Технологическая карта урока по истории по теме Олимпийские игры в Древней Греции


Меркушова Лариса Владимировна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 22 корпус 2
Технологическая карта урока по истории Древнего Мира
Класс: 5
Тема: Олимпийские игры в древности
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема Олимпийские игры в древности
Цель Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр.
Задачи Образовательные:
сформировать у обучающихся представление о любимом общегреческом празднике - Олимпийских играх;
дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;
познакомить с основными видами спортивных состязаний;
подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.
Развивающие:
развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;
развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;
развивать навык подготовки сообщения;
развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником
Воспитательные:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;
совершенствовать формы и методы самовоспитания;
воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы
УУД Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.
Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Планируемые результаты Личностные:
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
формирование представления о значимости спорта и здорового образа жизни для современного человека на примере истории древних греков.
Метапредметные:
овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);
развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение);
развитие умения работать в коллективе.
Предметные:
формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;
формирование умения работать с картой;
формирование умения применять полученные знания на практике;
развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся
Основные понятия Атлет, пятиборье, олимпионики, Олимпия
Межпредметные связи География, русский язык, физическая культура
Ресурсы:
Основные
Дополнительные Основные: Рабочая программа, учебник
Дополнительные: Интернет - ресурсы
Вид урока Урок открытия новых знаний
Технологии Формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий
Организация пространства Работа в группах
Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты
Предметные УУД
Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: Создание проблемной ситуации, выявление места и причин затруднения.
Через анализ языкового и иллюстративного материала формулируют тему, цели и задачи урока- Формирование представления об истории возникновения Олимпийских игр
Задачи- определить отличия или сходства олимпийский игр древности и современности : кто участвовал, как готовились, какие соревнования, где и когда проводились, почему олимпийские игры?
Оформляют вопросы в виде сравнительной таблицы, заполняют, что уже знают Организует работу с иллюстрацией
А это что за цветные колечки?
Конечно, это символ Олимпийских игр с 1920..
Кто знает, что символизируют эти кольца? (Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный - Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия ) С 1896 возродились
Совсем недавно в нашей стране были проведены Олимпийские игры.
Какой город стал столицей зимних Олимпийских и Паралимпийских игр? Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014.
Кто знает, какие символы у сочинской олимпиады? –
Сколько лет проводяться Олимпийские игры? (2793года)
А знаете ли вы как чем отличались игры древнего мира и современные?

Помогает оформить сравнительную таблицу Освоение знаний по теме «Древняя Греция»
Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира. Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками
Познавательные:
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности
Демонстрируют знания по пройденному материалу.
Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.
Критерии сравнения Игры в древности Современные игры
Периодичность проведения Время проведения Место проведения Участники Продолжительность Количество состязаний 3. Этап построения проекта. Цель этапа: построить проект ответа
Участники групп получают дорожные листы для организации своей работы
1 группа – Приложение 1
2 группа- Приложение 2
3 группа – Приложение 3
4 группа – Приложение 4
5 группа- Приложение 5
Работа в группах. Организует постановку цели,
формулировку темы урока
учащимися, корректировка методов работы.
1 группа работает над вопросом - «Когда и где они зародились?»
2 группа работает над вопросом - «Как греки готовились к играм?»
3 группа работает над вопросом - «Как происходили Олимпийские игры?»
4 группа работает над вопросом - «Что содержала программа Олимпийских игр?»
5 группа «Как чествовали победителей игр на родине?» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам Регулятивные: ставят цель на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно;
Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Физ. минутка. Под музыку Сиртаки Личностные: понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.
4. Этап реализации построения проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания с проговариванием во внешней речи.
Ответы учеников
Выступление групп. Разъяснение информации самими учащимися. Организует выступление групп.
На основе изученного материала обобщить выводы и ответить на вопрос « Особенности проведения

Игр в древности Создание ярких образов и картин, связанных с ключевыми событиями Олимпийских игр в Древней Греции. Познавательные:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные: Способность к
самооценке на основе критерия
успешности учебной деятельности.
5.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Цель этапа: организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новое знание в типовых.
Заполняют таблицу
Ответы учеников (рука – да, опущеннная - нет) Организует работу по заполнению таблицы
Игра «Верно или нет?» задание № 31 рттГотовность применять новые знания и умения. Коммуникативные:
Уметь оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых изменений в таблицу;
Оценивание качества и уровня усвоения.
6.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УД на уроке.
Оценивают уровень своих и товарища по группе достижений на уроке.
Перед вами гора «Олимп» поставит флажок на высоту соответствующей вашей отметки.
Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;
Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: оценка действий партнера
Информация о домашнем задании – Цель: постановка учебных задач.
Записывают домашнее задание в дневник. Объясняет выполнение домашнего задания Заполнить таблицу: «Сходство и различия Олимпийских игр древности и современности».
Сообщение «Современные герои олимпиад» Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи
Коммуникативные: умение слушать.
 
