Программа психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением
ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»
(с 6 по 11 класс)
Выполнила:
Титова Ольга Васильевна
Социальный педагог
МАОУ СШ №19 им. И.П.Мытарева
Димитровград 2015г.
Пояснительная записка.
Психокоррекционная программа разрабатывалась на основе работ следующих авторов: И.А.Фартунова, И.В.Дубровиной, О.В.Овчаровой, М.Р.Битяновой, С.А.Игумнова и д.р. «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением».
Направленна психокоррекционная программа на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подростков умения конструктивно общаться, безопасно освобождаться от накопленных переживаний, достигать физического и психологического расслабления без применения разрушительных способов. Для подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, свойственна повышенная тревожность, направленность, беспокойство. Некоторые из них не скрывают своего раздражения и отчаяния Характерно проявление агрессивности, в том числе вербальной, а так же неуравновешенности. Агрессия для них, вероятно, выступает одним из основных способов решения проблем, связанных со стремлением сохранить индивидуальность, и служит своеобразной формой психологической защиты. Накопление эмоциональные переживания, часто не позволяют контролировать свое поведение и эмоции, а порой выявляются в невротические расстройства и реактивные состояния.
Под девиацией (от латинского deviatio – уклонение, отклонение), понимают отступление от принципов и норм морали и права. Различают негативные и позитивные формы отклонений. К негативным формам относятся нравственные пороки, моральное зло, социальная патология. Они прослеживаются в любой сфере жизнедеятельности людей. К позитивным отклонениям относят все новое, вступающее в противоречие с устоявшимися нормами или с тем, по поводу чего еще нормы нет.
Психолого-педагогическая коррекция, как совокупность специальных психолого-педагогических воздействий на личность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания, делится на следующие методы, в зависимости от подструктуры личности:
Подструктуры личности
Предметы коррекции
Психологические методы
Индивидуально-типологические особенности личности
Дисгармония развития. Нестабильность и ригидность нервной системы. Неразвитость произвольности психических процессов в сравнении со сверстниками
Развитие произвольности в двигательной сфере. Развитие произвольности в познавательной сфере. Развитие произвольности в общении и поведении. Когнитивная тренировка. Систематическая десенсибилизация. Терапия средствами искусства.
Свойства субъекта общения
Высокая тревожность. Слабая социальная рефлексия. Трудности общения. Неадекватное поведение. Низкий социальный статус.
Игровая коррекция поведения в группе. Развитие позитивного общения. Ролевое научение. Коммуникативные игры и упражнения. Расшатывание традиционных позиционных ролей. Статусное перемещение детей.
Свойства субъекта самосознания
Нарушенный образ «Я». Неадекватная самооценка. Неудовлетворенное притязание на признание. Комплекс неполноценности.
Психологический массаж. Идентификация. Зеркальное отражение. Подтверждение уникальности ребенка. Развитие позитивного восприятия других. Самовнушение.
Цель программы:
Содействие социальной адаптации, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.
Задачи программы:
Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений;
Атмосферы понимания и активного участия в работе группы;
Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным от реагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования;
Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
Целевая группа:
Целевая группа – подростки 12-16 лет находящихся в сложных жизненных ситуациях.
Объект работы – психолого-педагогическое сопровождение учащихся с девиантным поведением.
Предмет работы – психолого-педагогические условия развития и коррекции учащихся с девиантным поведением.
Принципы реализации программы:
Принцип системности и последовательности. Он позволяет содержание и организационные моменты программы реализовывать по этапам и в их последовательной взаимосвязи, а также в системе отношений администрации и педагогического коллектива школы, социального педагога, педагога-психолога, логопеда, медицинских работников и других специалистов.
Принцип учета индивидуальных особенностей личности. Этот принцип ложиться в основу работы с учащимися, имеющими девиантное поведение, где учитываются их индивидуальные особенности личности, интеллектуальный потенциал, условия семейного воспитания, социальный опыт для разработки содержания и организации психопрофилактической и коррекционно-развивающей деятельности с ними.
Принцип учета возрастных особенностей. Он обеспечивает в программе учет особенностей развития учащихся в соответствии с их возрастным этапом и актуальной возрасту - социальной ситуацией развития.
Принцип деятельности. Этот принцип позволяет учесть ведущий вид деятельности учащихся с девиантным поведением при разработке и реализации содержания и организационного аспекта программы.
Принцип развития. Этот принцип говорит о том, что реализация программы должна бать направлена на позитивное развитие школьников с девиантным поведением, их социальную адаптацию.
Принцип связи с жизнью. Данный принцип в программе помогает установить причины девиантного поведения детей, которые имеют чаще всего своим источником реальную жизнь, подобрать материал для профилактики и коррекции отклонений в поведении и психике учащихся, чтобы он был интересным и близким к их жизни.
