Дидактический материал к учебнику Биология: 5 класс Т.С. Сухова, В.И. Строганов. М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.: ил. – (Живая природа).

Дидактический материал по биологии 5 класс (ФГОС)
к учебнику Биология: 5 класс Т.С. Сухова, В.И. Строганов.
М.: Вентана-Граф, 2015. – 144 с.: ил. – (Живая природа).

Раздел 1. Строение и жизнедеятельность живых организмов.

Тема 1. Отличие живого от неживого.

Текущий контроль знаний по теме
«Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем».

Карточка 1
Верные утверждения отметьте знаком «+», не верные, знаком «-».


Утверждения
Знак «+» или
«-».

1
Биология – это наука, изучающая живую природу.


2
Наличие воды не обязательно для жизнедеятельности живых организмов.


3
Озоновый слой защищает все живое от вредных воздействий солнечных лучей.


4
Связь «Земля – космос» осуществляют животные ,которые улавливают солнечный свет.


5
Живые организмы на нашей планете имеют общий план строения, поэтому их объединяют в одно царство – Животные.


6
Живые организмы обитают везде: на суше, в воде, в воздухе, то есть там, где они находят все необходимое для своей жизни.


7
Все, что окружает живой организм и оказывает на него влияние, называют средой обитания.


8
Наша планета уникальна, так как на ней есть жизнь.



Карточка 2
Выберите верный ответ
1.Что в переводе с греческого означает «биос» в слове биология?
А) Учение Б) Наука В) Жизнь Г) Земля
2. Какой слой Земли защищает все живое от вредных воздействий солнечных лучей?
А) Озоновый Б) Атмосферный В) Космический Г) Гидросферный
3.Испарясь, воза защищает живой организм от
А) холода Б) солнца В) ветра Г) перегрева
4.Средой обитания называют
А) окружающий мир
Б) материки планеты Земля
В) все, что окружает живой организм и оказывает на него влияние
Г) воду, почву, воздух
5. Клещ – это обитатель
А) организменной среды Б) почвенной среды
В) водной среды Г) наземно-воздушной среды
6.Степной орел обитает в среде, которая называется
А) водной Б) наземно-воздушной В) организменной Г) почвенной
7.Крот – это обитатель среды.
А) почвенной Б) водной В) наземно-воздушной Г) организменной
8. Из перечисленных организмов, в водной среде обитает
А) дождевой червь Б) кальмар В) клещ Г) медведка

Карточка 3
Допишите предложения
1.Необходимыми условия для жизни на Земле, являются
2.В живых организмах около 80% массы тела составляет
3.Живые организмы разнообразны, поэтому они распределены по 5 царствам живой природы:
4. Все, что окружает живой организм и оказывает на него влияние, называют
5. Живые организмы освоили четыре среды обитания:
6.Белка, лось, заяц, орел – это обитатели среды.

Ответы к заданиям по теме: «Природа вокруг нас. Наблюдаем и исследуем».
Карточка 1: 1+, 2-, 3+, 4-, 5-, 6+, 7+, 8+
Карточка 2: 1В, 2А, 3Г, 4В, 5А, 6Б,7А, 8Б
Карточка 3: 1.вода, озоновый слой, солнечный свет.
2.вода
3.бактерии, грибы, растения, животные, вирусы
4.средой обитания
5.водную, почвенную, наземно-воздушную, организменную
6.наземно-воздушной
Текущий контроль знаний по теме
«Различают ли тела живой и неживой природы».
Карточка 1
Заполните таблицу

Тела ____________ природы

Живые организмы
Примеры:

Тела ____________ природы

___________________ предметы
Примеры:


Карточка 2
Из перечисленного, выберите и запишите в таблицу тела живой и неживой природы.
Дом, бабочка, ваза, камень, орел, хризантема, столб, подберезовик, ель, плитка шоколада, стол, ящик, туча, тигр, береза, гвоздь, машина, самшит, колесо, вата.

