Презентация по МХК Художественная культура 19 века
Художественная культура XIX века Романтизм и реализм, как основные художественные стили XIX века 1 Это эпоха культурного взлёта, затронувшего все сферы общественного сознания: науку, философию и искусство это один из самых драматичных периодов в истории Европы ( глубокие общественные потрясения, многочисленные революции и войны.)XIX век очень сложен и противоречив ( в нём представлен необычайно широкий спектр философских идей – от идеализма до марксизма, многообразие худ. течений и стилей – от классицизма до модерна.)XIX век время сосуществования прочных традиций и безудержного экспериментаторства как в культурной, так и в общественной сферах. в XIX веке закладываются основы современной индустриальной цивилизации. 2 РОМАНТИЗМ 3 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus – римский, то есть возникший на основе римской культуры.Позднее соотнесено с жанром романа, описывающего возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев.В средние века указывало на принадлежность к языкам романской группы ( тогда сложился романский архитектурный стиль).В кон. XIX века стал названием новой литературной школы 4 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики. Между ними много общего ( восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворённость жизнью и оторванность от неё, устремлённость к несбыточному идеалу).Романтика – основа романтизма в искусстве, а потому более широкое понятие. 5 ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЕРМИНА Романтический взгляд на жизнь зачастую определяет мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм это некое качество, пронизывающее различные эпохи (Античность, Средние века, Возрождение) и худ. стили (готику, барокко, неоклассицизм, символизм, модерн).Романтизм это не только худ. стиль, но и особый способ познания и отражения действительности.Шарль Бодлер говорил, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов».Мы ограничимся пониманием романтизма как художественного стиля. Философия и эстетика романтизма Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов (И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля…)Они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное движение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов.Искусство должно было запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного я 7 При большом многообразии творческих манер и течений внутри романтизма он представлял собой единый стиль художественной культуры, отвечающий общим эстетическим требованиям:Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное идеи романтизма возникли на почве неприятия действительности, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний. эстетические требования 8 эстетические требования Свободные от всяких догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души.Любимыми выразительными средствами живописи становятся колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. 9 Эжен ДелакруаСвобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 2. Исключительность романтического герояГероями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной обыденной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. В реальном мире они чувствуют себя одиноко. Личность героя находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим миром. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. В произведениях искусства индивидуализм становится формой протеста и самозащиты. эстетические требования 10 ФРИДРИХ, КАСПАР ДАВИД эстетические требования если человеку не суждено изменить жестокий мир, он может уйти в мир фантазий. В отличие от человека просвещения, творца своей судьбы, мы видим жертву рокового стечения обстоятельств, живущего в сфере эмоций и чувств. Это человек остро чувствующий свою раздвоенность и неустойчивость в мире. Он гордится внутренней свободой и страдает от неё. Но, как бы ни был противоречив облик героя-романтика, в нём утверждается исключительная ценность человеческой личности, её порыв к неограниченной свободе и творческому самовыражению.Многие художники романтизма считали, что к пониманию сущности бытия нужно идти через постижение людей, внутреннего мира человека. 11 Эжен Делакруа"Фредерик Шопен". 1838 г "Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку" 1812, Лувр, Париж Эжен Делакруа Портрет Марии Бикнелл" 1816 Эжен Делакруа эстетические требования 3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз свободы. в жизни природы герой-романтик всегда видит либо отражение своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природой характерно для него. Природа, как никогда раньше оказалась созвучной переживаниям и чувствам героев. именно романтики научились видеть в природе нечто одухотворённое – не просто среду человеческого существования, а зеркало космоса, частица которого – человек. В тоже время природа противостоит человеку с его суетностью бытия и тщеславными желаниями. 12 Теодор Жерико Сцена кораблекрушения"1820, Лувр, Париж Теодор Жерико"Плот«Медузы»" Джон Констебл "Вид на собор в Солсбери" 1823 Музей Виктории, Лондон Вильям Тёрнер Рыбаки в море Последний рейс корабля "Смелый" Извержение Везувия Город и река на закате Похороны в море После кораблекрушения эстетические требования 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. в далёком прошлом романтики стремились найти гармонию и красоту, не существующие в современном мире. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма.В XIX веке становится очень модно наводить искусственную патину на бронзу, у мраморных статуй отбивать руки, на картинах изображать античные руины. Эжен Делакруа"Греция на руинах Миссолонги". 1826 г. эстетические требования средневековая культура увлекала выдуманной идиллией, яркими характерами, сильными и пылкими страстями. наиболее отчётливо средневековая традиция проявила себя в архитектуре романтизма. Её идеалом стала неоготика с её утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. эстетические требования 5. Экзотика дальних странЭлементы восточной культуры использовались во многих видах искусства: литературе и музыке, живописи и архитектуре.Восточный колорит, основанный на смутных, порой мистических представлениях о далёких и загадочных странах, будил воображение и вдохновлял художников. Эжен Делакруа "Алжирские женщины в своих комнатах". 1834 г. Холст, масло. 180х229 см.Лувр, Париж. Эжен Делакруа "Львиная охота в Марокко". 1854 г. Холст, масло.Эрмитаж, Санкт-Петербург. Романтизм начала XIX века сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализмуРомантизм неоднородное художественное направление. РЕАЛИЗМХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ ЭПОХИ ТЕРМИН Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству Он может толковаться двояко: в самом широком смысле - как общая установка на изображение жизни такой, какой она реально видится человеку; и в более узком смысле - как творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам, например: эстетические принципы а) типизация фактов действительности, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах б) показ жизни в развитии и противоречиях, носящих прежде всего общественный характер; в) стремление раскрыть сущность жизненных явлений без ограничения тем и сюжетов; г) устремленность к нравственным исканиям и воспитательному воздействию. В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он стал отождествляться либо с эпохой Возрождения (XIV-XVI века), либо с XVIII веком, когда говорят о так называемом просветительском реализме. Термин «реализм» впервые употребил Жан Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.Всё же истинную дату рождения реализма связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819 - 1877), открывшего в 1855 году в Париже свою персональную Выставку под названием «Павильон реализма». Гюстав Курбе(1819 - 1877)Автопортрет с черной собакой Сутью реалистического направления в живописи стало пристальное внимание к окружающему миру, природе, общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека.Реализм подвергал критике многие стороны окружающей действительности:Антигуманность эксплуататорского строяБедствия и страдания обездоленного народаНравственность, политику и жизненную философию власть имущихИменно поэтому реализм XIX века называют «критическим реализмом» Осуждая основы общественного строя, художники-реалисты утверждали гуманистические идеалы Добра, Счастья, Справедливости, Равенства. Наиболее ярко критический реализм выразился в произведениях литературы и изобразительного искусства ( бытовая и историческая живопись, сатирическая графика, книжная иллюстрация). Интерес к жизни простого человека На первый план выходит не идеализация, а художественное познание народа, его истории, условий, обстоятельств бытия. Гюстав Курбе Дробильщики камня Дробильщики камня В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы. Франсуа Милле Милле не стремился вложить в свое искусство социальный протест. Его живопись прежде всего выражает веру в благородство простых людей, в достоинство и ценность их повседневного физического труда. Стиль Милле – трезвый реализм, появившийся в середине 19 в. в основном в творчестве художников Барбизонской школы. ЖАН ФРАНСУА МИЛЛЕ. СБОРЩИЦЫ КОЛОСЬЕВ А.Г. Венецианов Его привлекали люди из народа, крепостные крестьяне, мужественно и героически сражавшиеся в войне с Наполеоном, сохранившие высокое человеческое достоинство и благородство, несмотря на тяжкий крепостной гнет. Русские крестьяне в изображении Венецианова -- это люди, преисполненные душевной красоты и благородства, моральной чистоты и внутренней цельности. В стремлении к поэтизации русского человека, к утверждению его высокого достоинства художник несколько идеализировал труд и быт крестьян, не показывал подлинных тягот крепостного труда. Но самый факт обращения к такой "низменной", с точки зрения официальной эстетики, теме крестьянской жизни заслуживает особого внимания. Венецианов, как никто другой из художников первой половины XIX века, смело и убежденно, с необычной последовательностью утверждал в искусстве право на изображение простых крестьян. Венецианов А.Г. На жатве А.Г. Венецианов. Жница. 