Принцип гуманности. Он позволяет в ходе реализации программы строить гуманное отношение с девиантными детьми и учить их проявлять это отношение с другими.
Принцип соотнесения внешнего и внутреннего. Данный принцип разработан С.Л.Рубинштейном, который означает внешнюю обусловленность всех личностных образований человека. В программе он реализуется в создании условий образовательной среды, которая будет оказывать корректирующее воздействие на девиантные признаки поведения школьников.
Методологические основания программы:
- понимание девиантного поведения как социального поведения, не соответствующего установившимся нормам в обществе (И.А.Невский, И.С.Кон);
- социальный подход к обоснованию отклоняющих форм поведения (теория аномии Э.Дюркгейма, теория этикирования Д.Уолкса, наработки Я.Гилинского, В.Ядова и др.);
- психологический подход к изучению девиантного поведения (теория влечений З.Фрейда, теория агрессивного поведения Э.Фромма, наработки Б.С.Братусь, А.Е.Личко, Д.Н.Узнадзе и др.);
- деятельностный подход к развитию в детском возрасте (В.В.Давыдов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).
Продолжительность и структура занятия:
Программа рассчитана на семь занятий по два учебных часа (общая продолжительность четырнадцать часов). Каждое занятие состоит из трех частей:
Вводная часть (разминка);
Основная часть (рабочая);
Завершение.
Вводная часть и завершение обычно занимаются примерно по четверти всего времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с девиантным поведением состоит из комплекса социально-психологических упражнений, в которых применяются методы гештальт-терапии, арт-терапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, эффективного взаимодействия, релаксации, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, когнитивной психотерапии, игротехник, игр.
Ожидаемые результаты работы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением:
Преодолеть трудности в социальной адаптации подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Снизить влияние различных страхов, стрессов, депрессии, проявление агрессии, эмоционального неблагополучия;
Развить эмоционально-волевую сферу подростков оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
Предложенная программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с девиантным поведением направленных на оптимизацию субъективного качества жизни, формирование ценностных ориентаций, позволяет создать условия, способствующие личностному становлению подростков оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Работая с детьми с девиантным поведением, необходимо помнить:
- отсутствие внимания и заботы по отношению к ребёнку, низкая самооценка ученика - основные корни всех его бед;
- основные способы воздействия на таких детей заключаются в проявлении к ним неподдельного интереса, оказании поддержки, в доброжелательном отношении;
- наиболее результативное воздействие на учащихся оказывается в игре;
- большое внимание следует уделять профилактической работе, так как любую болезнь легче предотвратить, нежели вылечить;
- необходимо активно сотрудничать с семьёй ученика и всем педагогическим коллективом.
Тематический план программы (занятий).
№
п/п
Темы занятий
Комплексные умения, подлежащие формированию
Содержание занятий
Количество часов
1
Занятие №1
«Знакомство»
- формирование положительной установки на занятие;
- развитие рефлексии, навыков самопознания
Смешное приветствие.
Космическая скорость.
Наши правила.
Интервью.
1,5 минуты.
Рисунок моего настроения.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
2
Занятие №2
«Создание групповой сплоченности»
- создание атмосферы доверия;
- формирование навыков работы в малой группе;
- развитие навыков конструктивного взаимодействия
Смешное приветствие.
Пожмите друг другу руки.
Путаница.
Круг м я.
Дерево.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
3
Занятие №3
«Совершенствование эмоционально-волевой сферы»
- снижение уровня тревожности, выплесков агрессии;
- нарабатывание способности контроля эмоционального состояния
Смешное приветствие.
Птицы и птицелов.
Сильные стороны.
Слабые стороны.
Планета чувств.
Бесполезное упражнение (усиление воли).
Мусорное ведро.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
4
Занятие №4
«Управление негативными эмоциями»
- развитие умения осознавать свое эмоциональное состояние;
- формирование позитивного мышления
Смешное приветствие.
Я злюсь когда
Снежки.
Место личной силы.
Завтра.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
5
Занятие №5
«Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса»
- формирование эффективных стратегий совладающего поведения
Смешное приветствие.
Пятерка.
Устойчивость.
Настроение.
Радость.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
6
Занятие №6
«Способы совладания с эмоциями»
- знакомство с возможностями своего тела (саморегуляция)
Смешное приветствие.
Чемпион борьбы на пальцах.
Эмоции в моем теле.
«Толкалки».
Напиши вопрос.
Ритуал прощания «Чихалка»
2
7
Занятие №7
Заключительное занятие
«Ресурсы стрессоустойчивости»
- актуализировать направленное осознание, имеющихся у каждого участника личностных ресурсов, способствующих формированию высокоэффективного поведения в жизненных трудностях
Смешное приветствие.
