Воспитательная программа «В одном счастливом детстве»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №64 г. Томска
Согласовано
зам. директора по ВР
_________ /Т. Ю. Прокопьева/
«_____»_________2014г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/В. М. Ставский/
Воспитательная программа
«В одном счастливом детстве»
Возраст детей: 6,5-11 лет
Сроки реализации: 4 года
Программа рассчитана на обычную категорию детей
Составитель: Кинжагулова Н.А.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Томск, 2014г.
Оглавление
Пояснительная записка3
Основные принципы и подходы к реализации программы.5
Этапы и условия успешной реализации программы... 7
Основные направления воспитания... 8
Характеристика классного коллектива.........................14
Анализ работы за 2013-2014 уч. год ..15
План реализации программы на 2014-2015уч. год... 17
Ожидаемые результаты реализации программы.. 21
Критерии оценивания результатов реализации программы 21
Основная идея - качество воспитания определяется не объёмом проведённых мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.
Пояснительная записка
В современной России особенно остро встают проблемы, связанные с падением нравственности среди молодежи, утраты духовных ценностей, моральных и нравственных принципов. Общество не перестало нуждаться в людях высокой духовной культуры.
«Школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.», - говорится в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников», в основном документе Стандартов 2 поколения.
Сейчас как никогда остро стоит проблема формирования системы общенародных духовно-нравственных ценностей и структур, закладывающих основы общенациональных ценностей.
Школа является важнейшим социальным институтом, который призвал решать и проблему образования подрастающего поколения, и проблему воспитания.
Поэтому одной из главных задач современной школы является формирование нравственных качеств личности. Свою деятельность в качестве классного руководителя и первого наставника детей планирую выстраивать так, чтобы воспитывать в детях доброту, порядочность, умение радоваться жизни, желание помогать ближним, уважительно относиться к старшим, быть дружелюбным по отношению к младшим, ценить и уважать историю своей Родины, уметь найти себя во взрослой жизни.
Для учащихся начальной школы формирование навыков коллективизма и самоорганизации необходимо, т.к. эти дети практически социально не адаптированы при поступлении в первый класс.
Понимание смысла в здоровом образе жизни и осознание значимости сохранения здоровья у детей первого года обучения в школе отсутствует. Нравственно-ценностные ориентиры у детей этого возраста не достаточно сформированы, примитивны.
Если школьные воспитательные мероприятия, направленные на формирование человека-Гражданина, человека– Патриота, человека – Личности, не станут эмоционально привлекательными в начальной школе, то ученики могут оказаться в социально опасной среде вне школы.
Разработка и внедрение в практическую деятельность воспитательной программы создает условия для осуществления целенаправленного, последовательного воспитательного процесса в течение всего обучения в начальной школе – с первого по четвертый класс.
Данная программа предназначена для работы с детьми 6,5 – 11 лет общеобразовательной школы, является частью воспитательной системы школы, реализуя следующие приоритетные направления: нравственное, правовое, патриотическое, физическое, социологическое, художественно-эстетическое, трудовое воспитание. Программа направлена на воспитание у учащихся культуры поведения, здоровых привычек, доброго отношения к природе, воспитания любви к родному краю, воспитанию здорового образа жизни. В нашей школе в начальном звене 8 классных коллективов, классы объединены в детскую организацию «Старт». В основе ее деятельности лежит система коллективных творческих дел. Воспитательную работу с классным коллективом планирую в соответствии с планом работы организации «Старт» .
Характеристика социокультурного пространства
Школа активно взаимодействует с организациями и объединениями, входящими в социокультурное пространство: Тимирязевским Домом культуры, Тимирязевской библиотекой, школой искусств №7.
Взаимодействие с социумом
Воспитательный потенциал ОУ
В школе хорошо развита традиция проведения КТД, традиционны праздники: День матери, День Победы, Новогодний карнавал, Женский день, День учителя День здоровья, Акция «Дети-детям» и другие.
Направленность программы:
Цели:
формирование гармонично развитой личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей: духовных, нравственных, интеллектуальных, творческих и физических
создать условия для формирования ученического коллектива на основе последовательной систематизированной воспитательной программы на весь период обучения детей в начальной школе.
