Конспект урока по истории Древнего Мира 5 класс Быт и нравы Древней Греции


Технологическая карта урока: 43.
Предмет: Всеобщая история. История Древнего мира.
Класс: 5
Тема урока: Быт и досуг древних греков. Тип урока: комбинированный
Задачи урока:
1. Дать представление об истории возникновения и программе Олимпийских игр.
2. Дать представление о зарождении и особенностях греческого театра, игре актёров и театральных жанрах.
Планируемые результаты урока
Предметные
Объясняют, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. Метапредметные Познавательные: устанавливают закономерности; делают выводы.
Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке.Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Личностные
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.
Ресурсы урока:
Учебник: Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Ф.А. Михайловский; под ред. Г.М. Бонгард – Левина. – 13 изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
История Древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам А.А Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А. Михайловского. 2-е изд., исп. И доп. – М.: ВАКО, 2005.
Книга для учителя к учебнику Ф.А. Михайловского «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 класс/Ф.А. Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Презентация по теме.
Мультфильм «Олимпийские игры».
Оборудование урока: ноутбук учителя, интерактивная доска, проектор.
ХОД УРОКА.
Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности обучающихся:
Организационный момент.
-Здравствуйте ребята! Садитесь.
-Давайте создадим, друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Я желаю вам плодотворно потрудиться.
Инструмент
Учащиеся приветствуют учителя.
Постановка цели и задач урока. Мотивация познавательной деятельности учащихся.
-Посмотрите все на слайд, что Вы видите?
-О чём мы сегодня с Вами будем говорить на уроке?
-Правильно, молодцы. Сегодня мы с Вами будем говорить об Олимпийских играх и о греческом театре.
-Запишите тему урока: «Быт и досуг древних греков».
План урока:
1. Олимпийские игры.
2. Греческий театр. Ученики отвечают на поставленные вопросы.
Актуализация знаний.
-Но прежде чем перейдём к новой теме, вспомним, из каких частей состоит Греция?
- Какой город является столицей современной Греции? (Афины)  Ученики отвечают: Северная, Средняя и Южная.
Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания.
1. Олимпийские игры.
При изучении данной темы в тексте учебника вы встретите новые понятия (слова).
Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.
Пятиборье - пять видов спортивных состязаний.
Ипподром – место для проведения конных состязаний.
Олимпия – городок в южной Греции, место проведения Олимпийских игр
История олимпийских игр - одна из самых удивительных историй, которые привлекают внимание поэтов, писателей и ученых. Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек еще раз подтверждает, что нет предела человеческим возможностям. Не случаен олимпийский девиз – «Быстрее, выше, сильнее! »
-А что является главным символом Олимпиады?
- А главным символом олимпиады является олимпийский белый флаг с пятью кольцами. Каждое кольцо имеет свой цвет и обозначает континент. В 1913 г. появилась эта символика и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
Голубой - Европа, чёрный - Африка, красный - Америка, жёлтый - Азия, зелёный – Австралия. Пять переплетенных колец - это символ праздника мира и дружбы.
-В Южной части Греции на Пелопоннесе находится г. Олимпия- место, где проходили первые олимпийские игры. Какое место в Греции с подобным названием, вы уже знаете? (гора Олимп)
-Что мы с вами уже знаем о горе Олимп?
-Боги древних греков жили на священной горе Олимп. В честь них и устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые игры? Кто в них участвовал? Вы и узнаете на нашем сегодняшнем уроке.
-Посмотрите мультфильм и ответьте на вопрос: В честь какого бога устраивались Олимпийские игры? Ученики смотрят мультфильм.
-Так в честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
-Молодцы, правильно. В честь Бога Зевса.
-Согласно преданию, Олимпийские игры учредил в честь своего Бога- отца Геракл. По греческим источникам, впервые они состоялись в 776 г. до н.э. Вначале в играх принимали участие только жители Пелопоннеса, затем они стали общегреческими.
-Сейчас мы с Вами узнаем, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции. Для этого открываем стр.182 пункт «Олимпийские игры» 2 абзац.
-А современные Олимпийские игры?
- У Олимпийцев было пятиборье. Соревнования шли по 5 испытаниям. Стр.183, 2 абзац.
Одно из главных состязаний- пятиборье - начиналось с бега. Участники соревнований по команде: «Занять место нога к ноге!»- становились на свои места на дорожке. Случалось, что ожидая сигнала к началу бега, один из атлетов раньше времени срывался с места. Судьи тут же наказывали его хлыстом.
-А как награждали победителей? Последний абзац стр.183.
-Сейчас выполним физ.минутку.
Но помимо спорта греки занимались ещё и искусством. И впервые в Греции появился театр. Откройте стр. 187.
Жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений, их любимого зрелища. Почти в каждом городе имелся театр, причём театры были огромными. Так, театр Диониса в Афинах вмещал до 17 тысяч зрителей.
-Сейчас мы с Вами узнаем, как же возникли празднества в честь Диониса? Читаем со второго абзаца стр.187.
-А как вы думаете, почему актёры во время представления надевали маски?
- Черты лица актеров плохо были видны издали, поэтому актеры надевали большие раскрашенные маски, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого они изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой помоложе, волосы и борода делаются полуседыми. Среди юношей есть безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное. Раба можно было узнать сразу - его черты выдают негреческое происхождение
Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность — желтый, хитрость — красный, а гнев — багровый. Гладкий лоб выражал веселое настроение, а крутой — мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того, маска выполняла и роль рупора, усиливавшего голос актера.
-Также кроме актёров, в театре был хор. Какую функцию они выполняли. Для этого открываем стр.188 2 абзац.
-Существовало два вида представлений трагедия и комедия. Спектакли ставились лишь несколько раз в году. И шли с 7.00 до захода солнца. Затем награждали победителей.
Ученики отвечают: гора Олимп
Ученики отвечают: это место, где жили Боги.
Ученики смотрят мультфильм.
Ученики читают.
Первичное закрепление.
-В каком году возникли Олимпийские игры?
-В честь кого они возникли?
-Как возник греческий театр? Ученики отвечают на вопросы.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
§33 пункт 3, 34 пункт 4 –читать.
Нарисовать театральную маску или сцену из Олимпийских игр. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Озвучивание оценок, полученных за урок обучающимися.
- Сегодня отметку отлично получают те, кто больше всего отвечал на уроке. Это ….оценку хорошо получают те, кто хорошо отвечал, но не были активными. Это…..А также я выставлю оценки за индивидуальные задания.
- Ребята, у меня отличное настроение и показываю вот так – жест большой палец вверх.
- А как ваше настроение? Если отлично, показываем большой палец и говорим «Отлично!».
- Мне понравился наш урок и, как вы на нем работали. Хлопает в ладоши.
- А вам понравился наш сегодняшний урок? Если понравился, то похлопайте друг другу в ладоши.
- Есть то, что не понравилось? Почему?
- Благодарю всех за отличную работу. Урок окончен. До свидания. Ученики оценивают свое настроение, анализируют урок, вносят предложения.
В течение урока учитель отмечает в своей схеме ответы учеников для выставления оценок.