Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Таблицы к написанию сочинения-рассуждения (10 класс).
Трафареты к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.
1.Формулировка одной из проблем исходного текста:
А.)Она может быть в виде вопроса, над которым рассуждает автор:
Как найти пути взаимопонимания между людьмиразных возрастных
поколений и мировоззренческих позиций?
Этой сложной проблеме посвящен текст писателя (публициста, общественного деятеля)……..
Б.)сочетанием слов проблема с им. сущ. в Р. пад. (проблема чего?).
Автор данного текста (известный общественный деятель, политолог, писатель, публицист….Ф,И,О ) затрагивает проблему(кого? чего?) отцов и детей.
Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме (чего?) роли
книги в жизни человека.
В тексте писателя NN…..поднимается проблема (чего?) одиночества.
В тексте писателя NN…..поднимается проблема (чего?) влияния красоты
природы на настроение и образ мыслей человека.
В.) Я с интересом прочитал текст автора……Он помог мне увидеть проблему
(формулировка проблемы) с новой стороны…….
2.Комментарий-рассуждение ученика по поводу выделенной проблемы (но не пересказ):
Чтобы привлечь внимание читателей к данной проблеме, NN рассказывает
историю о (приводит факты о…, повествует о…).
Действительно проблема очень серьезна (актуальна, злободневна). Все это , к
сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его
равнодушия к…..
Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах
массовой информации…….
3.Позиция автора:
Позиция автора выражается и раскрывается в следующем предложении: (далее цитата в кавычках из текста). Автор NN уверен, что (идет разъяснение цитаты).
Автор завершает свои рассуждения вполне закономерным выводом о том,
что……
Автор, оставляя читателю право выбора, достаточно четко обозначает свое
отношение к проблеме (чего?)…. Он убежден:……
4.Формулировка собственного мнения:
Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…….
Нельзя не согласиться с автором текста в том, что…………
В этом убеждают нас и примеры из произведений русской классики….
(аргумент – доказательство)…..
Пример из жизненного опыта……….
Трафареты к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ.
№1.
Каждый из нас … сталкивается … . Вот почему … интересна … широкому кругу читателей.
Автор даёт … объясняет… .
Рассказ (статья) … может служить хорошим комментарием … .Главное внимание автор сосредоточивает … . Он рассказывает … .
Особый интерес представляет (ют) …
Много разноречивых мнений бытует (или есть определённое мнение) …
Автор (или я, читатель) пришёл к выводу, что …
Ведь известно, что …. Именно за это …. Нет нужды пересказывать … надеюсь, что каждый …
В заключение скажу …
№2.
В данном тексте автор рассматривает проблему (общественно-значимую, нравственную, злободневную, спорную, актуальную и т.д.) …
Она всегда привлекала людей мыслящих, неравнодушных. Выбор данной проблемы характеризует автора как человека активной гражданской позиции, настоящего гражданина своего Отечества …
Мне близка позиция автора, размышления его убедительны …
Читая текст, глубоко задумываешься, … серьёзно размышляешь, рассуждаешь вместе с автором …(здесь необходимо обратиться к примерам из собственной жизни, литературы, поделиться собственными мыслями и т.д.) …
Написать, какие чувства испытывает читатель …
Заключение должно быть связано со вступлением, в нём должна быть отражена позиция ученика.
№3.
1. Цель автора - …
Автор ставит задачу: описать …обосновать …раскрыть …уточнить…
2.В центре внимания (находятся) …
Главные усилия направлены …
Автор ставит и решает, по существу, одну задачу …
… отмечает (что?)
… описывает (что?)
… касается (чего?)
… обращает внимание (на что?)
… напоминает (о чём?)… анализирует (что?)
3. Постараемся теперь объяснить …
Далее подчеркнём …
Необходимо остановиться на …
Особо хочется выделить …
Приведём пример …
Наконец, можно ещё отметить …