 
Приложение №1                        
Задания для групп
1 группа
Когда, где,  в честь кого проводились Олимпийские игры?
1)    прочитать  в учебнике  в §33 пункт «Праздник, объединявший эллинов»
2)    изучить дополнительные материалы
3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в пустую графу 
 
Дополнительные материалы
Как рождался всемирный праздник
Легенды  и  мифы
В истории возникновения Олимпийских игр древности немало неясностей, а порой и просто легенд и мифов. Да и сроки их проведения еще вызывают споры ученых. Но бесспорно, что родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно почитаемое греками святилище Олимпия, расположенное в западной части Пелопоннесского полуострова. Здесь, у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, до сих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Отсюда начинается факельная эстафета...
А вот о возникновении Игр нам известно лишь из легенд и мифов, персонажи которых - почитавшиеся древними греками «боги» и герои.
Итак, легенда первая... Могучий Зевс-громовержецодолел в смертельном бою своего беспощадного отца Кроноса-пожирателя собственных детей, освободил их и в честь этого знаменательного события повелел проводить Игры, которые (по месту, где они устраивались) получили название Олимпийских.
Легенда вторая… Придумал и организовал первые Игры знаменитейший Геракл, сын Зевса, - тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов. В честь одного из них и стали проводить Олимпийские игры.
 
Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность.
Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега - шестьсот стоп.
Так появилась одна из наиболее распространенных мер длины в Древней Греции, она называлась «стадий». Отсюда  возникло слово «стадион». Если перевести эту меру в современные единицы, то получится, что дистанция составляла 192 метра 27 сантиметров.
Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя  только в этом виде соревнований... А потом Геракл ввели другиеспортивные дисциплины. Например, панкратион – довольно-таки суровый вид спорта, соединявший в себе борьбу и кулачный бой.
Легенда третья... Игры учредили в честь победы Пелопса-внука великого громовержца Зевса, над царем города Писы Эномаем в  состязаниях конных колесниц.
В благодарность богам Пелопс воздвиг в Олимпии святилище, где приносил жертвы. А еще - и это главное - он учредил  ИгрыЛегенда утверждает, что именно благодаря Пелопсу Игры стали традиционными. Они проводились через каждые четырегодаНавремя Игр на всей территории Древней Эллады наступалвсеобщиймир. Нарушителя священного перемирия, которое именовалось «экехирия», ждало суровое наказание!
 2 группа
Подготовка к играм, кто мог участвовать
1)    прочитать текст в учебнике в § 33 пункт «Подготовка к играм»
2)    изучить дополнительные материалы
3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись в графу
 Дополнительные материалы:
Олимпийские игры были в Элладе национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. С приближением игр специальные послы направлялись во все греческие города, провозглашая «священное перемирие». Всякие войны прекращались, никто не имел права не только применять оружие, но даже вносить его на территорию Элиды.
Кого только не видела Олимпия в дни традиционных празднеств! Афиняне добирались сюда за пять – шесть дней пешком. По реке Алфей лодки с гостями поднимались от устья до Олимпии. Города посылали священные посольства. Вся долина расцвечивалась разноцветными палатками болельщиков и торговцев. Перед посетителями выступали актеры, акробаты, певцы. Каждый, кто хотел прославиться, должен был побывать в Олимпии. Ученые показывали изобретения, художники – картины. На ступенях храмов поэты читали свои произведения. «Отец истории» Геродот однажды прочел собравшимся отрывки из принесшего ему славу труда.
 3 группа
Организация соревнований, судейство
1)    прочитать текст в учебнике в § 33 , в пункте «Пять незабываемых дней» абзацы 1,2,3.
2)    изучить дополнительные материалы
3)    обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом
 Дополнительные материалы:
 Вначале вся программа соревнований Олимпийских игр укладывалась в один день. Но постепенно, по мере того как они становились все более важным делом в жизни Древней Греции, соревнования стали продолжительнее – до пяти дней
 В храмах перед открытием Игр все участники давали олимпийскую клятву. «Я честно и упорно готовился и буду честно соревноваться со своими соперниками!» - примерно так она звучала
 Элладониками назывались лица следившие за выполнением правил состязаний. Это были судьи и распорядители игр. Они наблюдали за подготовкой мест соревнований за отбором их участников, за ходом состязаний, присуждали награды победителям. Элладоники имели право лишить атлета победы, достигнутой нечестным путем, могли наложить на него штраф и даже подвергнуть телесному наказанию
 4 группа
Виды состязаний, пятиборье
1)   прочитать текст в учебнике в § 33 в пункте «Пять незабываемых дней», начиная с 3 абзаца на стр.151  до последнего абзаца в пункте.
2)   изучить дополнительные материалы
3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед классом, предложить краткую запись
 
