Мастер-класс на тему Подготовка учащихся 9 класса к написанию сочинения-рассуждения (15.3) на ОГЭ
Мастер – класс на тему «Подготовка к написанию сочинения – рассуждения (15.3) в 9 классе на ОГЭ по русскому языку» Подготовила Приходченко И.В., учитель русского языка и литературыБОУ СОШ №29 Динской район
Почему я выбрала эту тему для мастер – класса? Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку. Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе.
Статистические данные о выполнении учащимися 9 классов задания 15.3 на ОГЭ по русскому языку.Итоговый протокол прошлого года показал, что некоторые учащиеся были не готовы к выполнению работы: 0,6% не справились с заданием. При этом в ряде работ отсутствовало сочинение.Третья часть работы в 2016 году содержала 3 творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), которое проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Выполняя задание 15.3, необходимо было написать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (среди понятий - известные нравственные категории).Это задание выпускники выбирали чаще всего и в нем же допустили наибольшее количество ошибок: на слабом уровне или неверно дано определение понятий в первой части сочинения, при этом допущено большое количество речевых, логических ошибок; в большинстве работ отсутствует комментарий и т.д.
Возможность подготовить учащихся к написанию сочинения – рассуждения, работая по учебнику Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д.Учебник Русский язык для 5 -9 классов под редакцией Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и т.д. и Рабочие программы второго поколения к этой предметной линии учебников под редакцией Т.А. Ладыженской и др. позволяют подготовить учащихся к написанию третьей части ОГЭ по русскому языку.
Посмотрим на содержание учебника для учащихся 5 класса.
В шестом классе учащиеся закрепляют знания о рассуждении и пишут сочинение – рассуждение.
В 7 классе пишется сочинение - рассуждение на лингвистическую тему «Является ли категория состояния частью речи?».
В учебнике 9 класса можно найти много заданий для написания сочинения – рассуждения.Вот одно из них -упр.№184, выполняя его, ребята должны написать сочинение – рассуждение, в котором аргументировано объясняется значение слова «подвиг».
Преемственность этого сочинения для выполнения задания №25 на ЕГЭ в 11 классе.В 11 классе, выполняя задание №25, ребята так же пишут сочинение – рассуждение, в композиции которого есть сходные черты с сочинением 15.3. Это проблема почти всегда морально – этического содержания, есть комментарий, 2 аргумента и вывод.
Итак, как мы начинаем работать над заданием 15.3? Вспоминаем теорию, опираясь на Сенину: структуру сочинения – рассуждения. Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис). Изучаем критерии оценивания задания 15.3
Выясняем, что сочинение – рассуждение должно состоять из 4 –х абзацев.Пишем план:1 абзац -тезис (толкование этического понятия, предложенного для размышления) + комментарий;2 абзац – первый аргумент на основе прочитанного текста с указанием номеров предложений, на которые ссылается ученик; 3 абзац - на основе жизненного опыта(художественное произведение, жизнь великих людей, история, СМИ и т.д.), но ни житейского(нашёл кошечку, перевёл через дорогу бабушку и т.д.);4 абзац – вывод подведение итога всему сказанному.
Создаём речевое клише, выбирая понравившиеся ученикам фразы из сборника под редакцией Н.А. Сениной.Вот, что у нас получилось:Клише1. Тезис. (Объяснить значение слова). Прокомментировать.2. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (назвать автора текста). Так, в предложении (или предложениях) говорится о том, что …3. Проиллюстрировать это можно и на примере произведения (назвать произведение и автора) 4. Вывод. Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «..» и приведенные примеры были удачны.
Определяемся с тем, как можно дать толкование слову или словосочетанию (написать тезис).Вступление (тезис). Толкование значения.Собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Способы толкования:1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.2. Перечисление синонимов.Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.3.Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. КомментарийДав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (15.3)С3К1Толкование значения словаБаллыЭкзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его2Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его.1Экзаменуемый дал неверное определение, или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует0С3К2Наличие примеров-аргументовЭкзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта, или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста.3Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста.2Экзаменуемый привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта1Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.0
С3К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочиненияРабота экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста.2Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностьюизложения, но допущена одна логическая ошибка,и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста.1В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста.0
С3К4Композиционная стройностьРабота характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет2Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста.1В работе допущено две и более ошибки в построении текста.0Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К49
Попытаемся, пользуясь текстом, определить значение слова «самостоятельность».Самостоятельность – это значит самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок. Почти каждый ребёнок в детстве мечтает быть самостоятельным: распоряжаться свободным временем, выбирать свой стиль в одежде, кружки и секции и т.д.Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту Валентина Григорьевича Распутина, русского прозаика, представителя «деревенской прозы». Так, в предложении 23 говорится о том, что Саня полюбил ходить в магазин, варить себе еду, справлять мелкую работу по дому. Саня проявлял самостоятельность.
Проиллюстрировать это можно и на произведении «Васюткино озеро» В.П. Астафьева. Васютка, заблудившись в лесу, не растерялся, а проявил находчивость и даже открыл озеро, которое стало называться Васюткино.Полагаю, мне удалось объяснить значение слова «самостоятельность» и приведённые примеры были удачны и корректны.Считаем слова.Всё, сочинение написано.
Желаю успеха!Спасибо за внимание!