Венский конгресс. Политическое положение в Европе после Венского конгресса. Национальное и революционное движение в Европе в 20-х годах 19 века (Всеобщая история. 8 класс)
Тема урока: Венский конгресс. Политическое положение в Европе после Венского конгресса. Национальное и революционное движение в Европе в 20-х годах 19 века.Структура урока:
1. Организационная часть.
1. Проверка домашнего задания.
2. Представление темы урока и ожидаемых результатов. Мотивация учебной деятельности.
3. Основная часть. Изучение нового материала.
1. Российский поход Наполеона.
2. Битвы под Лейпцигом и Ватерлоо.
3. Территориальный изменения как следствие Венского конгресса.
4. Принципы перестройки системы международных отношений.
5. «Священный союз».
6. Начало политической реакции.
7. Национальные и революционные движения в Европе.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов урока
2. Оценивание результатов.
5. Домашнее задание.
Цель урока: восстановить хронологическую последовательность событий; показать на карте походы Наполеона; охарактеризовать политическое положение Европы после Венского конгресса; пояснить причины национально – освободительного движения в Европе; высказывать собственное мнение относительно системы коллективной безопасности; определить основной событийный ряд.
Основные понятия: Венский конгресс, Священный союз монархов и наций, венская система, вечный нейтралитет, политическая реакция, национально – освободительная система, конституционная монархия, партия.
Персоналии: Александр 1, Франц, Фридрих Вильгельм.
Даты: осень 1814 – июнь 1815 гг. Венский конгресс.
26 сентября 1815 г. – создание Священного союза монархов и наций.
Вторжение армии Наполеона в Россию (24 июня 1812 года)
Бородинская битва (7 сентября 1812 года)
Битва под Лейпцигом (16-19 октября 1813 года)
Оборудование: Учебник, доска, мел, карта.
Тип урока: урок освоения новых знаний и умений.
1. Организационная часть
1. Проверка домашнего задания.
Ученики делают сообщения по темам:
Гражданский кодекс
Торговый кодекс Наполеона
Уголовный кодекс Наполеона
Трафальгарское сражение
Аустерлицкое сражение
3-я и 4-ая антифранцузская коалиции
2. Представление темы урока.
Учитель: Наполеон стремился покорить мир. Для завоевания мирового господства ему необходимо было сокрушить великие державы – Великобританию и Россию. Но его планам не суждено было сбыться, они окончательно рухнули в России. Сегодня на уроке мы рассмотрим крах Наполеоновской империи и последовавший за этим Венский конгресс.
3. Изучение нового материала.
1. Российский поход Наполеона.
Предпосылки войны:
- Тильзитский договор не соблюдался;
- Континентальная блокада Великобритании разоряла русских помещиков;
- в 1810г. увеличились пошлины на ввоз в Россию французских товаров;
- «Польский вопрос» (Наполеон потакал польской шляхте в желании восстановить Речь Посполитую, а Александр 1 видел в этом опасность для свой власти.)
Учитель:
Именно «Польский вопрос» убедил Наполеона в необходимости нанести упреждающий удар по России. Он создал армию (600 тыс.чел.) и начал готовиться к войне. План Бонапарта предусматривал расчленение России после покорения и восстановление Речи Посполитой.
24 июня 1812 года Наполеон, без объявления войны вторгся на территорию Российской империи. Он планировал разгромить русскую армию возле границы, а затем идти на Москву и там диктовать условия мирного соглашения. Но этот план был сорван – русская армия отступала, началась партизанская война.
7 сентября 1812 года в деревне Бородино состоялось сражение двух армий. После дня сражения русские оставили поле боя и ушли через Москву на юг. Бородинская битва закончилась огромными потерями французов – 40 процентов армии. Русские потеряли около 40 тыс. убитыми. Москву оставили без боя. Французы заняли столицу. Но на триумф победы это не было похоже – город был пуст, бушевали пожары – сгорело две трети города. Армия Наполеона оказалась на грани голода. Наполеон считал, что выиграл войну, но послов от русских так и не дождался, и был вынужден сам посылать послов к Александру 1 и Кутузову, в переговорах ему было отказано. Бонапарт вынужден был принять решение об отходе. А русские наоборот, начали активные действия, в ходе которых французская армия была отброшена на Смоленскую дорогу по которой пришла и которая ею же была разорена. Голод, морозы и партизаны добивали отступающую армию. В битве на реке Березина Бонапарт потерял 29 тыс. человек и его Великая армия перестала существовать. Через западную границу России переправилось лишь 20 тыс. участников «Русского похода».