Дополнительные материалы:
В программу античных олимпийских игр входили:
- бег на один стадий (стадиодром) – с 1 -й Олимпиады
- бег на два стадия (диаул) – с 14-й Олимпиады
- долгий бег (долиходром) – с 15-й Олимпиады
- борьба и пятиборье (пентатлон) – с 18-й Олимпиады
- кулачный бой – с 23-й Олимпиады
- гонки на колесницах – с 25-й Олимпиады
- панкратион (состязания, содержавшие элементы борьбы и кулачного боя) и скачки – с
   33-й Олимпиады
- бег в полном вооружении – с 65-й Олимпиады
Начиная с 37-й Олимпиады, проводились также различные состязания мальчиков (до18 лет)
Схватки борцов и кулачных бойцов временем не ограничивались. Поединок продолжался до полного изнеможения одного из спортсменов.
О скорости бегунов рассказывали невероятное. Был будто бы один, которого видели только в начале и в конце дорожки, посредине его не успевали заметить - так стремительно он мчался. Другой мог обогнать зайца. Третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов в песке. 
 5 группа
 Награждение, награды
1)    прочитать текст в § 33 на стр. 153 один последний абзац в пункте «Пять
      незабываемых дней» и в пункте 5 «Возращение в родной город» 1ый абзац и пункт «Легендарные рассказы о знаменитых атлетах» и 2 последних абзаца
2)  изучить дополнительные материалы
3)   обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление
      перед классом, предложить краткую запись 
Дополнительные материалы:
После победы олимпионик с друзьями обходил рощу, распевая песни. До зари в Олимпии шумели пиры в честь победителей
Олимпионику – победителю игр – соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. В их честь создавались памятники при жизни, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Олимпийский герой въезжал в родной город на колеснице, одетый в пурпур, увенчанный венком, въезжал не через ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покидала его.
 Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. Победители, олимпионики, награждались оливковой ветвью или лавровым венком. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.
Кроме Короибоса (первый победитель Олимпийских игр») до нас дошли имена ещё нескольких великих чемпионов, например, ставший почти легендарным Милон из города Кротона (была такая греческая колония на юге Италии). Он был учеником великого Пифагора, что уже само по себе о многом говорит. Милон завоевал семь лавровых венков, причем все – в соревнованиях по борьбе. И очень трудно себе представить, как этот человек сумел поддерживать спортивную форму в течение двадцати восьми лет!
Самым знаменитым кулачным бойцом Древней Греции был Диагор с Родоса, победивший на 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н. э. Он основал целую олимпийскую династию: три сына и два внука Диагора были античными чемпионами. Диагор, его сыновья и внуки выступали на Олимпийских играх более 80 лет! Они приняли участие в 20 Играх! И завоевали для своего солнечного острова девять лавровых венков. На 83-х Играх сыновья Диагора  Дамагет и Акузилай одержали победы в панкратионе и борьбе. После традиционного торжества герои игр подбежали к отцу и возложили венки победителей на его седую голову. Затем они подняли Диагора на плечи и понесли вокруг стадиона под приветственные возгласы тысяч соотечественников. «Чего же ещё ждёшь ты от жизни, Диагор?», - воскликнул один из зрителей, но мгновением раньше сияющий от счастья старик схватился за сердце. Оно не выдержало бурной радости. Такой смерти можно было позавидовать…                                                                                                                         
 
 
     
 
  Приложение №2
Найдите ошибки
 
Рассказывали то ли в шутку,  то ли всерьез, что победитель Минотавра Тесей принял участие в Олимпийских играх. Тесей выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Ариадна была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала: «Слава победителю!»
 Таблица №1
Сходство и различия Олимпийских игр древности и современности.
Критерии сравнения Игры в древности Современные игры
Сходство
Периодичность проведения 1 раз в 4 года 1 раз в 4 года
Различия
Время проведения летолето, зима
Место проведения Олимпия по очереди в разных странах
Участники только мужчины мужчины и женщины
Продолжительность 5 дней не более 16 дней.
Количество состязаний несколькомногоПриложение №3

Приложение № 4 Олимп наших успехов