Крнспект занятия Мама,что солнышко в небе 
Интегрированное занятие «Познание» (формирование элементарных математических представлений) для старшей  группы
«Мама, что солнышко в небе»
                                                        
                                                                         Подготовила воспитатель:
                                                 Бутина Раиса Павловна
Образовательные области по ФГОС: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Цель образовательная: 
Закреплять знание «соседей» числа;
Закреплять умение  считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10;
Закреплять название геометрических фигур; дни недели.
          Закреплять знания о цифрах
Цель воспитательная:
Воспитывать умение выполнять коллективные действия;
Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность;
Воспитывать у детей доброе, внимательное уважительное отношение к маме, к семье, стремление помогать, радовать.
формировать нравственные эмоции детей;
Цель оздоровительная:
Формировать правильную осанку.
Цель развивающая: 
развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления, глазомера; способностей ориентироваться.
Материал и оборудование: предметные картинки, обручи (желтый, синий)
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы;
Заучивание стихотворений и пословиц о маме;
Ход занятия:
Дети заходят в группу. Приветствуют гостей на русском и тат языках.
Ребята, послушайте внимательно  песню. Скажите, о ком говорится в этой песне. Воспитатель:  А как будет по-татарски – Мама. Мама – самое дорогое слово на свете.  На  всех языках оно звучит одинаково нежно. 
Дети: Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
Улыбнется мамочка ясно и тепло!
Это наше солнышко в комнате взошло!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о маме. Скажите, как ласково можно назвать маму? 
Дети: мама, мамочка, мамуля, мамулечка … 
Воспитатель: А еще  какими словами можно описать вашу маму? Предлагаю назвать эти слова, передавая друг другу вот этот красивый цветок. Итак,какая ваша мама?
Дети: Милая, любимая, добрая, ласковая, трудолюбивая, умная, очаровательная, стильная, внимательная, трудолюбивая, симпатичная.Воспитатель: Скоро будет праздник 8 марта и нам нужно подготовить подарки для мам. А что мы будем делать - сейчас узнаем из этого конверта. Ой, а здесь только письмо! Да от Бабы Яги! А вот и она сама. (Внести игрушку БЯ).
«Придумали, праздники устраивать для ваших мам и готовить для них подарки! Мне никогда никто ничего  не дарил, и вашим мамам  тоже ничего не надо дарить. Я заколдовала ваше задание. А чтобы его расколдовать, вам придется попутешествовать и встретиться с разными трудными заданиями!!!!! Вы еще маленькие и у вас ничего не выйдет!!!» 
Воспитатель: Ребята, разве вы маленькие? - Нет!
Воспитатель: Значит, отправляемся в путешествие? – Да! 
Воспитатель:  так вот БЯ. Мы с ребятами не боимся трудных заданий. Мы их обязательно выполним и ты нам вернешь конверт. 
БЯ: ух, ух …
Воспитатель: А путешествовать мы отправимся  на поезде! Я вот и билеты! 
 Ребята, только будьте внимательны: вы садитесь на то место, номер которого у вас будет указан в билете. Саша, какая у тебя цифра? (У меня ц 1 ) Значит на какое место ты садишься? ( на первое) Иди проходи.
Воспитатель: Чтобы доехать до станции, вам нужно сосчитать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке.  (Дети хором считают). А теперь сосчитаем на татарском языке от 1 до 10. Ну, вот добрались! А вот и первое задание. Скажите,  а вы помогаете своим мамам?  Давайте и сейчас  поможем разложить овощи и фрукты по тарелкам. И еще: мамы были бы очень рады, если овощи и фрукты вы будете называть на тат языке.
  Счѐт предметов. Составление логической цепочки.
(На мольберте изображение 6 тарелок, на столе  8овощей и фруктов).
- Сколько тарелок? (6)
- Сколько овощей и фр  понадобиться для тарелок?(6) Почему 6?
- В 1-ю по счѐту тарелку положить капусту. Скажите это слово на татарском языке.
В 3 - ю по счѐту тарелку – лук.
 Слева от тарелки  с луком положить на тарелку огурец.
 На какой по счѐту тарелки лежит огурец?  (второй)
- А справа от тарелки  с огурцом положим на тарелку  зеленое яблоко. На какую по счѐту тарелку положили яблоко? 