Задачи:
разработать систему планирования и организации формы воспитательной работы в классе с первого по четвертый класс;
скоординировать систему воспитательной работы в классе с общешкольной;
выявить на основе социометрических и психологических методик реальных лидеров среди учащихся класса;
формировать навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми; доброжелательные отношения между одноклассниками;
- создать условия для развития творческих способностей, формировать учебную мотивацию и развивать учебные навыки,
формировать навыки здорового образа жизни через организацию туристско-спортивной работы в классе;
воспитывать любовь к малой родине, чувство патриотизма,
формировать интерес и потребность к саморазвитию, к самопознанию, самовоспитанию;
привлечь родительскую общественность к участию в воспитательной программе класса через патриотическое, эстетическое, духовно-нравственное, спортивное направления.
Изучение коллектива: (формы и методы)
Для изучения личностей школьников, вовлечение их в общественную жизнь класса, для планомерной и эффективной работы по созданию классного коллектива планируется использовать следующие формы работы:
- классные часы,
- встречи с психологом,
- беседы,
- тестирование.
- совместное участие в концертах, фестивалях, конкурсах,
- праздники,
- посещение музеев,
- проектная деятельность,
- работа с семьей
Работа с родителями
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления
формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
дни творчества
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
участие родителей класса в работе совета школы
участие в управлении учебно-воспитательным процессом
участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля
участие в работе общественного совета содействия семье и школе
Темы родительских собраний (могут меняться)
Срок проведения
Тема собрания
Ответственные
Подготовительный период
август
Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса, УМК
администрация школы, учитель
1 класс
сентябрь
Адаптация: первые шаги. Организационные вопросы
учитель
октябрь
Трудности адаптации. Как выстроить общение
учитель, психолог
декабрь
Родителям о внимании и внимательности.
учитель
февраль
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
учитель, психолог
апрель
Итоги адаптации первоклассников.
учитель
май
Перелистывая страницы учебного года.
учитель
2 класс
I четверть
Особенности учебников, по которым учатся дети.
учитель
II четверть
Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.
учитель
III четверть
Причины и последствия детской агрессии.
учитель, психолог
IV четверть
Поощрение и наказание детей в семье.
учитель, родительский актив
3 класс
I четверть
Семейные праздники и их значение для ребёнка.
учитель
II четверть
Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.
учитель, библиотекарь, психолог
III четверть
Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.
учитель
IV четверть
Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.
учитель
4 класс
I четверть
Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.
учитель
II четверть
Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.
учитель
III четверть
Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.
учитель
IV четверть
Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"
учитель
Работа с учителями – предметниками
- посещение уроков классным руководителем,
- выставка творческих работ,
- помощь в подготовке к мероприятиям,
- день открытых дверей,
Основные направления воспитания
Духовно-нравственное воспитание.
Задачи:
формирование основ морали;
принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Формы работы:
- КТД;
- беседы;
- классные часы;
- экскурсии;
- встречи с интересными людьми.
Ожидаемый результат:
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.
2) Гражданско-патриотическое воспитание.
Задачи:
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь.
воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.
Формы работы:
уроки мужества
классные часы
беседы
диспуты
экскурсии
встречи с ветеранами и интересными людьми
акции добра и милосердия
сбор материалов в школьный музей.
Ожидаемый результат
Ребенок интересуется и гордиться историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел класса, школы и привлекает в этому других.
Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
Отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.
3) Интеллектуальное развитие
Задачи:
изучить индивидуальные способности учащихся.
контролировать успеваемость.
создать условия для развития познавательных интересов.
формировать учебную мотивацию.
Формы работы:
Контроль за успеваемостью
Предметные олимпиады
Контакт с учителями - предметниками
Экскурсии
Встречи с интересными людьми
Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры
Классные часы
Беседы
Ожидаемый результат.
Ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное.
Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.
Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.
Работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.
4) Спортивно-оздоровительное воспитание
Задачи:
Наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся.
Сохранять и укреплять здоровье учащихся.
Констатировать санитарно-гигиенические нормы, организацию питания, помощь заболевшим (по учебе).
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Организовывать спортивные соревнования, экскурсии. Работать в контакте с врачом.
Формы работы:
День здоровья
Встречи с врачом
Соблюдение СГН
Организация режима
Соревнования
Прогулки
Походы
Секции
- Дежурство, генеральные уборки
Рисунки
Выставки
Предупреждение травматизма
Ожидаемый результат
Развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни.
5) Творческий труд
Задачи:
развитие творческого потенциала.
организовывать интересные творческие коллективные дела.
формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации.
привлечение учащихся к организации и проведению классных, школьных и районных мероприятий.
