Анализ работы ШМО учителей гуманитарно-эстетического цикла
Анализ работы методического объединения учителей
гуманитарно-эстетического цикла за 2013-2014 учебный год.
Деятельность МО строилась в строгом соответствии с планом работы МО, отражая работу по реализации задач на год:
1) повышение профессионального мастерства учителей-предметников;
2) обмен опытом по темам самообразования;
3) контроль качества ЗУН;
4) контроль выполнения государственной программы;
5) организация внеклассной работы с обучающимися по предмету.
Состав МО:
Ф.И.О. Образование Должность Стаж работы Категория
Орлова Т. Н. высшее учитель русского языка и литературы 22 года первая
Ракитянская С.Е. высшее учитель русского языка и литературы
23 года первая
Юдина С. А. высшее учитель русского языка и литературы
32 года первая
Назарова
Е. В. высшее учитель иностранного языка
19 лет высшая
Семенова
М. А. высшее учитель иностранного языка
11 лет первая
Тимина И. А. высшее учитель истории 20 лет первая
Федина Е. Г. Среднее специальное учитель изобразительного искусства 19 лет первая
Система работы МО формировалась на основе анализа кадровой ситуации в соответствии с темами самообразования каждого учителя:
Ф. И. О. Тема самообразования Выход темы Сроки
Орлова Т. Н. Развитие речевой культуры школьников на уроках русского языка и литературы с использованием современных педагогических технологий Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 8 классе
«О терпеливый наш язык!» Март 2014 г.
Ракитянская
С. Е. Метод проектов на уроках литературы Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку в 7 классе «Интеллектуальный ринг» Март 2014 г.
Юдина С. А. Формирование творческих способностей учащихся на уроках литературы через познавательную активность с применением ИКТ Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
(ч 3. С 2. ГИА). Основная часть текста» Ноябрь 2013 г.
Назарова
Е. В. Реализация личностно ориентированного подхода в формировании иноязычной коммуникативной компетенции через организацию самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности Урок по английскому языку в 10 классе
«Б. Шоу, «Пигмалион». Мюзикл «Моя прекрасная леди» Март 2014 г.
Семенова
М. А. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через игровые технологии на уроках английского языка Открытый урок английского языка в 3 классе «Mother\s Day» Февраль 2013г.
Тимина
И. А. Краеведение как средство воспитания гражданственности и патриотизма Открытый урок по истории в 5 классе «Олимпийские игры в древности» Март 2014г.
Федина Е. Г. Метод проектов как один из продуктивных и оптимальных методов создания креативной образовательной среды на уроках изобразительного искусства и технологии Открытый урок по технологии в 5 классе «Роспись собственной модели игрушки» Октябрь 2013г.
В соответствии с поставленными задачами и методической темой школы на основе дифференцированной работы и индивидуального подхода методическая работа школы была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения профессионального уровня, саморазвития учителей, повышения уровня качества знаний учащихся по предметам. МО учителей в 2013-2014 году проведены методические заседания:
1. Утверждение плана работы на год (16.09.09)
Планирование строилось в соответствии с темой по самообразованию каждого учителя и темой МО «Воспитание духовно развитой личности школьника посредством применения инновационных технологий в практической деятельности учителя».
План работы МО имеет следующие разделы:
В методической работе с учителями утверждались темы по самообразованию, обсуждались индивидуальные консультации по проблемам методики и организации итогового повторения.
Во внеурочной работе по предмету – организация подготовки учеников к олимпиадам, предметным неделям, конкурсам.
В работе по оборудованию кабинетов - обновление дидактического материала, изучение вариативных учебников, программ.
В изучении состояния УВП – мониторинги, РР, анализы экзаменов (в том числе пробных), срезы, взаимопосещение уроков учителями.
2. Организация проведения предметных недель, школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады по русскому языку, литературе, иностранным языкам и истории.
На заседании обсуждались темы и формы мероприятий, задания, учебный материал для их проведения. Большое внимание было уделено выполнению школьной программы, а также включению заданий, рассчитанных на кругозор и интеллект учащихся. Целью всех мероприятий было вовлечение в работу большого количества ребят, стремление заинтересовать, выявить знания. Были намечены даты и количество учащихся.
