Рабочая программа вокального кружка для обучающихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Коллективное пение - одна из самых массовых форм народного музицирования. Музыка и пение традиционно играли важную роль в воспитании детей и формировали у них музыкальную культуру. Хоровое искусство и хоровое воспитание оказывают влияние на становление духовной культуры, нравственных качеств личности, художественно - эстетическое развитие детей.
Основная цель, стоящая перед младшим вокальным коллективом - овладение начальными вокально - хоровыми, метроритмическими и теоретическими навыками, подготовка детей к дальнейшим занятиям в группе, приобщение детей младшего школьного возраста к участию в праздничных мероприятиях.
Цель-развитие индивидуального творческого воображения, формирование базовой культуры личности, приобщение её к ценностям общемировой и национальной культуры, усвоение культурных норм, ценностей и образцов поведения в обществе.
Главными задачами в работе с детьми являются:
-развитие эмоциональной отзывчивости на музыку,
-развитие и укрепление интереса детей к музыке, хоровому искусству,
-развитие музыкальных и творческих способностей детей,
-воспитание и развитие вокально-хоровых навыков (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование),
-развитие общеэстетического кругозора и обогащение внутреннего мира ребёнка,
- образно - эмоциональное восприятие окружающего мира через хоровое пение.
Обучение пению включает много задач в области вокальной работы (звукообразование, артикуляция, дикция, дыхание), ансамбля, строя, изучения нотного и литературного текста. Эти задачи являются общими для всех детей и вместе с тем специфическими для каждой группы.
Программа рассчитана для детей 7-10 лет и планируется на один год. Занятия проводятся по группам. Необходимо периодически объединять группы и проводить сводные репетиции перед выступлениями.
Основные направления и содержания деятельности
Учебные занятия проводятся один раза в неделю. Групповые занятия - основная форма работы. Самым главным принципом обучения в вокальной группе является принцип эмоциональной драматургии занятий. Прежде всего это создание атмосферы увлечённости, участие детей в создании музыкального образа произведения, познании музыки через собственные действия. Для этого используются следующие формы работы - движения под музыку, пение, игровые формы.
С самого начала необходимо дать детям почувствовать, что пение это - с одной стороны, серьёзное занятие, где ребята получают определённые знания, умения, навыки, а с другой стороны - это творческий процесс, в котором сможет присутствовать игра, шутка, поиск новых исполнительских красок. Дети должны чувствовать эстетическое наслаждение от исполнения музыкального произведения, от коллективного пения.
Построение занятий любой группы основывается на принципе контраста: чередование различных форм деятельности, приемов работы, темпов произведений и т.д. Каждое занятие необходимо завершать исполнением любимых песен детей.
Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. Для наглядности возможно использовать на занятиях технические средства обучения (аудио и видео).
Занятия для детей могут проходить как по группам, так и индивидуально. Это обусловлено работой над общим репертуаром группы, подготовкой концертного выступления.
Воспитательная работа - составная часть образовательной деятельности вокального коллектива. Патриотическое и нравственное воспитание взято за основу данной программы занятий.
Участие в концертах развивает у детей устойчивый интерес к творчеству, к пению, сольному пению, обогащает внутренний мир, расширяет кругозор. Для достижения результата воспитательной и образовательной деятельности коллектива используются следующие формы мероприятий: концертные выступления, смотры, конкурсы, фестивали детского творчества, тематические недели и дни, художественные программы, театрализованные представления. Они проходят как на базе школы, так и в других учреждениях района и города.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Дата
Примечание
1
Знакомство. Пение любимых песен детей.
2
Что такое голосовой аппарат? Как мы поем? Зачем нужны песни?
3
Восприятие музыки. Эмоциональная отзывчивость при слушании и исполнении песен различного характера. Разучивание песен.
4
Развитие музыкального слуха и голоса. Длительность звуков.
5
Движение мелодии вниз, вверх, скачкообразное. Работа над певческими упражнениями.
6
Усвоение певческих навыков. Дыхание. Легкий звук. Напевность.