Колечко.
Погружение в игровую ситуацию.
Танец жизни.
Сон героя.
Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций.
Ритуал прощания «Мне нравится в тебе»
2
Содержание программы.
Занятие №1 «Знакомство».
Ход занятия:
Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
Разминка.
Упражнение «Косметическая скорость»
Эта игра служит не только для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг и поднимают одну руку над головой. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч любому другому игроку, отчетливо называет свое имя, и отпускает руку. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя, и отпускает руку. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу (поднятые руки служат сигналом, что игрок еще не получил мяча). Когда мяч вернется к тому, кто начал игру, огласите начало следующего раунда: предложите бросать мяч в том же порядке, только называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. После второго раунда предложите придумать варианты, как можно провести игру быстрее, сохраняя первоначальные правила: мяч в определенной последовательности должен побывать у каждого игрока только один раз. На самом деле результатом будет не высочайшая скорость передачи мяча, не запоминание имен одноклассников, а бесценный опыт сотрудничества, принятия совместных решений, проявление чувства сопричастности.
Основная часть
Упражнение «Наши правила»
Ведущих предлагает правила, которые будут действовать на протяжении всего тренинга.
Правила:
- Назвать дуг друга по имени, обозначенном на «визитке»;
- Уважать говорящего, уметь слушать, иметь право быть услышанным;
- Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас – по ходу общения в группе;
- Говорить от своего имени («Я считаю», «Я думаю»);
- Хранить честь и достоинство участников группы за ее пределами, как и свои собственные;
- Избегать прямых оценок людей («Мне не нравишься ты»), говорить о действии того или иного человека («Мне не нравится твой проступок»);
- Быть открытым в общении;
- Активно участвовать в происходящем;
- Контактировать как можно с большим количеством участников группы.
4. Упражнение «Интервью»
Все разбиваются на пары. Участники интервьюируют друг друга в парах в течение пяти минут. Затем представляют друг друга, причем каждый говорит о напарнике так, как будто рассказывает о себе.
Упражнение «1,5 минуты»
Все участники садятся по кругу. Инструкция «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной друг другу, подходит к одному из участников группы и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет в право или в лево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?». Владимир отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность еще и еще раз, пока не будет получен правильный ответ). После этого ведущий предлагает Владимиру ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т.д. Далее ведущей дает аналогичное задание еще двум-трем участникам. В заключение упражнения ведущий просит всех повернуться лицом в круг и еще раз посмотреть на друга.
Упражнение «Рисунок моего настроения»
Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточку краску понравившегося цвета, поставить кончик в любое место листа и делать спонтанные мазки.
Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие №2 «Создание групповой сплоченности».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Пожмите друг другу руки!»
Игрокам предлагается выходить в круг и пожимать друг другу руки, если они сочтут, что называемые ведущим характеристики имеют к ним отношение. Каждая фраза начинается со слов «В круг выходят те, кто
- играет на каком-нибудь инструменте;
- родился в другом городе;
- умеет петь (танцевать, играть в футбол, кататься на коньках, плавать);
- бывал когда-нибудь в Самаре (Москве, Минске);
- любит жаренные пирожки (соленые огурцы, яблоки);
- имеет брата (сестру, собаку, кошку, хомяка, попугая);
- считает себя «совой» («жаворонком»);
- любит математику (биологию, физкультуру)»
Можно перемешивать шуточные характеристики серьезными.
Осуждение
- Как вы себя чувствовали во время игры?
- Узнали ли вы для себя что-то новое?
- Ожидали ли вы с нетерпением, когда появится возможность выйти в круг?
3. Упражнение «Путаница»
Это упражнение включается в занятие, если у игроков много энергии и позволяет время. Все становятся в круг и поднимают правую руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме своего соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же левыми. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать этот клубок, держась за руки.
Упражнение «Круг и я»
Инструкция: «Для этого упражнения» мне потребуется смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа сейчас образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.
На вхождение в круг дается всего лишь три минуты. Нашему герою предстоит убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить игрока в центр. Итак, наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавших в тесный и сплоченный круг, взявших за руки «Начали!».
Как вариант этого упражнения можно провести «Давка в автобусе». Участнику необходимо пройти через плотное образование тел, представив, что он находится в автобусе в час пик и ему необходимо сойти на этой остановке.
Упражнение «Дерево»
Прорвавшись ребята оказываются перед огромным деревом. Пройти дальше можно, если зарисовать это дерево. Но сделать это будет не так-то просто. Целью данного упражнения является создание групповой участников общего рисунка дерева. При этом каждый на своем рабочем месте, на отдельном листке бумаги, создает свою индивидуальную часть дерева. После рисования листы складываются так, чтобы получилось общее дерево, и обсуждается процесс создания группового дерева.