По сравнению с прошлым учебным годом процент участников
школьного этапа олимпиады вырос:
по русскому языку - с 93%до 95%;
по литературе – с 90% до 94%
Были отмечены хорошие результаты участников муниципального этапа Всероссийской олимпиады:
русский язык, 8 класс – Рыжова Е. (1место); Тимин С., 9 класс - (4 место);
литература, 8 класс – Рыжова Е. (3 место),
английский язык, 8 класс – Рыжова Е. (1 место);
обществознание, 7 класс – Паранина Е. (3 место);
право, 11 класс – Репин Д. (3 место);
3.Итоги проведения предметных недель (март-апрель).
При анализе отмечена хорошая подготовка мероприятий, разнообразие их форм (конкурсы, турниры, викторины, игры),активное участие детей, а также более широкое в сравнении с прошлым учебным годом применение различных технологий, в т. ч. средств ИКТ.
4.Отчеты по темам самообразования.
Выступления учителей-предметников о применении инновационных технологий в профессиональной деятельности (в течение года).
5.Тематические сообщения, доклады учителей-предметников:
Тимина И.А. «Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьников»(декабрь)
Юдина С. А. «Урок русского языка: результативно и интересно» (январь)
Назарова Е. В. Новые телекоммуникационные технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении английскому языку. (февраль);
Семенова М. А. Творческое развитие учащихся как фактор успешной социализации личности школьников.(март);
Орлова Т. Н. «Совершенствование культуры речи на уроках русского языка и литературы» (апрель);
Ракитянская С. Е. «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы» (май);
Федина Е. Г. «Применение ИКТ на уроках ИЗО и МХТ» (май)
Эти выступления свидетельствуют о росте профессионального мастерства всех педагогов, старающихся разнообразить свою деятельность за счет внедрения новых форм и методов.
6.Подготовка к итоговой аттестации (ноябрь-май):
-проведение предэкзаменационных работ в 9-х классах (сентябрь, декабрь, февраль, апрель, май)
-проведение диагностических работ по русскому языку в форме ЕГЭ в 11-ых классах (октябрь, декабрь, апрель)
-проведение контрольных работ и промежуточной аттестации по русскому языку в 5 – 8,10 классах (май)
На заседаниях изучались и обсуждались документы, прорабатывался материал для проведения экзаменационных работ.
Вывод: МО в 2013 -2014 году проводилась работа по созданию условий, дающих возможность каждому учителю реализовать свой творческий потенциал в учебной деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач:
недостаточно активное применение педагогических технологий в процессе обучения;
недостаточное изучение педагогических особенностей детей подросткового возраста;
невысокая мотивация части учащихся к получению новых знаний.
В связи с этим в новом учебном году необходимо продолжить работу в данном направлении.
Деятельность МО по повышению квалификации.
С целью повышения педагогического мастерства педагоги МО прошли следующую курсовую подготовку в прошлом, 2012-2013уч. г.:
Ракитянская С. Е. - курсы повышения квалификации
Орлова Т. Н. - курсы повышения квалификации
Юдина С. А. - курсы повышения квалификации
Назарова Е.В. – курсы по программе «Интерактивные технологии как средство реализации ФГОС нового поколения»
Тимина И. А. - курсы по теме «Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию»
В текущем учебном году курсовой подготовки у учителей не было.
Кроме того, прошли аттестацию следующие педагоги:
Тимина И. А.
Федина Е. Г.
Ракитянская С. Е.
Юдина С. А.
Все педагоги были аттестованы, подтвердив или повысив свою квалификационную категорию.
Вывод: анализируя итоги работы текущего года, можно сделать вывод, что учителя школы имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров, повышения квалификации, совершенствования своего педагогического мастерства. В связи с этим в новом учебном году следует продолжить работу в этом направлении.
Деятельность МО по повышению качества содержания образования.
В этом году было уделено большое внимание практическим видам деятельности, а также современному уроку и самоанализу, что должно способствовать повышению качества уроков учителей школы и уровня обученности учащихся. Это практическая часть деятельности обучения хорошо прослеживается на взаимопосещении уроков учителей. Практически все учителя провели открытые уроки, на которых показали высокий профессионализм, владение различными педтехнологиями, умение работать с ученическим коллективом.
