Рабочая программа хорового кружка Солнышко на 2015-2016 уч год
с.Отрадовка, Азовского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Отрадовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Отрадовской СОШ
Приказ № 125 от 30.06. 2015 г.
____________ Котова Ж.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования
хорового кружка
«Солнышко»
Уровень: начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов -34
Программа составлена педагогом
дополнительного образования
Малютиной С.Б.
Рабочая программа составлена на основе «Программы дополнительного образования МБОУ ОТРАДОВСКОЙ СОШ»,
на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса» Белгород, 2006г; Д Огороднова «Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
Пояснительная записка
Адаптированная программа вокального кружка разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.
Срок реализации адаптированной программы–3года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 7-10 лет.
Цель программы : заинтересовать детей музыкальным искусствам, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.
Основные задачи в работе вокального кружка
-Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-
хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.
-Воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
-Развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потребности младших школьников в хоровом и сольном пении, а так же развитие навыков эмоционального, выразительно пения.
Общая характеристика дисциплины
Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата
ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.
К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).
Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Ученики должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна. Также учащимся объясняется, что место, где надо брать дыхание, называется цезурой и имеет обозначение V.
3.Артикуляционная гимнастика.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глоточного аппарата.
При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта расрывается широко, глотка становится узкой. Педагог использует упражнения для раскрепощения голосового аппарата (см. литературу), освобождая его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».
Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам следует начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В упражнениях порядок гласных изменяется в связи с поставленной задачей. Педагог обязан знать о факторе взаимовлияния гласных: если первый гласный своими качествами воздействует на последующие, то и свойства последующих, в свою очередь, передаются первым. В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;
г) педагогу тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.
Важная задача для педагога - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в отношении механики образования гласных и согласных звуков.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см. литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Педагогу следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Педагог должен научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога - подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
В работе с вокальным коллективом руководствуюсь следующими принципами:
1. Развивать голос из примарных тонов, без торопливости расширять диапазон.
2. Главным методом считать устное объяснение, показ учителя.
3. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала.
4. Всю певческую работу связывать с развитием музыкального слуха.
5. Повторять выученное на каждом занятии, что является фундаментом для последующей работы.
6. Применять индивидуальный опрос, наблюдать за развитием каждого ученика.
В хоре занимаются учащиеся от 7 до 10 лет. Это учащиеся 1,2,3,4 классов. Небольшая разница в возрасте не оказывает существенное влияние на работу в вокальном кружке.
Особенности набора детей: наличие вокальных данных и желание самого ребенка заниматься в вокальном кружке. Также ведется работа индивидуально с солистами и малыми вокальными ансамблями (дуэтами, трио).
Программа расчитана на 3 года обучения.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1час
Методы т и приёмы работы:Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.
Коррекционные методы:
Проговаривание отдельных музыкальных фраз, напевов;
Работа над дикцией, ударением.
Все занятия вокального кружка строятся по схеме:— прослушивание музыкального произведения;— разбор текста песни;— работа с труднопроизносимыми словами;— разучивание музыкального произведения;— работа над выразительностью исполнения. Формы проведения занятийЗанятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями.Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов – классиков, современных композиторов.Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.Заключительное занятие, завершающее тему – занятие – концерт. Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Дети должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. научить ребенка петь в ансамбле и сольно, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.
Дети должны научиться артистичности, умению перевоплощаться в художественный образ произведения, что должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.
1 год обучения – закладываются хоровые навыки, основными из которых следует считать навыки правильного певческого дыхания, певческой установки, звукообразования и звуковедения, навыки общения и работы в коллективе.
2 год обучения – происходит практическое ознакомление с репертуаром хора, закрепление вокально-хоровых навыков, развитие навыков эмоционального, артистического исполнения, раскрытие индивидуальных возможностей обучающихся.
3 год обучения – происходит закрепление вокально-хоровых навыков, освоение многоголосия, практическое ознакомление с репертуаром хора, активная концертная деятельность, индивидуальная работа с солистами.
Тематическое планирование работы
вокального кружка на первый год обучения.
Первое полугодие. 16ч.