Формы работы:
КТД;
классные часы;
шоу;
выставки;
тематические комплексные мероприятия;
создание и поддержка традиций школы, класса.
Ожидаемый результат:
Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества.
Умение найти свое место в творчестве.
Массовое участие в КТД.
Ребенок находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.
6) Социально-психологическая поддержка.
Задачи:
систематически организовывать психолого-педагогическую консультацию родителей
проводить входные и выходные диагностики психологических процессов.
выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся.
наблюдать за адаптацией учащихся к требованиям школы.
составление психолого-педагогических характеристик ребенка и всего детского коллектива, делать сравнительный анализ.
своевременно выявлять особенности ребенка.
развивать способности ребенка.
проводить с детьми и родителями психологическое просвещение.
Формы работы:
консультации;
беседы;
анкетирование, тестирование, диагностика;
род. собрания, встречи, беседы, лекции;
контроль, коррекция успеваемости;
составление индивидуальной психолого-педагогической карты;
мониторинги развития личности.
Ожидаемый результат:
Стремление учащихся к саморазвитию и самореализации.
Развитие внимания, мышления, памяти, речи детей.
Воспитание уважения к себе.
Обеспечение контроля за динамикой психологического развития учащихся. Определение программ развития работы с коллективом.
Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.
7) Работа с семьей.
Задачи:
поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу.
планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
вести индивидуальную работу с родителями.
привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка.
изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
пропагандировать здоровый образ жизни.
Формы работы:
Организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп.
Консультации, беседы, лектории.
КТД.
Организация летнего отдыха.
Анкетирование, диагностирование, тестирование.
Содействие в материально-техническом оснащении класса.
Посещение семей на дому.
Ожидаемый результат:
Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалификационной помощи.
Создание приоритета родительского воспитания.
Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.
8) Развитие самоуправления.
Задачи:
Привлекать учащихся к планированию работы, организации и проведения дела.
Содержание, формы работы:
генеральные уборки;
дежурство;
анкетирование;
составление плана работы и участие в его осуществлении;
актив класса.
Ожидаемый результат:
Участие в делах класса.
Выполнение поручений.
Развитие организованности, самостоятельности, творчества, стремление реализовывать себя, инициативность, бережное отношение к результатам труда.
Осознание значимости труда, саморазвитие.
План реализации программы на 2014-2015 уч. год
Направления
Мероприятия
Сроки проведения
Спортивно-оздоровительное воспитание
Беседа «Мой распорядок дня», Беседа «Безопасный путь от дома до школы»
День здоровья
КТД «Где нас подстерегает опасность»
Классный час «Правильное питание – залог здоровья
Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Путешествие на звезду «Здоровья» (городская программа)
Кругосветка «Светофорная наука»
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Декабрь
октябрь
Гражданско-патриотическое воспитание.
День Знаний
Кл. час «Символы нашей Родины»
Чтение книг о защитниках Родины.
Кл. час «Никто не забыт, ничто не забыто»
Кл. час «Герои космоса»
Встреча с участниками ВОВ и локальных войн.
Чтение рассказов о войне.
Конкурс на лучшего чтеца стихов о войне.
Митинг в честь погибших в ВОВ
Путешествие на звезду «Заботы» (городская программа)
Сентябрь
Декабрь
Декабрь
Февраль
Март
Апрель
Май
Духовно- нравственное
Беседа по правилам поведения учащихся в школе.
Экскурсия в лесную библиотеку.
Кл. час «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»
Экскурсия в музей.
Игра «Азбука вежливости»
Акция «Весёлые переменки»
Акция «Дети детям»
Праздник для Мам
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Февраль
Март
Март
Март
Интеллектуальное
развитие
Экскурсия «Путешествие в осеннюю сказку»
Игра – викторина «В мире интересного»
Праздник «Первого звонка»
Классный час «Зачем мы ходим в школу?»
КТД игра «Поле математических чудес»
Праздник «Прощание с Азбукой»
Сентябрь
Октябрь
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
февраль
Творческий труд
Выставка рисунков «Золотая осень»
КТД «Золотая осень»
Конкурс поделок из природного материала
Практическая работа «Птичья столовая»
Кл. час «Новый год в других странах»
Мастерская Деда Мороза
КТД «Новогоднее представление».
Ассорти – пирог «Весёлые конкурсы»
Кл. час «Рыцарский турнир».
КТД «День смеха».
