Урок по литературному чтению на тему : Г.Сенкевич «Янко-музыкант», В.Драгунский «Девочка на шаре».


Тема : Г.Сенкевич «Янко-музыкант», В.Драгунский «Девочка на шаре». 6 классОбщая цель: Познакомить учащихся с произведениями Г.Сенкевича и Драгунского.Ожидаемый результат: Смогут высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; находить в тексте ответы на вопросы.Тип урока: Урок изучения нового материалаЗадания: Индивидуальная работа, в группеХод урока: 1.Оргмомент: - Здравствуйте, ребята! 2. Психологический настрой.Мы -умные!Мы -дружные!Мы -внимательные!Мы -старательные!Мы -отлично учимся!Всё у нас получится!
3.Проверка дом работы
4. Деление на группы. Игра «Угадай-ка»
- О каком цвете идёт речь:
Красивый , яркий, горячий, ….красный
теплый, легкий, струящийся, радостный ….желтый
Холодный, тяжелый, строгий, таинственный …синий
Чистый, снежный, невинный…белый
Насыщенный, спокойный, свежий, нежный, живой… зелёный
Делятся на группы (первые 4 человека, ответившие на определение цвета, составляют группу).
5.Стадия «Вызов».
- Есть ли у вас заветная мечта? О чём она?
- А что такое «мечта»?
По толковому словарю С.И.Ожегова  слово «мечта» означает:Мечта – нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.Мечта – предмет желаний, стремлений.
По толковому словарю В.И.Даля слово «мечта» означает:Мечта – заветное желание, исполнение которого сулит счастье.
-Скажите, ребята, а у вас есть заветная мечта? Вспомните свою мечту. Когда мы прочитаем с вами рассказ, то вы узнаете мечту главного героя. И вы сравните мечта вашу с мечтой героя , который жил 200 лет назад.
6.Подготовка к восприятию.-- Сегодня мы продолжим тему, о которой говорим уже не первый урок: о  трагической судьбе крепостных детей. Скажите,  какими рассказами каких писателей  мы познакомились? Скажите мне главную идею этих произведений.
-А сегодня мы познакомимся с рассказом польского писателя Г.Сенкевича «Янко-музыкант».
– Генрик Сенкевич – известный польский писатель, лауреат Нобелевской премии . В своих произведениях показал тяжелую жизнь крестьянства, характерную не только для Польши, но и для России.
Постарайтесь посмотреть на жизнь  глазами героев рассказа Г.Сенкевича и попытайтесь проникнуть в их мир.
Прочитайте название и начало рассказа (несколько строк). Догадайтесь, о ком (о чём) будет это произведение.
У этого мальчика по имени Янко тоже была мечта. О чём он может мечтать?
                                                С л о в а р н а я  р а б о т а.
--Прежде чем познакомиться с самим произведением, уточним значение встречающихся в нем непонятных слов, так как оно было написано очень давно. Давайте, объясним их значения. На экране высвечиваются старые слова, которые вышли из употребления, а вы постарайтесь дать им объяснения или своими словами, или же из учебного словаря.
Былинка-здесь травинка
Был подпаском- помогал пастуху как помощник пастуха
Вторил-здесь: подыгрывал, повторял
Лубок-кора липы
Льняного цвета-цвета льна, почти белые
На вилах-айырдаНадсмотрщик-тексеруші
Поденщица – работница, которая занята временным трудом.
Под чужой кровлей-в чужом доме
Сумерки-кешке –қарай
Приказчик – человек, который контролирует работу в хозяйстве помещика.
Лакей—прислуга
Корчма-так в Польше называли постоялый двор, трактир, в котором по вечерам продавались крепкие запрещенные напитки
7. .Чтение с остановками.- О чём мечтал Янко? Сбылись ли наши предположения?- Как вы думаете, сможет ли Янко осуществить свою мечту?- Что произойдёт дальше?- Ожидали ли вы такой концовки?- Что особенно взволновало вас в этом рассказе?8.Работа в группах.Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает отдельное задание на карточках.1 группа. Подготовиться подробно рассказать о Янко по плану, используя слова текста:1. -В какое время жил Янко?2. -Как он выглядел?3. -Чем мальчик занимался в детстве?4. -Какая у него была мечта?5. -Сбылась ли она?6. -Как погиб Янко?2 группа. Определите, что главное в каждой части, озаглавьте их, составьте план.3 группа. Как к Янко относилась мать, приказчик, староста и судьи, сторож Стах? Подтвердите словами текста?4 группа. Примите участие в судьбе Янко. Попробуйте придумать счастливый конец к этому рассказу.9.Представление от групп. Выступает 1 учащийся от группы.
10. Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением. Вычеркните повторяющиеся буквы, а из оставшихся сложите фамилию детского писателя.
Д Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ З     (Драгунский.)
Слово учителя.
Родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. С 1940 года публикует фельетоны и юмористические рассказы, позже собранные в сборник «Железный характер»; пишет песни, сценки для эстрады и цирка. Виктор рано начал работать, чтобы обеспечить себе пропитание. В 1930 году, уже работая он стал посещать «Литературно-театральные мастерские». В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). Впоследствии руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка». Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент. Когда окончилась Великая Отечественная война, он, к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей: «Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…» И только в 40 лет В. Драгунский начал писать. Всего он написал около 90 рассказов для детей. Героем его произведений стал младший сын писателя Дениска.
Драгунского нет с нами уже много лет, но книги его продолжают издаваться. Сегодня мы познакомимся с его рассказом «Девочка на шаре».
–  Откройте учебники на странице 184.
