Памятка для выпускников по написанию сочинения-рассуждения


Памятка для выпускников по написанию сочинения-рассуждения
Примерный план сочинения-рассуждения.
Вступление (два-три предложения, которые должны подводить к теме данного текста).
Проблема, которую поднял автор текста.
Комментарий проблемы.
Позиция автора текста.
Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте. Выражение согласия, несогласия, частичного несогласия с авторской позицией, противоречивая или двойственная оценка
Аргументы, приведенные в поддержку авторской позиции или в ее опровержение (необходимо привести не менее двух четких аргументов, опираясь на читательский и (или) жизненный опыт).
Заключение (одно-два предложения для придания сочинению завершенного вида).
Каждую часть начинайте с красной строки!
Отсутствие связок между абзацами – типичный недочет сочинения, за который снимают баллы.
Вступление сочинения
Проблемный вопрос.
Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме.
Создание определенного эмоционального настроя.
Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста.
Цитата из исходного текста (или другого источника), связанная с рассматриваемой проблемой. Вступление может быть в форме:
лирического размышления;
риторического вопроса, ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме);
ряда предложений (в том числе назывных), создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста;
цитаты, пословицы, поговорки;
ключевого слова текста.
Вступление должно быть связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Что нужно знать о проблеме?
Проблема - это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который ставит и решает).
Если в тексте несколько проблем, следует выбрать только одну, как основную. Проблема может быть сформулирована 2 способами: проблема чего? или в форме вопросительного предложения.
Можно одновременно сформулировать проблему в форме повествовательного и вопросительного предложений.
Следующий алгоритм работы:
Вдумчиво, медленно прочитайте текст первый раз, чтобы ответить на вопрос: «О чём текст?», т.е. определить тему, найдите ключевые слова текста;
Спросите себя: «На какие вопросы можно найти ответ в данном тексте?»;
Ответы подчеркните;
Одно из важных, на ваш взгляд, подчёркнутых предложений произнесите с вопросительной интонацией (формулировка проблемы);
Перечитайте текст. Заставил ли он задуматься о..? Если заставил, то проблема найдена.
Можно использовать следующие речевые клише:
Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..;Что есть…? В чём..? Эту важную для каждого проблему поднимает автор;
Одной из проблем, поднятых в тексте, является проблема...
Автор текста приглашает читателя к раздумью: .. и т.д.
Соблюдайте смысловое единство: проблема – комментарий – позиция автора – аргументы – все по одной проблеме.
ЗАПОМНИ: Проблема чего?
Одиночества
Взаимоотношения отцов и детей
В форме вопроса:
Что важнее – закон или совесть?
Может ли прогресс быть человечным?
Необходимо ли милосердие в наши дни?
Как проблема может повлиять на читателя?
Она может заставить:
Глубоко задуматься
Рассуждать вместе с автором
Серьезнее относиться к..По-иному смотреть на..Понять, что…
Как понять, что данная проблема основная?
Этот вопрос больше всего волнует автора.
Этой проблеме посвящена большая часть текста.
Это глубокие размышления автора.
Автор сам высказывает мнение по этой проблеме более четко.
 Комментарий проблемы
ЗАПОМНИТЕ! Комментарий – это не пересказ текста или отдельных его фрагментов!
1. Комментарий – это рассуждение, пояснительные замечания по поводу чего-либо.
2. Уметь проанализировать, что сказано и как сказано.
3. Увидеть мысли и чувства автора, понять его замысел и настроение.
4. Грамотно изложить свои наблюдения.
5. Определить вид проблемы.
6. Отметить: актуальность проблемы; как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.
7. Комментарий должен опираться на прочитанный текст
8. Не должно быть пересказа исходного текста или его частей, рассуждений по поводу всех проблем текста, комментария о действиях героев текста.
1.Текстуальный комментарий – представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы
Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
На чем заостряет внимание, почему?
Какие имена, факты, события упоминает автор и для чего?
Какие эмоции автора выражены в тексте?
Как выражено отношение автора к изображаемому, в чем это проявляется?
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
2.Концепционный комментарий – в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
К какому типу принадлежит эта проблема?
Актуальна ли эта проблема в наши дни, в чем ее значимость для общества?
Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой?
Касается ли она каждого из нас или только людей определенного круга, возраста, занятий…?
Почему эта проблема привлекла внимание автора?
Какую сторону этой проблемы рассматривает автор?
К каким выводам автор подводит читателя?
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст. Поскольку комментарий обычно располагается после формулировки проблемы, логично строить его так, чтобы он подводил читателя к позиции автора. В этом случае можно использовать логический переход: «Таким образом, позиция автора заключается в том, что…»
В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Позиция автора
- Вы формулируете авторскую, а не свою позицию. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте.
- Нельзя отождествлять «я» автора с «я» рассказчика. Рассказчик является посредником между миром произведения, автором и читателем.
- Проблема= вопрос. Позиция автора= ответ на этот вопрос.
- Авторская позиция проявляется: в подборе фактов, отборе жизненных материалов, их осмыслении, в соотношении персонажей, в подборе цитаты.
Способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова:
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Автор призывает к…,
тревожится о…,
беспокоится о…,
отмечает важность…,
утверждает…,
приходит к выводу…,
подводит итог…
Ваша позиция по проблеме, поднятой в тексте
Позиция согласия/несогласия
За Против
Особенно близка мне мысль автора о…
Мне близка позиция автора по отношению к …
Я, безусловно, согласен с автором в том, что…
Я вполне согласен с мыслями автора о…
Нельзя не согласиться с автором в том, что…
Автор прав, утверждая, что… Осмелюсь не согласиться с автором в том, что…
Мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора…
Мысли автора о … близки мне, однако… Позволю себе не согласиться с автором в том, что… ;
на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;
В отличие от автора, я считаю, что...
Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...Аргументы
Необходимо подкрепить свою позицию сильными, убедительными аргументами.
Аргументами являются:
примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы (ЗАПОМНИТЕ: приводя пример из художественной литератур, необходимо указать автора, название, героя);ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы;
имена исторических деятелей;
ссылки на признанные авторитеты и их произведения;
цитаты;
исторические события;
различные факты (место, обстоятельство, участники события);
положения официальных документов;
различные общественные законы;
законы природы;
народная мудрость: пословицы, поговорки, приметы;
статистические данные;
научные данные;
даты;
собственные выводы и наблюдения;
примеры из собственной жизни, из жизни окружающих.
Заключительная часть в сочинении-рассуждении.
Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.
Типы заключений: яркий пример–обобщение, цитата с комментарием, вывод-впечатление и др.
Речевые клише
В заключение хотелось бы отметить...
Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
Таким образом, нельзя не согласиться…
Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…