Конспект урока по литературе Мощь поэмы А.Ахматовой Реквием.

Урок литературы в 11 классе
А.Ахматова. «Реквием» (1935-1940).
Монументальность и трагическая мощь поэмы.
Анна Ахматова целая эпоха в поэзии нашей страны. Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством, своей свободной и крылатой поэзией от первых книг о любви до потрясающего по своей глубине "Реквиема".
К. Паустовский
Цель урока: рассмотреть, как история страны и личная трагедия человека
отражается в поэме А.Ахматовой «Реквием».
Задачи:
- ознакомить учащихся с историей создания поэмы;
-продолжить обучению анализа поэтического текста и выявить
жанровое своеобразие поэмы;
-осмыслить собственное отношение к понятию «Родина».
Оборудование: презентация по теме урока, музыкальный фрагмент «Реквиема» Моцарта, запись голоса А.Ахматовой, читающей текст поэмы; столик с предметами быта времен Ахматовой (ее портрет, подсвечник, ракушка морская, томик А.С.Пушкина).
Ход урока.
1.Слово приветствия.
2. Что вы знаете об А.А.? Какие темы ее творчества вам уже знакомы? Сегодня мы будем говорить о главном творческом и гражданском достижении А. – поэме «Реквием». У этого произведения непростая история создания, которая началась еще в 30-ые годы, во времена сталинских репрессий.
3.Что же такое «Реквием»? Это полифоническое музыкальное произведение, исполнявшееся в католическом храме на смерть человека.
- Какой самый знаменитый «Р.» вам известен?
- Сейчас мы прослушаем муз.фрагмент «Р.» Моцарта, (эту скорбную мелодию А.А. очень любила). За пару минут прослушивания вам надо будет записать в тетрадь образный ряд из существительных, который возник у вас за это время. (Слушаем музыку Моцарта, делаем записи из предложенных на доске понятий: трагизм, сила, мощь, народность и др.)
- Что у вас получилось? (запись на доске). Выбираем, что же нам может пригодиться для конкретизации темы урока?
(подчеркнуть слово МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, сказать, что вернемся к нему)

- Что вы можете рассказать об этом времени?
- Какие произведения нам рассказали о тех трудных временах?
- Как репрессии сказались в судьбе самой Ахматовой?
По стране прокатились три волны сталинских репрессий: 1-ая- коллективизация и индустриализация. Пик ее приходился на 1928-31 годы и захватил от 250 тысяч до 1 миллиона семей, сосланных на стройки, в лагеря и поселения. В 1929 - 32 годах было закрыто 90% церквей и высланы их священнослужители. Около 3 миллионов человек, занятых при НЭПе, стали «лишенцами». Для ученых создавались «шараги», спецлагеря по проведению научных исследований и изысканий.
2-ая - (1932-33 и 1939-40 годы) захватила простых тружеников.
3-ья - захватила народнохозяйственные, партийные, государственные, военные,
научно-технические кадры и остатки старой творческой интеллигенции. Обвинения им предъявлялись в основном по пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса (преступления против государства). Срок от 5 до 25 лет лагерного заключения, а каждый десятый осужденный в 1936-38 годах приговаривался к смертной казни. Количество заключенных в СССР на конец 30-х годов практически не поддается точному исчислению. Большинство исследователей склоняются к цифре 35 миллионов человек.
30 - ые годы оказались для Ахматовой порой наиболее тяжких в ее жизни испытаний. Чудовищные репрессии, обрушившиеся чуть ли не на всех друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили и ее семейный очаг: 22 октября 1935 года были арестованы как «участники антисоветской террористической группы» ее бывший (второй) муж, профессор Всероссийской Академии художеств Н. Н. Пунин (дважды был арестован – в 1921 и 1935. погиб в заключении), и ее сын, студент исторического факультета Ленинградского государственного университета Лев Николаевич Гумилев. Ахматова обратилась с письмом к Сталину, и 14 ноября 1935 года они были освобождены.
Второй раз Лев Гумилев был арестован 10 марта 1938 года за «участие в молодежной антисоветской террористической организации в ЛГУ». Приговор - 5 лет исправительно - трудовых лагерей.
Третий арест сына был в 1949 году ( осужден на 10 лет). Л. Н. Гумилев полностью реабилитирован в 1975 году.
Сама Ахматова жила все эти годы под постоянным надзором НКВД и в ожидании ареста. Оставила в коридоре на вешалке пальто Пунина. Как память, оно и сейчас висит в музее Ахматовой. Она не писала стихи, она их заучивала наизусть и читала самым близким людям. Из воспоминаний :"А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти". Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.
4. При определении слова Реквием мы использовали музыкальный термин «полифония»- что он означает? – Многоголосие. Так вот у Ахматовой здесь это многоголосие звучит буквально: (Вопервых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песнипричитания, некоторые колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках. Вовторых, лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.)

5. Рассмотрим композицию поэмы: Начнем с хронологии.
Центральный блок открывается фрагментом «Это было, когда улыбался...» (датировка: 1935. Осень. Москва), вбирает в себя тринадцать частей, завершаясь двухчастным эпилогом, который датирован мартом 1940 года. Все входящие в этот блок фрагменты расположены в хронологическом порядке ( 1935г., 1938г., 1939г., 1940г.). Уже после создания всего сюжетного блока, она пишет «Посвящение» (март, 1940), тогда же был написан эпилог, и получилась цельная композиция. В период оттепели (1957 и 1961 гг) появилась надежда на публикацию в печати, и тогда А. добавляет его еще двумя фрагментами. Теперь композиция «Р.» выглядит так: (слайд)
Эпиграф.
Вместо предисловия.
Посвящение.
Вступление.
Основная часть (главки 1-Х)
Эпилог.
- Почему такой большой по времени разрыв произошел? (страдания матери не отпускали А. долгие годы).