Словарная работа:
Ребята, давайте разберём слова, которые встретятся в произведении.
Посмотрите на доску и попробуйте объяснить значения этих слов:
ЭСКИМО СИТРО ЭКВИЛИБРИСТ
Обратимся к словарю Ожегова:
ЭСКИМО – мороженое на палочке. (Показываю иллюстрацию)
СИТРО – фруктовый газированный напиток. (Показываю иллюстрацию)
ЭКВИЛИБРИСТ – человек обладающий способностью удерживать равновесие при неустойчивом положении тела.
Чтение и анализ текста (с. 184–191).
1. Выразительное чтение текста учащимися по цепочке.
По ходу чтения  проводится словарно-лексическая работа.
2. Беседа по содержанию прочитанного (с. 191).
1) Какое впечатление на Дениса произвело цирковое представление? Он воспринял цирк так же, как и в первый раз? (У Дениса есть чуткость к восприятию красивого. Он отмечает то, на что другие дети, возможно, даже не обращают внимания. Все дальнейшее представление для Дениса делится на очень красивое (девочка на шаре) и либо глупо уродливое – клоун с петухом, либо неинтересное и неестественное – львы.) 2) Как вы думаете, если бы артист-жонглёр выступал не до девочки на шаре, а после нее, он понравился бы Денису? (С девочкой на шаре ничто не может сравниться для Дениса, все остальное кажется глупым, фальшивым, неестественным. Поэтому, возможно, выступление жонглёра, если бы оно следовало за выступлением девочки, понравилось бы ему много меньше, а может, и вовсе не понравилось.)3) А если бы девочка на шаре не выступала в тот день, Денису понравился бы клоун с петухом? А львы? (Клоун с петухом мог бы ему и понравиться. Что касается львов, то представление со львами никогда не могло бы понравиться Денису. Мальчик с огромной любовью относится к животным, ему не нравится насилие над животными, то, что их таскают за хвосты, и то, что по ним ходят, как по ковру.)4) Так что же случилось с Денисом? (Денис, потрясенный красотой циркового номера, героиней которого была девочка на шаре, влюбился. Он любуется не только красотой представления, но и красотой самой девочки.)5) Найдите в тексте длинную и чуть-чуть смешную фразу, из которой ясно, как тщательно Денис анализирует малейшие знаки внимания со стороны девочки, как он ценит то, что девочка именно его выделила из всех остальных зрителей. («И в эту минуту эта девочка посмотрела на меня, и я увидел, что она увидела, что я ее вижу, и что я тоже вижу, что она видит меня, и она помахала мне рукой и улыбнулась».)
– То, что Денис влюбился, подтверждается и тем, что после выступления девочки он не может ни о чем думать, – все остальные выступления кажутся ему глупыми и неинтересными. Это подтверждается и тем, что Денис хочет показать девочку отцу и мечтает снова попасть в цирк.
Подведение итогов.
- Как вы думаете, возможен ли счастливый конец рассказа в то время, когда жил Янко?
- Почему одарённый мальчик не мог учиться игре на скрипке?
- Какие чувства вызвала у вас эта история? На предыдущем уроке мы познакомились с другим  ребенком, жившим в то же время, только в России. О ком идёт речь? Как звали героиню? Кто автор этого произведения?(М.Е.Салтыков-Щедрин «На барском дворе»)
- Чем дополнило ваше представление о том времени каждое из произведений?
-Вернемся в наше время. Как вы думаете, если наш Янко жил в ваше время, исполнилась бы его мечта?
-Изменилась ли жизнь детей сейчас?
-Как вы думаете, если бы наш герой жил сейчас и так страстно любил музыку, кто бы из него вырос?
Попробуйте составить синквейн со словом «Янко» (задание выполняется по группам).Янко.Слабый, хилый.Мечтает, слушает, играет.Талант делает человека счастливым.Музыкант.7.Представление от групп синквейнов. Их оценивание по критериям:1. Выразительность лексики.2. Донесение своих мыслей и чувств.
С каким произведением познакомились? (Девочка на шаре)
2) Кто его автор? (В. Ю. Драгунский) о взаимоотношениях родителей и детей, о взаимопонимании, о глубине чувств взрослеющих детей)3) Хотелось бы вам прочитать другие произведения этого автора? (Ответы детей)
4) Понравилась работа на уроке? Чем понравилась? (Ответы детей)
5) Какие трудности возникли? (Ответы детей)
Молодцы, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы (…….). Активнее нужно работать (………). Не отвлекаться (…..).
Рефлексия
Скажите мне три вещи
Сегодня мы познакомились……
Мы справились хорошо…..
Мы хотим узнать больше о …..
Сейчас вы знаете то, что не знали  3 часа назад
Домашнее задание: сделать рисунки к рассказам,
Составить 2 толстых и 2 тонких вопроса по содержанию
Д Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ ЗД Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ ЗД Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ ЗД Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ ЗД Б РА
В Г Е У
Н С К Ж
Е И В Й
Ж ЗБ З1 группа. Подготовиться подробно рассказать о Янко по плану, используя слова текста:1. -В какое время жил Янко?2. -Как он выглядел?3. -Чем мальчик занимался в детстве?4. -Какая у него была мечта?5. -Сбылась ли она?6. -Как погиб Янко?
2 группа. Определите, что главное в каждой части, озаглавьте их, составьте план.
3 группа. Как к Янко относилась мать, приказчик, староста и судьи, сторож Стах? Подтвердите словами текста?
4 группа. Примите участие в судьбе Янко. Попробуйте придумать счастливый конец к этому рассказу.