Анализ итогов успеваемости по предметам:
Анализ успеваемости учащихся 5-11 классов по русскому языку и литературе за 2013 – 2014 уч. год
Русский язык Литература
Класс Кол-во
уч-ся «5» % «4» % «3» % «5» % «4» % «3» %
5 40
8 20 15 37,5 17 42,5 19 47,5 12 30 9 22,5
6 16 1 6,2 5 31,2 10 62 2 12,5 5 31,2 9 57,2
7а 17 3 18 8 47 6 35,2 10 59 6 35,2 1 6
7б 15 - - 11 73,3 4 27 5 33,3 7 47 3 20
8
24 3 12,5 10 41,7 1145,8 10 41,7 8 33,3 6 25
9 221 4,5 9 45,4 12 54,5 5 22,7 12 54,5 6
22,8
10 15 3 20 5 33,4 7 46,6 3 20 3 20 9 60
11 16 2 12,5 8 50 6 37 3 17,7 6 37,5 7 43,7
Анализ итогов успеваемости по истории
Класс Количество
учащихся «5» % «4» % «3» %
5 40 21 53 17 43 2 4
7 32 10 31 17 53 5 16
8 24 9 38 8 33 7 29
9 22 4 18 6 27 12 55
10 15 5 33 5 33 5 33
11 16 7 44 3 19 6 37
Анализ итогов успеваемости по обществознанию.
Класс Количество
учащихся «5» % «4» % «3» %
7 32 12 37 15 47 5 1
8 24 9 38 8 33 7 29
9 22 3 14 9 41 10 45
10 15 5 33 6 40 4 27
11 16 7 44 2 12 7 44
Все классы занимаются по стандартным учебникам программы. Соблюдается преемственность в выборе УМК между школами всех ступеней. Обучение идет в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по программам.
Все классы полностью укомплектованы учебниками.
Вывод. В следующем учебном году необходимо:
-поддерживать связь с методическим кабинетом МБУ «ИМЦСО» для получения своевременных консультаций по вопросам организации текущей работы;
-изучить материалы ФГОС второго поколения;
-полно, детально отражать в планах работы подготовку к ГИА и ЕГЭ.
Внеклассная работа МО
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе проходил в октябре. В отличие от предыдущих лет в этом учебном году участие в них приняли большинство детей школы. Результаты по школе распределились следующим образом:
Русский язык:
Класс Количество учащихся Количество участников %
5 40 38 95
6 17 16 94
7 33 33 100
8 24 23 96
9 22 21 95
10 15 15 100
11 17 14 82
Итого 168 160 95
В олимпиаде по русскому языку принимали участие учащиеся 5-11 классов. Высокую активность проявили ученики всех классов (см. таблицу). Наибольшее количество баллов было набрано за вопросы по орфоэпии, лексике и словообразованию. Особые затруднения вызывали у учащихся задания по синтаксису и орфографии. Сложности были при работе с фразеологическими оборотами, при выполнении лингвистического анализа текста, выявлении в нем роли слова как единицы языка. Следовательно, на уроках больше времени необходимо уделять работе с текстом и речевой деятельности учащихся.
Литература:
Класс Количество учащихся Количество участников %
5 40 37 92
6 17 17 100
7 33 33 100
8 24 20 83
9 22 22 100
10 15 15 100
11 17 14 82
Итого 168 158 94
В олимпиаде по литературе принимали участие учащиеся 5-11 классов. Высокую активность проявили ученики всех классов (см. таблицу). Наименьшие затруднения вызвали задания, связанные с теорией литературы: определением жанра произведения, его композиционных частей, а также авторства предложенных отрывков. Сложности вызвало написание сочинения, сопоставление лирических произведений, а также задания, связанные с выполнением анализов поэтического и прозаического текстов, выявлением в них характера изобразительно-выразительных средств, знанием пословиц и поговорок. Следовательно, на уроках больше времени необходимо уделять творческой работе учащихся с художественным текстом и его языковыми особенностями.
2. Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» проходила 14.11.13г. В ней приняло участие большое количество учащихся, в том числе и начальная школа – 124, что составляет 54% от общего количества детей в школе. Задания были повышенной трудности, но носили занимательный характер. Ребята с удовольствием занимались этой работой и изъявляли желание продолжить ее на уроках. Им было интересно узнать результат и обсудить решаемое, поспорить. Этим видом деятельности в следующем году необходимо заняться серьезно. Дети поняли, что задания, которые были даны, включали в себя большой познавательный материал, который за несколько уроков усвоить практически невозможно.