№ Тема занятия Часы
1 Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. 1
2 Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. 2
3 Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). 2
4 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). 2
5 Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. 5
6 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. 4
Второе полугодие первого года обучения.18 ч
№ Тема занятия Часы
1 Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). 1
2 Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. 2
3 Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных 5
4 Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. 5
5 Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. 5
Всего 34 часа
Содержание программы
Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.
Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:
Работа над певческой установкой и дыханием.
Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).
2.Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.
3.Работа над дикцией и артикуляцией.(24 часа)
Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.
4. Формирование чувства ансамбля Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонированиедиатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголсных песен без сопровождения.
5. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.
Обучение ребенка пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар для детей в согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
песенного репертуара на 2016-2016 учебный год
№
Сроки Часы Содержание Примечание
1 полугодие (16ч) 1. 04.09 1 Разучивание распевок, работа над артикуляцией Тетрадь
2. 11.09
18.09.
25.09.
02.10 4 Песня « Добрый день»
Муз. Якова Дубравинаинтернет
3. 09.10
16.10
23.10
30.10 4 «Сонная песенка»
сл.И.Ласманиса перевод О. Петерсона, муз Р.Паулсасб .«Птичка
на ветке» стр.9
4. 13.11
20.11
27.11
04.12 4 «Дорога добра»
Сл. Ю. Энтина , Муз М. Минкова, сб.«Песенник октябрёнка»
стр 49
5. 11.12
18.12
25.12 3 . «Новогодняя полька» сл. Г. Ладонщиковой, муз Т. Попатенко Тетрадь
2 полугодие (18 ч)
6. 15.01
22.01
29.01
05.02
12.02 5
(3) «Давайте верить в чудо»
сл. В Степанова, Муз. Г. Левкодимова сб.«Всё сбывется на свете» стр 31.
7.
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03 5 «Земля детей»
сл. Т. Калининой , Муз. С. БаневичаТетрадь стр 1
8. 01.04
08.04
15.04
22.04
29.04 5 «Зелёный мир»
сл. Ю. Полухина, муз. М. Парцхаладзесб. «Песенник октябрёнка», стр 20
9. 06.05
13.05
20.05
3 «Кашалотик»
сл. И. Резника ,
муз. Р. Паулса сб . «Птичка на ветке»
стр 3.
итого 34 8. Материально- техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Компьютер.
Экран, проектор.
Колонки
Синтезатор
Микшерный пульт
Микрофоны
Детские музыкальные инструменты
Металлофон
Гармошка
Дудочка
Трещётка Маракасы
Треугольник
Барабан
Бубенцы
Румба
Ложки
Цимбалы
Учебно-методическое обеспечение:
- нормативно-правовые документы;
- образовательная программа;
- методические материалы (разработки, рекомендации по работе с хором);
- специальная литература (книги, пособия, журналы, нотные сборники, видеокассеты, аудиокассеты, СD- диски).
Материально- техническое обеспечение:
- хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;
- стационарная аппаратура ( магнитофон , усилитель звука, колонки, записи фонограмм, микрофоны, видеокамера для записи концертов);
- музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);
- проэктор, экран, компьютер,
- концертные костюмы, реквизит.
3. Организационное обеспечение:
- необходимый контингент обучающихся;
- утвержденное расписание занятий;
- родительская помощь;
- связь с общественностью ( школы, СУЗ, СМИ ).
