Урок-викторина «Путешествие во времени: Средние века»


Автор материала
Сердюк Татьяна Григорьевна,учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара
Урок-викторина «Путешествие во времени: Средние века»
Цель: активизация познавательного интереса учащихся на уроках истории через организацию внеурочной деятельности.
Задачи:
Обучающая: в игровой форме обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся, полученные им при изучении истории Средних веков, применение знаний на практике.
Развивающая: развитие памяти, логического мышления, умения формулировать и высказывать свои мысли, формирование коммуникативных навыков (работа в паре, в команде).
Воспитательная: воспитание нравственных качеств личности: умения слушать собеседника, проявлять инициативу, уважение к соперникам.
Оборудование: карта «Европа в XIII - середине XIV вв.», игровое табло - картина калейдоскопа, шкатулка со свитками-заданиями, «монеты» из фольги, «лента времени». Мероприятие проводится в кабинете истории, парты стоят традиционно в три ряда. Учащихся следует рассадить так, чтобы на каждом ряду (в каждой команде) было одинаковое количество игроков. Все учащиеся должны сидеть за партой по 2 человека.
План мероприятия:
1. Вступительное слово учителя.
2. Правила игры.
3. Жеребьевка.
4. Игра.
5. Итог игры.6. Домашнее задание.
Ход мероприятия:
Вступительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы собрались для того, чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете историю Средних веков. Для этого мы проведём интересную интеллектуальную игру «Путешествие во времени: Средние века».
Продолжением нашей сегодняшней встречи станет рыцарский турнир, в котором смогут принять участие мальчики - победители сегодняшней игры. А также в результате нашей игры вы сможете не только проверить и продемонстрировать свои знания, но и узнать тему следующих уроков истории.

2. Правила игры:
Соревнуются сегодня 3 команды - 3 ряда.
Перед вами на доске картина, составленная из разных частей, как в самом настоящем калейдоскопе. Снять одну часть и обнаружить часть следующей картины, сможет только тот, кто правильно выполнит задание. Задания записаны на свитках, лежащих в этом сундуке.
Отвечать на вопросы из свитков вы будете парами, начиная с первой парты, каждая команда по очереди.
Каждое правильно выполненное задание принесёт команде "золотую монету" стоимостью в 3 балла. Если пара не может ответить на вопрос, то команда получает право подсказки. Верный ответ своей команды – серебряная монета стоимостью в 2 балла. Правильная подсказка с третьей попытки команды-соперника приносит ответившей команде бронзовую монету - 1 балл.
Если на каком-то ряду будет шум, выкрикивание подсказок - то команда этого ряда получит "черную монету", а это означает минус 1 балл. Победит ряд, набравший больше баллов.
Монеты во время игры будет собирать капитан команды, которого вы сейчас изберёте (командам даётся минута для выбора капитана).
Итак, проведём жеребьёвку.
3. Жеребьевка:
Начнет нашу игру тот ряд, который верно закончит пословицу, непосредственно связанную с нашим мероприятием: «Одна голова хорошо...» (какая команда первой правильно продолжит пословицу, та и начинает игру)
4. Игра.
С одного ряда встают 2 ученика, сидящие за одной партой. Они достают свиток с заданием из сундука, вслух читают задание, размышляют, совещаются, отвечают (на всё должно уходить не более 1 минуты).
Задания на свитках (ответы в скобках):
Вставь пропущенное слово: "Со времен великого переселения народов в Европе началась история ... веков" (средних)
Покажи на ленте времени, какое место в истории человечества занимают Средние века.
Как назывался участок земли, подаренный воину за хорошую службу? ( феод)
Средневековый воин на коне. Кто это? (рыцарь)
Что было их любимым развлечением? (охота, турниры)
Жилище феодала и его крепость. Что это? (замок)
Закончи фразу: «Хозяйство, в котором продукты и вещи делают не для продажи, а для собственного потребления называется...» (натуральным)
Название этой книги в переводе – «чтение». Она священна для мусульман. О какой книге идет речь? (Коран)
Вставь пропущенные слова: «В результате отделения ремесла от сельского хозяйства в Европе возникали и росли .... Они были центрами ремесла и ...» (города, торговли)
Название города Зальцбург переводится как «соляная крепость». Предположи, чем занимались жители этого города? (добывали и продавали соль)
В Средние века эту болезнь называли «черная смерть». Вымирали целые города и деревни. Врачи ничем не могли помочь заболевшим. Как называется эта болезнь сейчас? (чума)
Как называлась война между Англией и Францией, которая началась в 1337 году и продолжалась до 1453 года? Покажите эти страны на карте. (Столетняя война)
Какое событие произошло в Христианской Церкви в 1054 году? (разделение на католическую и православную)
Назовите и покажите на карте город главы католической церкви. (Рим)
Какое прозвище дали современники Вильгельму, герцогу Нормандскому? (Завоеватель)
За какие дела он получил это прозвище? (За завоевание Англии)
Какой цветок стал символом войны в средневековой Англии? (роза)
Покажите на карте главный город Англии (Лондон)
Установите соответствие между датами и событиями: взятие Иерусалима крестоносцами 1204 год, 1099 год, захват Константинополя крестоносцами.