Акция «Весёлые переменки»
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
ноябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Март
Февраль
Апрель
Апрель
Социально-психологическая поддержка
Изучение и анализ культурно-
бытовых отношений в семьях.
Выявление и поддержка учащихся,
нуждающихся в социальной защите.
Создание банка данных
(многодетные, малообеспеченные,
подопечные, неблагополучные
семьи).
Диагностика межличностных отношений в группе.
Диагностика агрессивности.
Диагностика тревожности.
Круглый стол для родителей: «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
октябрь
февраль
март
апрель
Организация самоуправления
Командир
Оказывает помощь учителю, выполняет мелкие поручения. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Помогает организовывать работу отделов класса.
Павлов Роман
Помощники командира
Пацалова Екатерина
Крепких Полина
Отдел труда и порядка
Организуют дежурство в классе и в столовой. Проводят рейды порядка и чистоты. Следят за качеством дежурства.
Филюкова Дарья
Мурина Анна
Павлова Вероника
Гуренков Виталий
Сухих Валентин
Савина Кристина
Отдел физкультуры и спорта
Организуют ежедневную утреннюю зарядку.
Помогаят учителям в проведении физкультминуток во время уроков.
Андреев Егор
Богданов Владимир
Долгополов Глеб
Понкратов Прохор
Смокотин Максим
Крепких Виталя
Отдел здоровья
Контролируют мытье рук перед посещением столовой. Следят за внешним видом учащихся.
Кадочникова Анна
Карпов Артём
Кондрашов Дмитрий
Лешков Артём
Рогожкина Ирина
Усанин Слава
Отдел цветовод
Поливают цветы по мере необходимости.
Следят за внешним видом цветов (убирают сухие листья, протирают цветочные горшки)
Байгулова Арина
Зяблова Карина
Каушан Александра
Скирневская Лиза
Солдаткина Настя
Янова Анна
План работы с родителями
Тематика родительских собраний
сентябрь
Адаптация: первые шаги. Организационные вопросы
октябрь
Трудности адаптации. Как выстроить общение
декабрь
Родителям о внимании и внимательности.
февраль
Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними?
апрель
Итоги адаптации первоклассников.
май
Перелистывая страницы учебного года.
Родительский лекторий
С е н т я б р ь - «Жизнь ребёнка и его успехи в школе».
Н о я б р ь - «О любви к живому».
Я н в а р ь – «Как прекрасен этот мир» (об эстетическом воспитании школьников).
М а р т – «Путь к здоровью, силе, бодрости».
М а й – «Как воспитать настоящего человека»(о нравственном воспитании школьника).
Родительский комитет
Тюменцева Наталья Геннадьевна
Понкратова Екатерина Михайловна
Байгулова Елена Ильинична
План работы родительского комитета
Сентябрь - Помощь в проведении экскурсии.
Выявление малообеспеченных семей.
Октябрь - Помощь в проведении «День именинника».
Октябрь, декабрь,
февраль. март - Организация поездки в художественный музей г. Томска
Декабрь - Изготовление игрушек к Новому году.
Январь - Помощь в организации праздника здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья».
Март - Участие в общешкольной выставке «Мир семейных увлечений».
Сентябрь, Апрель - организация субботника на территории школы.
Май - Чтение книг о войне.
Октябрь – май – выезд на городскую программу «Калейдоскоп чудес»
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу начальной школы мне хотелось бы видеть в своих воспитанниках достаточно сформированные для их возраста личностные качества:
а) патриотизм
(Отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе).
б) любознательность
(познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности)
в) трудолюбие
( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда)
г) доброта и отзывчивость
(уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми)
д) самодисциплина
(развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность)
Критерии оценивания результатов реализации программы
- динамика развития творческих способностей учащихся, личностных качеств учащихся;
- личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;
- участие в различного рода конкурсах и соревнованиях;
- динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
- наличие законов, традиций класса;
- наличие фото, видеоматериала;
- продукты творческой деятельности (газеты, плакаты, сценарии);
- удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.
Оценка эффективности реализации программы
через анкетирование
диагностику уровня воспитанности
собеседование
тестирование
13PAGE 15
13PAGE 14215
Школьные
Кружки и секции
Тимирязевский Дом культуры
Детская школа искусств №7
Школьное самоуправление
Музыкальная школа
Семьи, родители
Школьный музей
Психолог, логопед
Библиотеки
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415