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИПрофилактические беседы о технике безопасности являются краткой, но обязательной частью практически каждого хорового занятия.Поскольку кружок « ВЕСНУШКИ» проходит во второй половине дня (после обеда), необходимо перед началом занятия удостовериться, что ни у кого из детей нет во рту ни еды, ни жвачки. Ведь в случае попадания инородного тела в дыхательное горло (трахею), последствия могут быть самыми трагичными.Необходимо также следить, чтобы дети не горбились во время занятия: помимо того, что это не эстетично и вредит качеству пения, подобная поза вызывает повышенное давление на диафрагму, органы брюшной полости и, в конечном итоге, ведёт к остеохондрозу и сколиозу.Очень часты, к сожалению, случаи, когда кто–то из детей простужен, либо пришёл в школу не долеченным. Педагог обязан изолировать такого ребёнка во избежание заражения других детей (отвести его в медицинский кабинет, позвонить родителям).При выстраивании детей на сводных репетициях на хоровых станках, необходимо следить за тем, чтобы ученики не толкали друг друга, чтобы между ними было минимальное расстояние, позволяющее не чувствовать себя стеснённо.Поскольку хоровые занятия проходят, как правило, в актовом зале, учитель обязан построить детей парами и обеспечить их организованный проход в зал. Такая же процедура происходит и в конце занятия (построение парами).В начале каждой четверти целесообразно напомнить детям и то, что в случае форс-мажорных обстоятельств (тревога, пожар), они, не поддаваясь панике, не толкая друг друга, должны спокойно и организованно покинуть зал вместе с учителем.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СПИСОК СБОРНИКОВ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ1. Р. Паулс. «Птичка на ветке». Песни для детей. 2. Журбин. «На свете жил один чудак». Песни для детей.3. Г. Гладков. « Бременские музыканты и другие».4. Е. Крылатов. Песни из телефильмов.5. А. Флярковский. «Какой чудесный день!». Песни для детей.6. В. Шаинский . « Песни для детей»
7.Сборник «Детство, это ты и я» на слова М. ПляцковскогоМетодическая литература
Работа с хором. Методическая разработка для ДМШ.2. О детском голосе. Под ред. Н.Д. Орловой.3. Соколов В. Г. Работа с хором.4. Струве Г. Хоровое сольфеджио. Ч. 1, 2.5. Чесноков П. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижёров.6. Малинина Е. Г. Вокальное воспитание детей.7. Добровольская. Распевания в детском хоре.8. Никольский А. Голос и слух хорового певца.9. Никольская – Береговская К. Начальный этап вокально – хоровой работы с детьми.10. Луконин А. Начало двухголосного пения в школе.11. Виноградов К. И. Работа над дикцией в хоре.12. Попов В. С. Советы руководителю хора.13. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.
Механизм оценки результатов:
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.
Для определения фактического образовательного уровня обучающихся используются следующие формы:
- открытые занятия;
- сольные концерты;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Воспитательная работа и досуговая деятельность:
- работа с родителями – родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации и т.д.;
- досуговые мероприятия (вечера отдыха, выезды на природу и т.д.) прививают навыки общения друг с другом, сплачивают коллектив, раскрывают творческие способности ребят;
- участие в концертной деятельности воспитывает ответственность перед коллективом, самостоятельность и веру в свои силы;
- посещение концертов , выставок, музеев воспитывает художественно-эстетический вкус.
Концертная деятельность является неотъемлемой частью жизнедеятельности хора. Хор имеет в своем репертуаре несколько концертных программ. Ежегодно репертуар пополняется новыми номерами, которые проходят апробацию на слушателя.
Для пропаганды хорового искусства, дальнейшего развития коллектива, поддержания его творческого потенциала, подтверждения статуса хора важно его участие в фестивалях и конкурсах.
Программа обучения предполагает:
- групповые хоровые занятия;
- занятия с солистами и ансамблями;
- участие в школьных и районных конкурсах и фестивалях;
- участие в концертах и выступлениях разных уровней.
По окончании обучения по данной программе дети, занимающиеся в хоре должны:
- уметь чисто интонировать, петь в единой манере, многоголосием в правильной певческой установке;
- знать всю хоровую программу, участвовать в конкурсах и концертах разных уровней
Материально -техническое и учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Компьютер.
Экран, проектор.
Колонки
Синтезатор
Микшерный пульт
Микрофоны
Ноутбук
Оборудование кабинета
Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Стол учительский с тумбой.
Фортепиано
Детские музыкальные инструменты
:Металлофон
Гармошка
Дудочка
Трещётка Маракасы
Треугольник
Барабан
Бубенцы
Румба
Ложки
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Презентации по разным темам .Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Используемая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д.,«Музыкально-певческое воспитание детей.»«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хореначальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
«Согласовано»
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ .№ 1
от 30.06. 2015 г
Руководитель МО _
___________ Высавская Т.И.
«Согласовано»
Заместитель директора
По ВР
________ Цымбал Р. А.
от 30.06. 2015 г