В этой стране есть памятник юной девушке, которая была отличным воином.Назовите имя этой девушки (Жанна д Арк),
В этой стране есть памятник юной девушке, которая была отличным воином. Назовите и покажите на карте эту страну. (Франция)
В средневековой Бургундии по обуви можно было узнать, к какому сословию принадлежит человек. Что в обуви говорило о знатности ее хозяина? (длина)
Длинные носы обуви часто украшали маленькими зеркальцами. Как вы думаете, с какой целью это делали? (Чтобы любоваться собой)
Отвар из этого цветка спас жизни многих крестоносцев от чумы. Вернувшись во Францию, они привезли с собой красный цветок. Теперь это символ мужества и стойкости. О каком цветке идет речь? (О гвоздике)
В древнем Египте это животное считалось священным. А в средневековой Бельгии этих животных сбрасывали вниз с высокой башни. Назовите это животное (кошка).
Людовик IX говорил: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет ...» Закончите это изречение (царствовать).
Какое оружие помогло англичанам победить французских рыцарей? (лук и стрелы)
В средневековом городе кузницы, обычно, находились на окраине, ближе к дороге. Объясните, почему ? (Чтобы случайно не поджечь соседние дома, чтобы быть ближе к путникам, которым может понадобиться помощь кузница)
Как вы считаете, каким ремеслом занимался хозяин дома (иллюстрация)?
Вокруг этого города началось объединение Франции в средние века. Сейчас это столица Франции. Назовите и покажите на карте город, о котором идет речь. (Париж)
5. Итог игры.
Ну что ж, друзья, каждая команда достала из сундука по 10 свитков с вопросами. Все вопросы исчерпаны. Настало время подвести итоги. Капитаны команд, принесите, пожалуйста мне свои набранные монеты. (Происходит подсчёт баллов).
А теперь посмотрите на доску. Перед вами новая картина, составленная из нескольких картинок. Мысленно ответьте на вопросы: «Что общего между этими сюжетами?», «Какой сюжет лишний?», «Почему?» и вы узнаете тему следующих уроков истории.
(Все сюжеты на тему Средневековой Европы. Лишний сюжет - индеец в каноэ. Новая тема «Открытие Америки»)Объявляется команда - победитель игры. Мальчики этого ряда получают возможность принять участие в рыцарском турнире (если на ряду нет мальчиков, то девочки с победившего ряда могут отдать своё право участия любому из мальчиков класса).
6.Домашнее задание.
Подготовиться к мероприятию «Рыцарский турнир» (будущим участникам раздаётся задание). В турнире могут принять участи от 3 до 5 участников. Они должны сформировать свою команду и подготовить домашнее задание согласно полученному заданию.
7. Итог урока:
Учитель проводит рефлексию (учащиеся рассказывают, что им понравилось, что вызвало затруднения, как они собираются углублять знания об истории Средневековья, пожелания о проведении других мероприятий.РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР
Для проведения турнира необходимо сформировать жюри (это могут быть старшеклассники или учителя)
Представление команд.
Каждая команда по очереди представляет своих рыцарей (мальчиков), пожелавших участвовать в турнире. В представлении должно быть названо рыцарское имя, девиз и продемонстрирован герб на щите. У каждого рыцаря свой собственный.
Жюри выставляет оценки по пятибалльной системе.
Показ своего умения обращаться с оружием.
Команды отвечают на вопросы ведущего. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов за 1 минуту.
Поединок во всеоружии.
Каждая команда по очереди задает соперникам 10 заранее подготовленных
вопросов. Каждый вопрос начинается словами: «В одном средневековом
городе...»
Жюри выставляет 2 оценки: за содержание вопросов команде, задающей вопросы, за правильность ответов команде, отвечающей на вопросы.
Перерыв между боями.
Каждая команда готовит «чёрный ящик» для своих соперников, предлагая угадать, что внутри. Предложение команды должно начинаться словами: «Как-то раз один средневековый король получил таинственный подарок из далекой страны...»
Жюри выставляет 2 оценки: за интересный подарок дарящей команде, за правильность ответов разгадывающей команде.
5.Сражение двух рыцарей.
Один рыцарь от каждой команды представляет на суд жюри рассказ о своих приключениях в дальних странах, о победах над врагами, о подвигах ради любви прекрасной дамы сердца.
Жюри выставляет оценки, учитывая содержание и артистичность исполнения монолога.
Подводится общий итог игры.
Пока жюри подводит итоги, среди зрителей проводиться тайное голосование, которое определит обладателя приза зрительских симпатий.
Объявляется команда - победитель турнира и счастливчик, получивший приз зрительских симпатий.
Вручение подарков, чествование победителей.