В игре-конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие 124 человека, что составляет 55% от общего количества учащихся в школе.
Наиболее активное участие в игре приняли учащихся:
- 5 класс – 29 чел. (73%)
- 8 класс – 16 чел. (75 %)
- 9 класс – 16 чел.(70%)
- 11 класс – 12 чел. (75%)
Наибольшее количество баллов набрали следующие учащиеся:
Корчагин Павел, 3 класс – 79 баллов
Синицин Никита,4 класс – 82 балла
Орлова Валерия, 5 класс – 110 баллов (диплом)
Рыжова Елизавета, 8 класс – 101 балл (диплом)
Класс Количество учащихся, принявших участие в игре Количество учащихся в классе %
2 6 16 38%
3 10 24 41%
4 7 22 31%
5 29 40 73%
6 5 16 31%
7 17 33 51%
8 16 24 75%
9 16 22 70%
10 6 15 40%
11 12 16 75%
Всего 124 228 54%
Динамика участия школьников в игре-конкурсе «Русский медвежонок»
Год Количество уч-ся %
2009-2010 106 41
2010-2011 126 47
2011-2012 151 54
2012-2013 144 55
2013-2014 124 54
Анализ
Игры – конкурса «Золотое Руно» за 2013-2014 учебный год.
В игре «Золотое Руно» приняли участие 27 учащихся 2, 5-11 классов – 12 % от общего количества учащихся школы, что на 7 человек –1% меньше по сравнению с прошлым 2012- 2013 учебным годом.
Наиболее активные участники – учащиеся 7 класса (26 %), 9 (23%) и 11 класса (25%).
Учащаяся Назарова Виктория – 10 класс и Паранина Екатерина – 7 класс заняли 1 место по России, набрав максимальное количество баллов – 60. В прошлом учебном году Виктория также была победителем конкурса, набрав максимальное количество баллов.
Неплохие результаты показали следующие учащиеся:
Тимина Юлия –59баллов- 8 класс
Тимин Сергей -58 баллов – 9 класс
Климова Анастасия – 58 баллов -11 класс
Акимова Юлия , Соловьев Денис – 57 баллов – 7 класс
№ п/пКласс Количество учащихся, принявших участие
в игре Количество учащихся
в классе %
1 2 3 16 19
2 5 4 40 10
3 7 8 31 26
4 8 2 24 9
5 9 5 22 23
6 10 1 15 7
7 11 4 16 25
К сожалению, в этом году не приняли участие в игре учащиеся 6 класса и недостаточную активность проявили учащиеся 10 класса.
3.Внеклассные мероприятия.
Организация внеклассной работы носила всеобъемлющий характер: кроме запланированных школьных мероприятий, педагоги принимали участие во многих конкурсах, проектах муниципального и регионального уровня:
Название мероприятия Уровень Участники Руководитель Результат
Игра-конкурс «Русский медвежонок» всероссийский 2-11 классы Орлова Т. Н.
Орлова В.
(5класс), Рыжова Е.
(8класс)
дипломы
Конкурс
«Золотое руно» всероссийский 5-11 классы Тимина И. А. НазароваВ, (10класс) Паранина Е.
(7класс) дипломы
Конкурс «Английский бульдог» всероссийский 5-11 классы НазароваЕ. В.
Семенова М.А. Назарова В. (10класс) диплом
Творческий конкурс сочинений
«Мы – вместе» региональный Рыжова Е.
Орлова Т. Н.
участник
Муниципальный этап Всероссийского конкурса стихотворений «Зеленая планета» муниципальный Репина А. Орлова Т. Н. диплом
Конкурс чтецов «Лира» муниципальный Орлова В. Орлова Т. Н. победитель
Конкурс знатоков достопримечательностей Лондона региональный Назарова В. Назарова Е.В.
диплом
Конкурс
юных переводчиков региональный Орлова В. Назарова Е.В.
участник
Викторина
по страноведению
всероссийский 5 класс Назарова Е.В. Орлова В.,
Куриленко Д.,
Крайнова Я.,
призеры
Конкурс на лучшее сочинение по истории Владимирского края региональный КатинаЮ.
