Технологическая карта урока на тему Олимпийские игры по истории Древнего мира
Технологическая карта урока по истории Древнего Мира
Выполнила : Нюхалова Полина Сергеевна – учитель истории и обществознания « МБОУ СОШ № 10 города Владимира, Владимирской области»
Класс: 5
Базовый учебник: Уколова В.И. История. Древний мир. 5 класс: учеб. Для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015.
Тема: Олимпийские игры
Тип урока: формирование новых знаний
Тема Олимпийские игры
Цель Подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества.
Задачи Образовательные:
сформировать у обучающихся представление об одном из знаменательных событий в жизни древних греков- Олимпийских играх;
осветить, где и когда состоялись первые Олимпийские игры, зачем они проводились, как проходила подготовка и проведение игр;
познакомить с основными видами спортивных состязаний, и выдающимися достижениями олимпиоников;
подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.
Развивающие:
развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;
развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
развивать навык подготовки сообщения;
развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
формулировать умения выполнять оценочные суждения
развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником
Воспитательные:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого мышления в учебной деятельности;
стремиться к спортивному и физическому идеалу, желанию заниматься спортом согласно личным интересам, вести здоровый образ жизни;
совершенствовать формы и методы самообразования и самовоспитания;
воспитание интереса к истории Олимпийских игр в целом.
УУД Личностные: Отразить духовно-ценностную значимость достижений Древней Греции; иметь представление о культурных веяниях в разных странах мира; уважать историю других народов .Регулятивные: Обеспечить организацию учебно- познавательной, деятельности обучающихся путем суммирования, имеющихся знаний с вновь приобретенными.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации на уроке.
Коммуникативные: Обеспечить возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать одноклассников, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.
Планируемые результаты Личностные:
освоение гуманистических идеалов и ценностей современного общества;
осмысление духовно-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование способности к определению своего мнения, и стремление благородного выражения своей позиции;
создание представления о значимости спортивной культуры и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Метапредметные:
овладение основами самоорганизации в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своими знаниями и умениями.
развитие умения решать различные задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (выступление, доклад, реферат);
развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
развитие умения работать самостоятельно и в группе.
Предметные:
формирование умения работать с картой и атласом;
вырабатывание умения обобщать и использовать информацию, получаемую из различных исторических источников;
организация умения применять усвоенные знания для ответов на вопросы и решения различных учебных задач;
сформировывать умение сравнивать исторические события с современными реалиями жизни, делать вывод.
развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся.
Основные понятия Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром.
Межпредметные связи Физическая культура, русский язык, обществознание, география.
Ресурсы:
Основные: учебник , тетрадь – тренажер, атлас, электронное приложение.
Дополнительные: Интернет - ресурсы
Вид урока Урок получение новых знаний и упорядочивание имеющихся сведений по теме урока.
Технологии Формирование личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Организация пространства Работа в группах, а так же предусмотрена самостоятельная работа.
Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности.
Цель этапа: выработка на личностном з уровне готовности выполнения всех требований учебной деятельности
Подготовка к уроку, приветствие учителя.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной, доброжелательной атмосферы урока. Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.2.Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету.
Выполняют групповую работу. Демонстрируют результат групповой работы. Организация процесса , отслеживание выполнения работы учащихся а так же направление на выявление неточностей.
Освоение знаний по теме «Расцвет Древней Греции»
Умение охарактеризовывать исторические факты и явления Древнего мира. Личностные: Умение сотрудничать и взаимодействовать .Регулятивные: Контроль в форме сопоставления способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Познавательные:
Обсуждение способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.
Демонстрация знаний по пройденному материалу.
3.Этап выявления места и причины затруднения.
Цель этапа: Выявление места и причин проблемной ситуации .
Поиск решения учебной задачи
Воспроизводят знания, умения, навыки и жизненный опыт, необходимый для усвоения нового материала Организует
формулирование
темы урока
учащимися.
Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание последовательности действий.
Познавательные:
Обмениваются полученной информацией
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
Цель этапа: построить проект выхода из затруднения
Постановка учащимися целей, задач, планирование хода урока. Определение методов работы.
Участники групп получают дорожные листы для организации своей работы
1 группа – Приложение 1
2 группа- Приложение 2
3 группа – Приложение 3
4 группа – Приложение 4
5 группа- Приложение 5
Работа в группах. Организует постановку цели,
формулировку темы урока
учащимися, корректировка методов работы.
1 группа работает над вопросом - «Когда и где они зародились?»
2 группа работает над вопросом - «Как греки готовились к играм?»
3 группа работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?»
4 группа работает над вопросом - «Что содержала программа Олимпийских игр?»
5 группа «Как чествовали победителей игр на родине?» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам Личностные: умение ставить логические цели и решать их
Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками5. Этап реализации построения проекта.
Цель этапа: реализовать построенный проект.
Физ. минутка. Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися. Организация и контроль, за выступлением групп.
6. Первичное закрепление .Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач
Ответы учеников
На основе изученного материала обобщить, сделать выводы и ответить на вопрос «Почему древние греки стали проводить Олимпийские игры?»
Слова- подсказки:
Поклонение, соревнования, сила, ловкость. Демонстрация говорящих и характерных эскизов и изображений Олимпийских игр в Древней Греции. Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные : участвовать в групповом коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные: Способность к
самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
7.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых заданиях.
Ответы учеников, с помощью сигнальных карточек (красная – да, зеленая - нет) Игра «Верно или нет?» Готовность применять новые знания и умения. Личностные : умение систематизировать и обобщать полученные знания
Коммуникативные:
Уметь оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;
Оценивание качества и уровня усвоения.
8.Этап включения в систему знаний и повторения.
Цель этапа: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных раннее знаний. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной деятельности.
Занесение данных в индивидуальные карточки.
«Дневник путешественника»
Организация работы учащихся по заполнению индивидуальных карточек «Дневник путешественника»
Готовность применять новые знания и умения. Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: Уметь оценивать правильность выполнения действия
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
Оценивают уровень своих достижений на уроке.
Оценивают свой эмоциональный фон с помощью смайликов.
Перед вами гора «Олимп» поставит флажок на высоту соответствующей вашей отметки.
Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: оценка действий партнера
Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач.
Записывают домашнее задание в дневник. Объясняет выполнение домашнего задания Задание на листочках:
заполнить таблицу «Общие черты и различия современных и древних Олимпийских игр».
Личностные: систематизация и уяснение ;Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи;Коммуникативные: умение слушать.