Инструкция ведущего. Тема общего рисунка – дерево, то есть готовый рисунок должен представлять собой дерево. Во время рисования разговаривать нельзя. По команде; «Возьмите себе листы бумаги» - каждый участник выбирает себе лист, на котором он хочет рисовать. Каждый участник рисует свою часть на своем рабочем месте. Движение по аудитории во время рисования нежелательно.
Когда рисунок готов, попробуйте сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Теперь вся группа может внимательно рассмотреть рисунок и обсудить по кругу процесс создания группового дерева.
Комментарий. Рисунок является хорошим зеркалом состояния группы.
Обсуждение, вопросы:
- Ты нарисовал свой рисунок и поместил его сюда. Как ты чувствуешь себя на этом месте (с краю, в середине, вверху, внизу)?
- Ты сам выбрал это место, если нет, то кто (или что) заставил (о) тебя это сделал?
- Ты доволен своим местом? Как с этим у тебя в жизни?
- Что ты сейчас чувствуешь?
При помощи рисунка подростки часто описывают, как они чувствуют себя в жизни: забытыми, брошенными, слабыми, неуверенными, ожесточенными, колючими
- Хотел бы ты что-то изменить для себя? – это вопрос дает возможность подростку что-то изменить в себе, сделать первый шаг, «сдвинуться с места».
- Теперь выбери для себя другую часть дерева, ту которая особенно нравится, и представь, что там твое «место». Как ты чувствуешь себя там, что привносишь в целое?
В этом случае участники группы выбирают тот рисунок, ту часть дерева, которая похожа на их жизненную мечту: для кого-то это крепкий ствол, для кого-то – сочная, ярая зелень, усыпанная красивыми плодами. Когда подростки отождествляются с этим рисунком, они наполняются энергией и внутренней силой.
- Если бы ты был этой частью, как бы ты чувствовал себя в группе?
- А в этой жизни? Проявились ли у тебя какие-то новые возможности?
- Что ты можешь делать, чего раньше не мог? Чего не можешь?
- Какой твой вклад в целое? В какой мере ты воспринимаешь свой рисунок как часть целого?
6. Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие №3 «Совершенствование эмоционально-волевой сферы».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Птицы и птицелов»
Участники разбираются по парам. Первые номера садятся на стулья – «это птицы», вторые встают за стулья – это «птицеловы». Один стул должен остаться свободным. «Птицелов», у которого стул остался свободным, должен с помощью невербальных средств заманить к себе «птичку». Задача остальных «птицеловов» не отпускать своих «птичек». Все «птицы» должны внимательно смотреть на «птицелова» - ведущего.
(Какие чувства вы испытывали в роли «птичек»? В роли «птицелова»?)
3. Упражнение «Сильные стороны»
Инструкция: «Закройте глаза, расслабьтесь, вспомните свою жизнь, каждое свое достижение, то, чем вы можете гордиться. А теперь запишите те черты характера, которые вам в вас нравятся. Возможно, это будет доброта, внимательность к другим, может быть, что-то еще».
Упражнение «Слабые стороны»
Инструкция: «Запишите те качества характера, которые вы считаете слабыми и хотите изменить в себе». Участники высказываются.
Упражнение «Планета чувств»
Материалы: лист ватмана с изображением четырёх «материков» любой формы. Лист ватмана заранее прикрепляется к стене.
Ведущий: «Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, мы говорим «Я чувствую» И мы редко задумываемся, что этим словом выражаем разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле, мы переживаем ощущения, эмоции и чувства».
Ощущения – это то, что мы чувствуем телом. Например: горячо, холодно, колется, щекотно. Ведущий пишет примеры в материке «ощущения».
Эмоции – это то, что переживаем душой. Например: радость, страх, гнев. Пишет маркером в материке «эмоции».
Эмоции – это простейшие переживания, хотя они могут быть очень сильными. Эмоции недолговечны. Когда они сплетаются, объединяются, мы называем это чувствами.
Чувства – это тоже переживания души, но они более сложные, чем простые эмоции. Например, любовь. Когда мы чувствуем, что любим, мы переживаем одновременно много чувств и эмоций – и радость. И тревогу, и страх. Или враждебность – когда мы чувствуем враждебность, мы часто одновременно переживаем и презрение, и гнев, и даже страх или отвращение. Чувства переплетаются с нашими мыслями. Пишет маркером в материке «чувства. Какие еще чувства, эмоции, и ощущения вы можете назвать?
Теперь давайте разберемся в некоторых тонкостях.