7
Продолжение работы над песнями.
8
Восприятие музыки. Умение понять характер музыкального произведения во время прослушивания.
9
Звуковысотность. Интонация.
Пение упражнений на удерживание звука, на движение мелодии вверх и вниз.
10
«Мы живём в свободной стране и учимся в любимой школе» Слушание песен о школе.
11
Точка в музыке. Вступление. Музыкальная фраза. Разучивание песни.
12
Различение звуков по высоте. Умение повторять их за учителем.
13
Импровизация. Мелодия. Фраза.
Пение упражений. Продолжение работы над песнями (народная и композиторская).
14
«Шутка в музыке». Эмоциональность. Весёлый характер в музыке. Танцевальность.
Игровой характер.
15
Пение упражнений с отчётливым произношением гласных в словах, согласных - в конце слова.
16
Игровые песни.
Игровой, шуточный характер в музыке.
17
Отличие на слух правильного и неправильного пения товарищей. Работа над песнями.
18
Русский танец хоровод. Поступенное движение мелодии. Ритмический рисунок.
19
Музыкальное сопровождение. Динамика в пении. Темп звучания.
20
Пение лёгким звуком в оживлённом темпе. Работа над передачей весёлого, шуточного характера песни.
21
Вступление. Дыхание. Выразительность.
Пение естественным голосом, слаженно. Работа над артистичностью певцов вокального ансамбля
22
Гимн- торжественная песня- слава. Контроль слухом качества пения товарищей.
23
Эмоциональность при пении.
Разучивание гимна.
24
Героический характер музыки. Вступление, заключение. Запев, припев.
25
Патриотизм русской песни.
Умение показывать рукой движение мелодии вверх и вниз, передавать долгие и короткие звуки.
26
Маршевость в музыке. Работа над артикуляцией
( чёткое произношение слов)
27
Чистое интонирование. Работа над песнями.
28
Работа над эмоциональным исполнением песен. Работа над артистизмом.
29
Жанровая основа песни: вальс, колыбельная.
30
Запев. Припев. Смена темпов. Разучивание песни. Движения под музыку.
31
Упражнения на дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами. Пение лёгкое, подвижное, без напряжения.
32
Умение слушать (и слышать) себя и товарищей. Пунктирный ритм.
33
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты
интонации. Повторение песен.
34
Пение любимых песен детей. Упражнения на развитие певческой дикции, чистоты
интонации. Повторение песен.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Специфика данной программы не позволяет педагогу использовать многообразные формы обучения. Здесь могут быть использованы следующие формы: занятие (текущее, открытое, контрольное), викторина, конкурс (как разновидность контрольного занятия).
Однако несмотря на ограниченность форм обучения, педагог может использовать самые разнообразные методы и методические приёмы:
словесный метод (рассказ, объяснение);
наглядный метод (личный показ педагога; слушание музыкальных произведений);
практический (упражнения, выполнение тестов);
репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
метод самостоятельной работы обучающихся.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога. И здесь он может пользоваться самыми разнообразными методами проверки и контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест, письменные проверочные работы, творческие задания и т.д.
Реализация программы требует создания соответствующих материальных условий. К их числу относятся:
Светлое, чистое, проветриваемое помещение.
Настроенный инструмент (рояль, фортепиано).
Линованная доска (или заменяющие её трафареты).
Камертон.
Столы, стулья, письменные принадлежности.
Музыкальный центр (магнитофон).
Методические материалы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. - М., 1953.
Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. - М., 1953.
Вербов A.M. Техника постановки голоса - М., 1961.
Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. - М., 1977.
Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы обучающимся пению. - Л., 1968.
Гарсия М. Школа пения. - М., 1957.
Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре, - М., 1960.
Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. - М., 1950.
Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. - М., 1964.
Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в общеобразовательной школе.-М., 1982.
Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. - М., 1967.
Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.
Назаренко И.К. Искусство пения. - М., 1968.
Садовников И. Орфоэпия в пении. -М., 1958.
Стулова Г.П. Развитие детского голоса. - М., 1992.
15