(10 класс)
Лексин К.
(6 класс) Юдина С. А.,
Ракитянская С. Е. участник
Конкурс
«Новые технологии для новой школы 2014 г.» региональный Юдина С. А. победитель
Фестиваль детского рисунка
«Для меня Россия начинается здесь» муниципальный Даранов Д.
(6 класс) Ракитянская С. Е. участник
Конкурс-фестиваль «Пасхальный подарок-2014» муниципальный Федина Е. Г. победитель
Конкурс научно-методических разработок
«Новые технологии для новой школы» региональный Юдина С. А. участник
Конкурс творческих работ (стихов собственного сочинения) к дню Матери муниципальный Репина А. Орлова Т. Н. победитель
Конкурс
детско-юношеского творчества по пожарной безопасности муниципальный СухарниковаЕ. (8 класс) Федина Е. Г. призер
Конкурс рисунков «Улыбки наших мам» муниципальный Сухарникова Е.(8 класс) Федина Е. Г. призер
Конкурс детского рисунка «Красота Божьего мира» муниципальный Орлова В., Сазонова А.
(5 класс), Федина Е. Г. призеры
Вывод: В новом учебном году активизировать работу с мотивированными детьми, запланировать подготовку к мероприятиям различного уровня с начала учебного года.
Диагностика уровня обученности учащихся по предмету.
1. В этом году проводились виды контроля знаний по предметам во всех параллелях. Контрольные и диагностические работы показали, что уровень знаний учащихся соответствует школьному уровню. В 5-8, 10 классах проведена промежуточная аттестация по предметам, а в 9 и 11 классах – государственная в форме ГИА и ЕГЭ соответственно.
9 класс , ГИА по русскому языку
Подтвердили годовую оценку - 7чел.(31%),
выше годовой оценки - 14 чел.(64%),
ниже годовой оценки - 1 чел.(5%).
Средний балл по школе – 4,1
11 класс, ЕГЭ по русскому языку
Средний балл по школе -57
Ниже минимального количества баллов - 0
Минимальное количество баллов – 0
Выше минимального количества баллов – 16 уч-ся (100 %)
Выше 55 баллов – 8 уч-ся (50 %)
Кроме обязательных экзаменов, учащиеся 11 классов сдавали ЕГЭ по выбору. Из предложенных предметов гуманитарного цикла были выбраны история, обществознание. Причинами повышения качества знаний являются:
- высокая мотивация учащихся в получении качественных знаний;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций;
- обеспеченность каждого учащегося печатными и электронными материалами демоверсий, проведение диагностических и тренировочных работ по системе СтатГрад;
- проведение пробных ГИА и ЕГЭ по предметам;
- своевременное информирование родителей о результатах пробных ГИА и ЕГЭ;
- наличие ЕГЭ по данным предметам при поступлении во многие вузы и на большинство специальностей.
О наградах педагогов МО в истекшем учебном году:
Тимина И. А.: благодарность МБОУ «Илькинская СОШ» за организацию деятельности школьного НОУ «Интеллект», грамота МБОУ «Илькинская СОШ» за подготовку призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и праву, Почетная грамота Администрации Меленковского района за долголетний добросовестный труд и в связи со 100 летним юбилеем школы.
Орлова Т. Н.: благодарность МБОУ «Илькинская СОШ» за организацию деятельности школьного НОУ «Интеллект», грамота МБОУ «Илькинская СОШ» за подготовку призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Юдина С. А.: Почетная грамота администрации Меленковского района, 2013 г.
Назарова Е. В.: Почетная грамота Администрации Меленковского района за долголетний добросовестный труд и в связи со 100 летним юбилеем школы.
Федина Е. Г.: Почетная грамота Администрации Меленковского района за долголетний добросовестный труд и в связи со 100 летним юбилеем школы.
Итак, подводя итоги работы МО за 2013-2014 учебный год, следует сказать, что те задачи, которые были поставлены перед коллективом, в основном решить удалось. Большинство педагогов добросовестно относятся к своему делу, проявляют инициативу, стараются творчески подходить к любому уроку или мероприятию, применяют различные педагогические технологии в работе.