- Чем отличается гнев от агрессии?
Гнев – это эмоция, а агрессия – это действия, настоящие вред кому-либо или чему-либо.
- Чем отличается радость от удовольствия?
Радость – это очень активная эмоция или чувство, она тонизирует, хочется двигаться, смеяться. А удовольствие – это переживание спокойное, расслабленное.
- Чем отличается грусть от горя?
Горе всегда сопровождается душевной болью, напряжением.
Мы рассмотрели, какие ощущения, чувства и эмоции мы испытываем. Какие эмоции преобладают у вас в последнее время?
Упражнение «Бесполезное упражнение» - усиление воли (Джеймс)
Выполняется в течение пяти минут в день. Участники садятся за столы, перед каждым лежит коробок спичек. Необходимо вынимать спички последовательно одну за другой. После того как коробок оказался пуст, он закрывается, затем открывается вновь, и в него также последовательно обратно складываются спички. Коробка закрываются. Упражнение выполняется молча. После этого участники записывают, что они чувствовали во время выполнения этого упражнения, было ли желание прекратить его. Затем высказываются.
Упражнение «Мусорное ведро»
Показывается иллюстрация, где изображено мусорное ведро (или настоящее ведро для мусора) и просится объяснить, что оно символизирует. Подросткам предлагается нарисовать на бумаге мусорное ведро. Ведущий направляет дискуссию таким образом, чтобы каждому участнику представилась возможность выбросить что-то из своей жизни, и предлагает участникам представить, что они что-то выбрасывают за ненадобностью (неприятного человека, какой-нибудь предмет, место или чувство) и нарисовать это так как будто то, от чего они хотят избавиться падает с руки в мусорное ведро. Что вы сейчас чувствуете? Как изменится ваша жизнь, если вы сможете справляться с негативными событиями, чувствами?
Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие №4 «Управление негативными эмоциями».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Я злюсь, когда»
Каждый подросток записывает в тетради ситуацию, в которой он обычно сильно ЗЛИТСЯ.
Ведущий выдает каждому участнику лист А4. Каждый участник по кругу (или по желанию) производит следующие действия: резко мнет лист, одновременно говорит фразу: «Я ЗЛЮСЬ, когда», после чего бросает скомканный лист на середину комнаты.
3. Упражнение «Снежки»
Участникам предлагается взять по «снежку» и разделиться на две команды. Затем играют «снежки», стараясь, чтобы на них стороне не было комочков.
Разрушает человека не порождаемое человеком напряжение, а неподготовленность к жизни и к тем ситуациям, которые в ней возникают. Все проблемы у людей в жизни возникают потому, что у них достаточно эффективной внутренней стратегии при встрече с неизвестным.
Получается, что если человек научится положительным образом использовать энергию так называемых стрессовых ситуаций, то чрезмерное напряжение уйдет из его жизни. Нет отрицательной или положительной энергии. Есть просто энергия. Какой она будет – созидательной или разрушительной, - зависит только от нас. Возьмем к примеру солнечную энергию. Мы можем использовать ее во благо, но в то же время, при неправильных наших действиях, она может принести большой вред. В последовательной жизни то, что я воспринимаю как зло, через некоторое время может обернуться мне во благо. И наоборот.
4. Упражнение «Завтра»
«Сейчас я раздам вам по листочку бумаги и попрошу Вас написать на этом листочке слово «завтра» и придумать несколько положительных ассоциаций, которые возникают, когда вы слышите это слово.
Вопросы:
- Назовите те ассоциации, которые у вас возникали на слово «завтра»?
- Легко ли было найти свои ассоциации к слову «завтра»?
От того, каким мы представляем свое будущее, зависит то, каким оно будет. Подумайте над этим».
5. Упражнение «Место личной жизни»
«Сядьте удобно, руки просто свесьте вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выход Теперь представьте, что к вам подлетает облако – очень белое, пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему, вы катаетесь, и оказывается оно мягкое, но упругое Вы заходите на облако, и оно принимает форму удобного кресла, обтекающего ваше тело, вы устроились, и облако начало медленно двигаться Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах Только облако плывет по небу Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами Вы летите над островом Он зеленый, много деревьев, много травыВы видите, как поблескивает глубокое озеро Плещет вода Вы медленно спускаетесь и выходите из облака Вы ступаете босиком по мягкой шелковой траве Оглянитесь Посмотрите: какое место вам больше нравится? Идите туда Теперь вы можете лечь на траву на этом местеТрава мягкая немного прохладная Вам хорошо Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой Вы чувствуете, как она вливается в вас Как каждая клеточка радуется, распрямляется Земля любит вас Трава нежно гладит вас Вы полностью насыщаетесь силой, любовью, нежностью Вы медленно встаете и идете к облаку. Оно готово к полету Вы садитесь в негои летите И вот мы снова здесь Медленно откройте глаза С прибытием вас».
Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие №5 «Копинг-стратегии и их роль в преодолении стресса».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Пятерка»
Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру пять и кратные пять (например: пять, десять, пятнадцать и т.д.). Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо пятерки можно использовать другие цифры.
3. Упражнение «Устойчивость»
Процедура 1. Ведущий выбирает любого подростка, которому предлагает просто стоять как обычно. Неожиданно толкает подростка в плечо, и тот теряет равновесие. Потом просит данного участника принять так называемую устойчивую позу, предлагая участнику встать, слегка согнув ноги, поставив их на ширине плеч, ступени слегка направлены внутрь (как мишка косолапый), спину держать ровно. Вновь толкает участника в этой позиции, но не может его столкнуть.
Процедура 2. Ведущий предлагает другому участнику встать в устойчивую позу, опустив левую руку вниз рядом с телом так, как будто она упирается в пенек. Рука должна быть напряжена, как если бы она реально опиралась на что-то. Правую руку поднять вверх, словно она упирается в потолок. После того как участник принял исходную позицию, ведущий начинает изо всей силы давить на правую руку, но столкнуть человека не может.
4. Упражнение «Настроение»
Упражнение должно происходить следующем образом: сядьте за столом и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами – чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет – линии, цветные пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока наполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно. Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны. После того как вы нарисовали свое настроение и предложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженного состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.
Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие № 6 «Способы совладания с эмоциями».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение на разогрев, разминка «Чемпионат борьбы на пальцах»
По команде ведущего участники группы разбиваются на пары случайным образом. Ведущий объясняет о начале необычного соревнования – чемпионата борьбы на пальцах. С помощью одного из учащихся ведущий показывает, как происходит поединок. Большой палец правой руки поднимается вверх (знак «во!»), остальные четыре пальца захватывают пальцы соперника. Задача каждого игрока – производя энергичные движения большим пальцем, увернуться от нападения соперника и прижать его большой палец к боковой стороне указательного. Победители проводят поединки между собой до выявления абсолютного чемпиона. Вся игра занимает минимальное время, одно мгновенно разрешает напряженную обстановку в группе, снимает усталость и задает мажорный тон работе.
Опрос участников.
3. Упражнение «Эмоции в моем теле»
Упражнение позволяет осознать связь эмоций с телесными переживаниями, особенности собственного переживания и мы выражения эмоций.
Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черных цветов.
«Представьте, что вы очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, ее если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в тебе находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке. (Аналогично предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым – радость. Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)» Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить и теле? А какое – труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?)
4. Упражнение «Толкалки»
Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвигает своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я кричу «стоп!», все должны остановиться.
Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?»
Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.
Упражнение «Напиши вопрос»
Ведущий в жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разными рода вопросами. Каждый из них требует ответа или комментария. Сейчас на карточках, которые вы получили, нужно написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разные: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание дать информацию и т.д. Затем карточки отдаете мне, а я в свою очередь, когда все будут готовы, раздам их всем участникам группы, заботясь о том, чтобы никому не попался его же вопрос. Познакомьтесь с вопросом, который получили. Ваша задача- через пять минут дать на него достойный ответ. Продумайте несколько вариантов ответа и выберите наиболее, на ваш взгляд, интересный. Затем вы зачитываете вопрос вслух и даете на него ответ. Не теряйте времени на поиски автора вопроса, важен ваш ответ. Может быть, именно сейчас мы поможем друг другу. По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями. Как правило, оно производит хороший эффект. Кто-то наконец понял, в чем проблема, - в поиске ответа; кто-то и сам именно этот ответ приготовил, а услышав его же из других уст, убедился в своей правоте; у кого-то ушло беспокойство по поводу сложности вопроса, потому что ответ достаточно прост.
Так же по такой же схеме можно провести упражнение «Моя мечта». Подростки пишут на карточках то, о чем мечтают. Ведущий, как и в предыдущем варианте, собирает карточки, а затем снова раздает всем участникам. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Упражнение дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления. Этот вариант более мягкий и может проводиться как разогревающий.
6. Упражнение «Чихалки»
Участники стоят в кругу. Ведущий визуально делит круг на несколько секторов. Первая группа в прыжке кричит: «Ящики!», вторая: «Хрящики!», третья: «Спички!», четвертая: «Очки!», пятая: «Крючки!», шестая: «Сачки» и т.д. – главное, чтобы слова имели окончания: «чки» или «ики». Сначала группы пробуют крикнуть громко и дружно по отдельности: «Ящики-Хрящики-Спички». Потом по знаку ведущего все группы одновременно прыгают вверх и кричат свои слова. Ведущий отвечает: «Будьте здоровы! Вот так чихает слон». Ведущий акцентирует внимание на последней фразе, потому что участникам, проговаривающим свои слова в первый раз, не очень хорошо слышен результат.
