежнему находилась в руках графов, которых назначал император. Вдоль тех границ, где возникали наиболее серьёзные опасности, создавались специальные округа – марки во главе с маркграфами. Епископы и аббаты тоже участвовали в делах управления, выполняя поручения императора. Сам Карл проверял своих слуг во время постоянных разъездов. В этом ему помогали «государевы посланцы», которых он рассылал во все стороны для контроля над графами.
Эйнгард. Жизнь Карла Великого.






























Приложение 3
Лоршские анналы, часть вторая
772. Король Карл был с войсками в Саксонии и разрушил их святыню, которая называлась Ирминсул*.
775. Был король Карл с войсками в Саксонии, опустошил ее, принеся большие разрушения, и завоевал крепости, поставив там гарнизоны.
777. Карл собрал франков на военное собрание в Саксонии, и было там крещено великое множество язычников-саксов.
Карл снова пришел в Саксонию, дошел до озера Везер, и усмиренные саксы принесли клятву и дали заложников.
...И разделил он эту страну меж епископами и аббатами, с тем чтобы они крестили здесь и проповедовали.
...Господин король с великим войском отправился в Саксонию, началась война с восставшими саксами, и было их убито многие тысячи.
И вновь Карл отправился в Саксонию с войском.
Король Карл пребывал в Саксонии с Рождества Христова до июня месяца... и саксы вновь приняли христианство, от которого было отреклись. После того... как мятежи прекратились, король вернулся домой...
792. ...Саксы вернулись к язычеству: все церкви опустошили, разрушили и сожгли, а епископов одних выгнали, других убили.
...Саксы, как обычно, нарушили верность: не пришли на помощь королю, когда он пожелал идти на другие народы.
...В тот год Карл... обошел саксонские земли, где были мятежи, сжигая все и опустошая, и привел оттуда пленных мужчин, женщин и детей, а также привез добычу в неисчислимом множестве.
Снова Карл в тот год пошел в Саксонию... и провел зиму; воины его построили здесь свои жилища.
799. ...Король Карл захватил множество саксов с их женами и детьми, расселив их в различных областях своего государства, а землю их разделил между епископами, графами и другими вассалами.
* Ирминсул по языческим верованиям саксов священное дерево, на котором держалась Вселенная.

Свод древнейшиих письменных известий о славянах. Том II (VIIIX вв.) // Лоршские и Мозельские анналы. М.: «Восточная литература» РАН, 1995. С. 442446












Приложение 4



Приложение 3





















Падение империи

Раздел империи

Приход к власти

Создание закона

Империя

Подчинение народов

Время существования

Религия

Право

Внешние данные

Черты характера

Армия

Название







Внешняя политика

Империя Карла Великого

Династия

Форма правления

Понятие

Личность

Внутренняя политика

Администрация



15