1820-е годы ИВАН НИКОЛАЕВИЧ КРАМСКОЙ Крамской играл определяющую роль на всех этапах развития передовой русской живописи 1860-1870-х годов. Он по праву был идейным лидером, совестью и мозгом передвижничества. Сила интеллекта, редкий организаторский талант и темперамент прирожденного общественного деятеля, которым был наделен Крамской, дали основание утверждать, что Крамской сделал более для искусства, чем в искусстве, что он был художественным деятелем по преимуществу. Крамской безбоязненно всматривался в человека, раскрывал глубокие драмы человеческого сердца, что по убеждению художника, " и есть действительное искусство в его настоящем значении и высший его род". Неутешное Горе "Неутешное горе"(1884) - последняя по времени создания большая картина Крамского, навеянная тяжелыми личными переживаниями, смертью двух младших сыновей. Крамской пишет "тишину высказывания" материнского горя. Картина "Неутешное горе" - о том, как много сил требуется человеку, чтобы продолжать жить. Портрет неизвестной Неясность сюжета "Неизвестной" (1883) повела к взаимоисключающим толкованиям картины. Быть может, ни в одной его картине человек не присутствует на холсте с такой дразнящей несомненностью и в то же время не остается столь внутренне загадочен и закрыт для зрителя. "Неизвестная" как бы воплощает реальность присутствия идеала в жизни и одновременно его недостижимость. Портрет императрицы Марии Федоровны Христос в пустыне БЫТОВЫЕ КАРТИНЫ ЖИЗНИ Интерес к повседневной жизни человека нашел яркое и образное воплощение в бытовом жанре живописи. По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848). Федотов П.А. Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик) ПЕРОВ В.Г. Любовь к своего рода «физиологическому очерку» в красках сохраняется у него и позже, но ирония сменяется трагическими интонациями, колорит утрачивает прежнюю пестроту. Такие картины, как Проводы покойника (1865) и Тройка. Ученики-мастеровые везут воду (1866), впечатляют силой образного обобщения; частные эпизоды жизни сельской и городской бедноты превращаются в них в символические, общечеловеческие драмы, близкие «бедняцким» темам Ф.М.Достоевского. Драматизм образов и талант обобщения достигают предельной остроты в Утопленнице и особенно в Последнем кабаке у заставы (обе картины – 1868), где город представлен как подобие тусклого, тревожно мерцающего земного ада, безжалостного к своим жертвам. Задушевная жанровая романтика переходит в символизм, пронизанный скорбным чувством бренности. ПЕРОВ В.Г. ТРОЙКА Мастера реалистического пейзажа реалистические пейзажи, погружают зрителей в мир глубоких размышлений о сущности бытия и вечных духовных ценностей. Несмотря на то, что жанр пейзажа издавна считался академическим и далёким от реальной жизни. Именно в нём были сделаны наиболее яркие открытия. КОРО, ЖАН БАТИСТ КАМИЛЬ Представитель так называемой «Барбизонской школы».Создал свой особый, оригинальный стиль.Он не гонится за эффектностью мотива, а ищет живописные средства, созвучные природе. Тогда это уже стало чем-то забытым. мастер стремится передать поэтическое очарование, отдавая предпочтение мягким, текучим формам, туманным атмосферным эффектам. КАМИЛЬ КОРО Васильев Ф. А. Мокрый луг 70 Ч 114 Холст, масло 1872 Мокрый луг Картина захватывает зрителя необычайной глубиной одухотворенного пейзажа, непосредственностью чувств и настроений, вложенных в нее. Природа у Ф. Васильева никогда не представляется "холодной, вечной и равнодушной". Он непрестанно искал в ней гармонию, чистоту, художник согрел и одухотворил ее глубоко поэтическим чувством, и именно в его картинах впервые прозвучала та интимно-лирическая, грустная и тоскующая тема, которая замерла с его смертью. Выраженные в "Мокром луге" настроения борьбы и сопротивления - с одной стороны, а с другой - грусть и меланхолия покоряют и невольно заставляют возвращаться к печальной биографии ее 22-летнего автора. Васильев Ф.А. Деревенская улица (деревня) Васильев Ф.А. В Крымских горах Васильев Ф.А. Заброшенная мельница Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Безграничность просторов русской природы и ее далей привлекали Левитана и в раннем творчестве и в величавых панорамах волжского цикла. 1895 год был сложным и трудным в жизни художника. Болезнь сердца подтачивала силы, сопровождалась приступами боли, удушьем... Меланхолия и личные неурядицы порой доводили Левитана до отчаяния, до попыток покончить с жизнью. Однако любовь к природе и искусству явилась той живительной силой, которая не только помогла преодолеть болезнь, но и повела его к новым творческим открытиям. Левитан И,И. Мостик. Саввинская слобода Левитан И.И. После дождя. Плёс Левитан И.И. Тихая обитель ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ воссоздавал приметы конкретного мотива, ботанически точные детали почвы и растительности, в то же время достигая монументальной эпичности общего эффекта. Он обычно избегает переходных состояний природы, фиксируя ее в состоянии высшего летнего расцвета, и с особой любовью пишет наиболее мощные и стойкие породы деревьев типа дубов и сосен – в их стадии зрелости, старости и смерти в буреломе. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя… (начальная строка песни на слова А.Ф.Мерзлякова; 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. ШИШКИН И.И. СОСНОВЫЙ БОР. МАЧТОВЫЙ ЛЕС В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ НАТУРАЛИЗМ Воспроизводя действительность такой, «как она есть», художники-реалисты всё же не стремятся к её точному копированию.Натурализм – точное копирование явлений действительности.До середины XIX века эти два термина употреблялись как синонимы. С 70-х годов натурализм стал выделяться в особое литературно-художественное течение. Эмиль Золя (1840 -1902), наиболее известный сторонник натурализма, подчёркивал, что художник должен быть объективным наблюдателем и экспериментатором. Он может изображать только то, что сам видел и изучил. Место сюжета занимает описание и анализ, автор остаётся эстетически нейтральным.Мир становится нагромождением деталей не разграниченных на красивое и безобразное. Если безобразное изображено достоверно, оно приобретает для натуралиста эстетическую ценность.