Занятие №7 «Заключительное занятие «Ресурсы стрессоустойчивости»».
Ход занятия:
1. Упражнение «Смешное приветствие!»
Подростки стоят в кругу, держась за руки. По команде ведущего они высоко прыгают вверх три раза. В первом прыжке громко кричат: «Хи!», во втором прыжке «Ха!», в третьем «Хо!». Получается забавное приветствие друг друга «Хи! – Ха! – Хо!». После чего все хлопают в ладоши.
2. Упражнение «Колечко»
Оборудование: на роль колечка подходит сердечники от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например заколку. Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске. Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится, совсем тяжело.
3. Упражнение «Погружение в игровую ситуацию»
Представьте себе, что колечко, которое мы сейчас искали совсем непростое. Тот кто его наденет, становится его рабом. Кольцо подавляет человека, делая его агрессивным, жестоким, недоверчивым, одиноким и безрассудным. Часто кольцо перемещает своего раба в параллельный мир, мир зла и теней. У каждого из нас есть возможность пофантазировать, почувствовать его влияние.
Ребята записывают на листочках, какое влияние на них бы оказало кольцо, во что их превратило в мире зла и теней. Ведущий для того, чтобы вернуть первоначальный облик вы должны пройти испытание, которые помогут вам осознать себя необычным образом, обратить внимание на то, о чем мы мало задумываемся в обычной жизни.
4. Упражнение «Танец жизни»
Ведущий говорят, чужая душа – потемки. Но это только для незнающего человека. Утверждают психологи, что внутри, то и с наружи? Наше тело выдает нас, выдает во всем и постоянно – хотим мы этого или не хотим. Проблемы, страхи, комплексы, психологические травмы – все это материализуется в нашем теле, оставляется на нем свои «зарубки» и следы. Душа и тело едины и неразделимы, и все то, что происходит в душе, моментально отражается в состоянии тела. Зажатая, напряженная спина, сутулость, отвердевшие мышцы шеи и затылка, к примеру, свидетельствуют о наличии у человека большого количества страхов. Страхи «оседают» именно в спине! Человек как будто постоянно ожидает нападения со спины, удара – и вот спина формирует защитные блоки в виде областей мышечного напряжения.
Цель упражнения «Танец жизни» в том, чтобы каждый из нас осознал присуще ему социально-психологические и личностные характеристики, стереотипный рисунок движений в танце. Точно также как мы стереотипны в танце, точно также мы стереотипны в контактах с людьми, в поведении, в способах выхода из проблемных ситуаций. Если состояние души влияет на тело, значит, влияя на тело, мы может изменить состояние души. Осваивая в танце новые стратегии, мы поможем себе освоить новые стратегии поведения.
Описания проведения: группа становится в круг. Один из участников выбирает музыкальное сопровождение и танцует. Все остальные копируют его движения. По окончании танца участник приглашает следующего и становится на него место.
Схемы обсуждения:
- Обмен чувствами «здесь и теперь»;
- Анализируются специфические для каждого танца экспрессивные особенности, а также черты характера, состояния, отношения, которые могут находиться выражение в экспрессии.
5. Упражнение «Сон героя»
Мы долго путешествовали и устали. Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Представьте себе, что каждый из вас уснул, устроившись на отдых под большим раскидистым деревом. Вам снится прекрасный сон. Каждый видит самого себя через пять лет (15 сек.). Обратите внимание, как вы выглядите через пять лет Где вы живете Что вы делаете (15 сек.). Представьте, что вы очень довольны своей жизнью. Чем вы занимаетесь? За что отвечаете? Кем учитесь или работаете? Кто находится рядом с вами? (15 сек.) Теперь сделайте три глубоких выхода. Подтянитесь, напрягите и затем расслабьте все свои мускулы, откройте глаза. Постарайтесь запомнить все, что увидели о самом себе. Теперь возьмите по листу бумаги, ручку и запишите, какими вы будете через пять лет: где будете учиться и работать, кто будет рядом, как достигли этого? (10 минут) Когда листочки заполнены образами будущего, подростки вновь занимают свои места в кругу, где проводится обсуждение:
- Довольны ли вы увиденным образом будущего?
- Что понравилось больше всего?
- Что хотели бы изменить в своем образе?
- Какие шаги для этого нужно предпринять?