6. Прослушайте, как читает она Вступление. Это голос великой Ахматовой. Глазами следим за текстом Вступления и думаем, о чем говорит А. в первых двух строках. (Звучит голос А.)

7. К кому обращается человек в самую трудную минуту жизни? (к Богу).
- Какую картину описывает А. в первых строках Посвящения. (картины апокалипсиса) на доске – АПОКАЛИПСИС- словарная работа- конец света.
- Кому посвящается поэма?
8. Скажите, где еще вы встречали выражение «каторжные норы»? (У Пушкина в «Послании к декабристам») – Случайно ли это происходит или А. хочет до нас донести какую-то глубокую мысль? ((Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас.
- А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)
9. Какой возникает художественный образ во Вступлении? ( образ родного города)
- Как этот образ изменился в сознании самой А.? Найдите глагол, который помогать понять отношение поэта к любимому городу (и ненужным привеском БОЛТАЛСЯ возле тюрем твоих Ленинград)
- У каких русских писателей мы встречали образ Петербурга? ( Пушкин, Гоголь, Достоевский, Некрасов).
10. гл.1. Снова обратимся к полифонии. Какой фольклорный жанр напоминают нам строки из 1 гл.? (похоронный плач, или плачеть)
- В каком произведении вы уже встречались с этим фольклорным жанром? (Древнерусская лит-ра «Слово о полку Игореве») (слайд с Ярославной). Также плач встречается и в Библии, и в произведениях Гомера.
11. Почему А. использует образ «стрелецкой женки»? (слайд Суриков «Утро стрелецкой казни»). Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)
12. Почему 3 гл. состоит из сбивчивых обрывочных фраз?
13.Для чего нужен контраст между воспоминаниями и реальностью в 4 гл.?
14. В 5 гл. назовите все глаголы. О чем говорят действия лирической героини? Какие чувства вызывают эти глаголы?
15. - Какая глава, по-вашему, может стать кульминационной в поэме А.? (7 гл. ПРИГОВОР)
- Почему? Приведите док-ва из текста.
- В гл.7 слово ПРИГОВОР заменено контекстным синонимом, каким? («каменное слово»)
- К чему готова лирическая героиня, узнав приговор? (к смерти)
16 . Она ждет смерть. Какой она себе ее представляет? (зачитайте)
-в гл. 9 - но если смерть не придет, то о чем думает лирическая героиня? ( о безумии).
17. И снова Ахматова обращается к Богу.
-Какие библейские образы и мотивы возникают в 10 гл.? (последние минуты жизни Христа).
- С чем в вашем понимании связано распятие? (Страдания Христа, кульминация страданий матери). (слайды с распятием)
- Какой художественный образ создает А. для того, чтобы показать величайшую катастрофу, какой стала смерть Христа? (« и небеса расплавились в огне»). (найдите и зачитайте)
- Почему никто не посмел посмотреть в сторону матери? (потому что ее горе невозможно передать словами).
(Страдания матери, потерявшей сына, это страдания любой другой матери, потерявшей ребенка. Богородица так же страдала, как любая другая мать. – масштабность страданий матери).
18. Эпилог. Читая его, можно задаться вопросом, а выполнила ли А. наказ, полученный от женщины с «голубыми губами»?
-Чьи портреты описывает А. в эпилоге? (это портреты матерей, потерявших в годы репрессий мужей и сыновей).
- Как называется средство выразительности, когда происходит повтор начальных строк? (анафора) найдите и зачитайте ее.
-Для чего ее использует автор? (для придания трагизма, боли; создается особая ритмика стиха).
- Почему А. приходит к теме памятника? В творч-ве каких поэтов эта тема поднималась? (Державин, Пушкин)- провести смысловую цепочку: тема МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ-ПАМЯТНИК-ТЕМА ПАМЯТИ.
- Почему А. выбирает именно такое место для памятника, где «стояла я 300 часов»? (не там, где была счастлива и любима, а где выдержала нечеловеческие страдания).
- Найдите в эпилоге строки, где поэт говорит от имени своего народа. О чем говорят эти строки?
- В чем видит А. свою поэтическую и человеческую миссию? ( как поэт она могла и должна была рассказать людям о том, что пережили ее соотечественники в те страшные годы).
- Какую мысль стремится донести до нас Ахматова?
- трудный вопрос: изменилось ли что-нибудь в вашем отношении к родине, к нашей стране после прочтения поэмы «Реквием»?
19. Итак, что такое РЕКВИЕМ? (мнения учеников после обсуждения бывают неожиданными, похожими а маленькие открытия).
20. ФИНАЛ. Реквием по сыну воспринимается как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни. Арестованный сын боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она.
Отвергнутая и униженная в 30-е годы, надолго отлученная от литературы, но не сломленная никакими трагедиями, она живет в своей поэзии вот уже более 90 лет. И не просто живет она учит и нас жить, любить, страдатьЛюбить свою страну такой, какой она есть. .А какой будет наша страна, зависит от вас. От того, какими вы станете.
21. Сегодня на уроке мы слушали друг друга, немного спорили, думали. Делали выводы. Хочется отметить тех, кто произвел на меня особенное впечатление и раздать не оценки, а комплименты : «Лучший оппонент», «Отличный аналитик», «Отличный историк», «Лучший помощник», «Большая умница».
22.Домашнее задание – на слайде: составить 2 вопроса по теме урока и задать их своим одноклассникам.

СПАСИБО ЗА УРОК!