2. Битвы под Лейпцигом и Ватерлоо.
Учитель:
Вернувшись в Париж Наполеон немедленно начал создавать новую армию. Из Франции и зависимых стран он черпал человеческие ресурсы, продовольствие, финансы. Ему удалось собрать более 500 тыс. человек – всех кто мог стоять под ружьем. Но и противоборствующие ему страны решили идти до конца.
1813 г.-образовалась шестая антифранцузская коалиция в составе России, Англии, Пруссии, Австрии, Швеции, Испании, Португалии.
16-19 октября 1813 года под Лейпцигом состоялась решающая битва. Армия Наполеона потерпела поражение, но избежать полного разгрома французам все-же удалось: армия отошла за Рейн.
В кон. 1813г. Армия союзников перешла Рейн и вступила на территорию Франции.
6 апреля 1814 года они принудили Наполеона Бонапарта к безоговорочному отречению. Он был сослан на остров Эльба в пожизненное заключение. Но Бонапарт не сломался, в марте 1815 года он вновь триумфально вступил в Париж. У власти он продержался 100 дней. Союзники создали седьмую коалицию.
18 июня 1815 года у бельгийской деревни Ватерлоо произошло сражение, в ходе которого французская армия была уничтожена. Императора Бонапарта сослали на остров святой Елены, где 5 мая 1821 года он умер.
3.Территориальные изменения вследствие Венского конгресса.
Учитель:
Венский конгресс (сентябрь 1814 – июнь 1815г.г.) занимался проблемами нового территориального устройства в Европе. Итог: « Заключительный генеральный акт».
Работа с текстом учебника: комментированное чтение стр.60 - 61 в учебнике.
4. Принципы перестройки системы международных отношений после Венского конгресса.
Учитель:
Текст «Заключительного акта» Венского конгресса пестрел фразами о «благе Европы и христианства». На самом деле это был, по определению немецкого публициста Генца «дележ между победителями имущества побежденного». Сегодня на уроке, мы рассмотрим политическое положение Европы после Венского конгресса.
Принципы перестройки:
1) Восстановление границ государств и их политическое устройство по состоянию на 1792 год.
2) Создание вокруг Франции «барьера» (в случае возникновения кризисных ситуаций можно было изолировать страну от других государств).
3) Компенсация государствам – участникам антифранцузских коалиций.
4) Создание системы политического равновесия (невозможность доминирования какого – либо европейского государства).
5. «Священный союз».
Учитель:
26 сентября 1815 года – создание «Священного союза». В него формально входили Россия, Пруссия, Австрия, позже Франция. Не формально участвовала и Англия. Позже присоединились почти все европейские государства.
Цель: европейские монархи перекроили карту Европы и старались застраховать себя и свои приобретения от потрясений и революций.
Суть: Монархи обязывались в случае угрозы кому – либо из них «подавать друг – другу подкрепление и помощь».
«Священный союз» был союзом монархий, объединившихся против революций и либеральных идей.
Всего проводилось 4 - ре Конгресса «Священного союза».
Результат: Идея эта была конечно – же утопической, так как со временем отношения между странами обострились и национальные интересы заняли главенствующее положение.
6. Начало политической реакции.
Работа с понятиями:
Политическая реакция – активное сопротивление прогрессу в общественной жизни с целью сохранения старых порядков.
Политическая реакция царила во многих европейских государствах (Франции, Италии, Испании).
Работа с текстом учебника:
Читаем учебник на стр. 64 – 65.
7.Национальные революционные движения в Европе.
Общие черты революционных выступлений 20-х гг.
Задуманы и подготовлены тайными обществами.
Особую роль сыграла армия.
Буржуазия не была заинтересована в глубоких социальных преобразованиях.
4. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Опрос: 1) Каковы были планы Наполеона перед войной с Россией?
2) Чем можно объяснить крах Наполеона в России?
3) Как Наполеон пришел к власти после ссылки на остров Эльба?
4) Назовите основные причины войны Франции и России.
5) С какой целью был созван Венский конгресс? Какие основные решения были приняты во время его работы?
Знание дат: 1) Вторжение армии Наполеона в Россию (24 июня 1812 года)
2) Бородинская битва (7 сентября 1812 года)
3) Битва под Лейпцигом (16-19 октября 1813 года)
4) Работа Венского конгресса (сентябрь 1814 – июнь 1815 года)
2. Оценивание результатов урока.
5.Домашнее задание.
Составить исторический портрет Наполеона.