6. Упражнение «Рисунок кризисов и счастливых жизненных ситуаций»
Инструкция: «Вспомните жизненную ситуацию, во время которой вы испытывали сильные неприятные переживания. Сделайте свободный рисунок этого переживания, выражая в нем испытанные вами чувства. Рисуйте свободно, не пытаясь сделать рисунок красивым. Всмотритесь в свои рисунки. А теперь давайте уничтожим их, разорвем на мелкие части и вместе с этим уничтожим все отрицательные эмоции, которые возникли в процессе воспоминаний. А сейчас подумайте о чем-либо приятном. Представьте ситуацию, во время которой вы испытывали радость, ощущения счастья и т.д., переживали самые приятные минуты вашей жизни. Как можно ярче вспомните все ощущение. Сделайте рисунок, который возник в вашем воображении. Посмотрите за своими рисунками и постарайтесь надолго сохранить в памяти эти образы». (рисунок, связанный со счастливой жизненной ситуацией, выполняется используя: приятную расслабляющую музыку).
7. Упражнение «Мне нравится в тебе»
Ведущий просит ребят написать друг другу фразы (закончить предложения), выделить те особенности личности каждого, которые были отмечены в процессе занятий. Ведущей также может приготовить всем «комплименты» и вручить ребятам.
Можно отметить, что первые проявления девиантного поведения наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием ближайшего окружения, зависимостью подростков от мнения группы и принятых в ней ценностных ориентаций. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Для успешной работы с детьми, входящими в «группу риска» (неблагополучная семья, склонность к алкоголизму, плохая наследственность, низкая самооценка и т.д.), важна профилактика отклоняющегося поведения, а именно:
- раннее выявление прогулов и работа по их устранению;
- профилактическая работа с подростками, которые совершенно не учатся, а лишь нетерпеливо ждут своего «освобождения»;
- раннее выявление прогностически значимых особенностей поведения и личности детей (отвержение ребёнка сверстниками, которое заметно уже в начальной школе) и организация специальной работы с такими детьми (по включению «отвергаемых» в коллектив) и с классом (беседы на нравственные темы, диспуты, проигрывание ситуаций).
Дети, склонные к девиантному поведению
С трудностями общения
Неуспевающие
С нарушениями
эмоционально-волевой
сферы
- с нарушением само оценки;
- беспокойные;
- агрессивные;
- застенчивые;
- конфликтные;
- замкнутые;
- с дефектами речи
- зависимые от окружающих;
- постоянно испытывающие психический дискомфорт;
- тревожные;
- противоречивые личности
В работе с детьми с девиантным поведением важным, прежде всего, является выявление причин такого поведения в каждом конкретном случае.
Литература
Агрессия у детей и подростков. Учебное пособие/под ред. Н.М. Платоновой//СПб.: Речь, 2005г.-322с.
Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблемы развития – М.: МГППУ, 20О6г.-76с.
Блынская Л. Социальная реабилитация детей и подростков в трудовой деятельности//Социальная педагогика, 2003г. № 1-258с.
Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С., Фалькович Т.А. «Подростки 21 века психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» М.: ВАКО 2007г.-238с.
Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющего поведения): - М.: «Академия», 2003г.-228с.
Дубровина И.В. Психологическая служба школы – М.: МПА, 1995г.-222с.
Игумнов С.А. Клиническая психотерапия и психологическая коррекция в детском и подростковом возрасте//Сборник научных трудов – М.: Издательство Московского НИИ психиатрии МЗ РФ, 1994г.-158с.
Лоренц К. Психология ярости – М.: 1999г.-211с.
Лях В.П. Девиантное поведение – Тула: ТулГУ, 2003г.-182с.
Овчарова Р.В. Практическая психология образования – М.: «Академия», 2005г.-448с.
Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования – М.: ТЦ СФЕРА, 2000г.-449с.
Овчарова Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска – Курган, 2002г.-182с.
Практика психология образования/под редакцией Дубровиной И.В. – М.: ТЦ «Сфера», 1997г.-528с.
Пахальян В.Э. Каким должен или может быть психолог, работающий в системе образования//Вопросы психологии, 2002г. №6 158с.
Реан А.А. Психология подростка. Учебник. СПб.: Прайм-евро-знак, 2003г.- 324с.
Рабочая книга школьного психолога/под редакцией Дубровиной И.В. – СПб.: 1998г.-298с.
Теория и практика психологической службы в образовании. Втрое издание, доп./автор-составитель: Белобрыкина О.А. Новосибирск: Издательство НГПУ, 2005г.-508с.
Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы//вопросы психологии – 2001г., №1 100с.
Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков – М.: ТЦ СФЕРА, 2006г.-408с.
Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков М.: Трикста, 2005г.-336с.
Заголовок 315