Тела живой природы
Тела неживой природы













Карточка 3
В списке слов, подчеркни только тела.
Солнце
Камень
Восход солнца
Птица
Сахар
Рост растения
Земля
Кислород
Полет птицы
Растение
Поваренная соль
Растворение сахара
Падение камня
Лавочка
Углекислый газ
Образование кислорода
Карточка 4
В списке слов, подчеркни только вещества.
Солнце
Камень
Восход солнца
Птица
Сахар
Рост растения
Земля
Кислород
Полет птицы
Растение
Поваренная соль
Растворение сахара
Падение камня
Лавочка
Углекислый газ
Образование кислорода

Ответы к заданиям по теме: «Различают ли тела живой и неживой природы».
Карточка 1
Тела живой природы
Живые организмы
Примеры: бабочка, орел, собака, кот, тигр, яблоня, подберезовик.

Тела неживой природы
Неодушевленные предметы
Примеры: камень, лавочка, столб, мост, дом.

Карточка 2

Тела живой природы
Тела неживой природы

Бабочка, орел, хризантема, подберезовик, ель, тигр, береза, самшит.
Дом, ваза, камень, столб, плитка шоколада, стол, ящик, туча, гвоздь, машина, колесо, вата.


Карточка 3
В списке слов, подчеркни только тела.
Солнце
Камень
Восход солнца
Птица
Сахар
Рост растения
Земля
Кислород
Полет птицы
Растение
Поваренная соль
Растворение сахара
Падение камня
Лавочка
Углекислый газ
Образование кислорода

Карточка 4
В списке слов, подчеркни только вещества.
Солнце
Камень
Восход солнца
Птица
Сахар
Рост растения
Земля
Кислород
Полет птицы
Растение
Поваренная соль
Растворение сахара
Падение камня
Лавочка
Углекислый газ
Образование кислорода

Текущий контроль знаний по теме
«Какие вещества содержатся в живых организмах?».

Карточка 1
Вставьте пропуски в предложениях.
В организмы живых существ поступают органические и __________________ вещества. Органическими эти вещества называются потому, что _____________
_____________________________________________ . К ним относятся: _______
_______________________________ . Неорганические – это вещества _________
_____ природы. К таким веществам относятся: ___________________________.

Карточка 2
Ответьте на вопросы и заполните таблицу.
1.Какие вещества называются органическими?
_____________________________________________________________________

2. Какие вещества называются неорганическими?
_____________________________________________________________________

3. Из перечисленных веществ выберите и запишите, в первую колонку таблицы – органические, а во вторую – неорганические вещества.

Вода, соль, жир, сахар, кислород, белок.
Органические вещества
Неорганические вещества






Ответы к заданиям по теме: «Какие вещества содержатся в живых организмах?».
Карточка 1
В организмы живых существ поступают органические и неорганические вещества. Органическими эти вещества называются потому, что они созданы самим живым организмом. К ним относятся: жиры, белки, углеводы (сахар). Неорганические – это вещества неживой природы. К таким веществам относят: соль, воду, кислород.

Карточка 2
1.Органические – это те вещества, которые созданы самим живым организмом.
2.Нерганические – это вещества неживой природы.
3.
Органические вещества
Неорганические вещества

Жир, сахар, белок.

Вода, соль, кислород


Текущий контроль знаний по теме
«Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?».

Карточка 1
Заполните схему


Общие свойства, характерные для всего живого:



1.______________________________2.______________________________3.______________________________4.______________________________5._____________________________
Карточка 2
Ответьте на вопросы
1.Какова приспособленность у березы к сменам времен года?
____________________________________________________________________

2.Какова приспособленность у деревьев в густом лесу к улавливанию листьями солнечного света?
____________________________________________________________________

3.Как приспособились кабаны, зубры, лоси, бегемоты к передвижению по мягкой и рыхлой почве?
____________________________________________________________________

4. Что такое наследственность?
____________________________________________________________________
5.Что такое изменчивость?
____________________________________________________________________

Ответы к заданиям по теме: «Какие свойства живых организмов отличают их от тел неживой природы?».
Карточка 1


Общие свойства, характерные для всего живого:

1.Обмен веществ (дыхание, питание, выделение веществ)
2.Размножение
3.Рост
4.Развитие
5.Раздражимость
Карточка 2
1.Летом листья зеленые, хорошо улавливают свет, осенью желтые, к зиме опадают.
2.Деревья выносят ветви высоко вверх, к солнцу.
3.Это парнокопытные животные, имеющие двойные копыта, позволяющие им передвигаться по мягкой и рыхлой почве.
4.Способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки потомству.
5.Способность организмов приобретать признаки и свойства, отличающие их от родителей и от других организмов того же вида.