(четвѐртую)
На 5 - ю по счѐту тарелку нужно положить морковь.
На которой  по счѐту тарелки лежит морковь?  
справа от тарелки  с морковью нужно  положить на тарелку картофель.
На какой по счѐту тарелки лежит картофель?  
- Сколько тарелок?
- Сколько продуктов на тарелках? 
- Что вы можете сказать о количестве тарелок и продуктов?
- Но тут мама поставила еще одну тарелку. (Поставить)
- Сколько стало тарелок? (7)
- Как получили 7 тарелок? (К шести тарелкам  прибавили  ещѐ одну тарелку).
- Что теперь можете сказать о количестве тарелок  и продуктов?
- Что нужно сделать, чтобы тарелок  и продуктов стало поровну?
-  Что же мы положим на седьмую тарелку? (красное яблоко)
- Какие  молодцы. Вы оказались очень хорошими помощниками.
 Кишер - морковь 
Суган - лук 
Бәрәңге - картофель 
Кыяр - огурец 
Кәбестә - капуста 
Алма -яблоко 
Апельсин
А сейчас мы с вами приготовим обед из наших овощей.
Дети встают в круг и выполняют упражнения с движениями:
“Что хотите на обед?” (наклон вперед)
“Приготовим винегрет!” (имитируют руками шинковку овощей)
“Покрошим картошку, морковки немножко, лук, капусту, огурец, ну и свёклу, наконец!” (Хлопок в ладоши в конце) 
Дидактическая игра “Найди лишний предмет” Подошли поближе, встали удобно. Скажите, какие предметы лежат на верхней полке магазина? Какой предмет лишний, почему?....(Дети должны найти лишний предмет из предложенных).
Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы хорошо справились с первым заданием! Следуем дальше! Занимайте свои места и трогаемся в путь! Чтобы доехать до следующей станции, вам нужно назвать дни недели по порядку.
Дети: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Ой, посмотрите, кто нас встречает? (заяц) А как будет по-татарски заяц?
Заяц: Здравствуйте, ребята…
А вот и ваш конверт. Его мне передала БЯ. 
Воспитатель: Ребята,  поблагодарим зайчика…
 А давайте угостим нашего зайчика. Саша, иди угости зайчика…..
 Арина…
Прощаются.
Воспитатель:  А теперь давайте вернемся в группу и посмотрим, что у нас в конверте.  Сейчас мы полетим на самолете. Завели самолет: ррррр и полетели уууу. Он плавно поворачивает то вправо, то влево. И мы наклоняемся с вами вправо. А как найти правую сторону? Надо вспомнить, какой рукой мы с вами держим ложку, когда едим, какой рукой мы рисуем, вырезаем. Эта рука так называется потому, что всё мы делаем именно этой рукой. 
А теперь в другую сторону, в левую. Левая рука – помощница правой руке, на ней многие люди носят часы, с левой стороны в груди у нас находится сердце. Молодцы!  И приземлился самолет. Молодцы!
            Сейчас мы узнаем, какой  же подарок мы сделаем для мам. Что это у нас в конверте? (геометрические фигуры). Из этих геометрических фигур мы сделаем цветок для мамы. Посмотрим, какие геом ф лежат в конверте. Какая геом фигура? (треугольник) Давайте все вместе: вы, ребята и вы, наши  гости нарисуем треугольник носом. Для этого я попрошу встать наших дорогих гостей.
А это какая геом ф? (Круг) нарисуем круг глазами....нарисуем овал носом; прямоугольник ногами.
           А подарим мы  маме цветы, которые выложим из этих геометрических ф. И цветку обязательно нужно дать название. Напоминаю: сначала нужно выложить цветы из геометрических ф. а потом только наклеить. Как называется твой цветок? Сколько ты использовал кругов, треугольников, ромбов, четырёхугольников и т. д.? Из каких фигур ты сделал стебель, из каких бутон? Вот какие красивые цветы у вас получились! Давайте подарим наши цветы гостям. Ведь они тоже мамы. И у них есть такие же прекрасные детки,  как вы. А этот цветок я подарю при встречи БЯ. Я думаю, что ей будет очень приятно.
Рефлексия.
Воспитатель. Вам понравилось путешествия. Чем мы сегодня занимались?
Что понравилось больше всего? (Ответы детей.)