Обобщение знаний по теме 1
«Отличие живого от неживого».

Карточка 1
Выберите верный вариант ответа
1.Что в переводе с греческого языка означает «БИОС»?
А. наука Б.животные В. жизнь Г. биология
2. Выбери представителя, который является обитателем наземно-воздушной среды.
А. тигр Б. Крот В. окунь Г. червь
3. Что, из перечисленного, относится к живой природе?
А. дом Б. аквариум В. лавочка Г. бабочка
4. Из чего состоят тела?
А. веществ Б. частиц В. воды Г. сахара
5. Способность организмов передавать из поколения в поколение свои признаки потомству называется
А. изменчивость Б.приспособленность В. размножение Г. наследственность
Заполни таблицу
Среды обитания
Примеры живых организмов, обитающих этих средах














Ответьте на вопрос
Как опытным путем отличить органическое вещество от неорганического?

Карточка 2
Выберите верный вариант ответа
1.Что в переводе с греческого означает «логос»?
А. жизнь Б. учение В. животные Г. биология
2.Всё, что окружает живой организм и оказывает на него влияние, называется
А. природой Б. атмосферой
В. окружающим миров Г. средой обитания
3. Выбери представителя, который является обитателем водной среды.
А. медуза Б.коршун В. кобра Г. летучая мышь
4. Что из перечисленного относится к неорганическим веществам?
А. Вода и соль Б. Жир и белок В. Сахар и белок Г. Сахар и жир
5. Способность организмов приобретать признаки и свойства отличающие их от родителей и от других организмов того же вида, называются
А.наследственностью Б.изменчивостью
В.размножением Г.приспособленностью

Заполните таблицу


Общие свойства, характерные для всего живого:
1.


2.


3.


4.


5.


Ответьте на вопрос
Какие условия есть на планете Земля необходимые для жизни?

Ответы к заданиям по обобщению знаний теме: «Отличие живого от неживого».
Карточка 1:
Выберите верный вариант ответа
1В, 2А, 3Г 4А 5Г
Заполни таблицу
Среды обитания
Примеры живых организмов, обитающих этих средах

Наземно-воздушная
Орел, лиса, заяц, бабочка.

Водная
Окунь, медуза, мидии, рак.

Почвенная
Крот, медведка, дождевой червь.

Организменная
Клещ, острицы, бычий цепень.

Ответьте на вопрос
Отличить эти вещества друг от друга можно опытным путем, используя такой признак органических веществ, как способность к обугливанию при горении. Соль (неорганическое вещество) при нагревания не изменится. Мука, состоящая из органических веществ – обуглится.

Карточка 2:
Выберите верный вариант ответа
1Б, 2Г, 3А, 4А 5Б
Заполни таблицу

Общие свойства, характерные для всего живого:
1. Обмен веществ (дыхание, питание, выделение веществ)


2.Размножение


3.Рост


4.Развитие


5.Раздражимость

Ответьте на вопрос
Вода в жидком состоянии, без которой живые организмы существовать не могут. Озоновый слой, защищающий все живое от вредных воздействий солнечных лучей. Солнечные лучи, приносящие тепло и солнечный свет.

Тема 2. Клеточное строение организмов

Текущий контроль знаний по теме
«Клеточное строение - общий признак живых организмов».

Карточка 1
Какие части животной и растительной клетки обозначены цифрами 1-10?


1_________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Карточка 2
Используя перечисленные структуры клетки, заполните таблицу.
Структуры клетки: оболочка, ядро, клеточная мембрана, цитоплазма, поры, пластиды, вакуоли.
Структуры животной клетки
Структуры растительной клетки










Карточка 3
Запишите определение следующим понятиям:
Клетка – это__________________________________________________.
Органоиды – это______________________________________________.
Ядро – это____________________________________________________.
Цитоплазма – это______________________________________________.
Хлоропласты – это_____________________________________________.

Ответы к заданиям по теме: «Клеточное строение – общий признак живых организмов».
Карточка 1
1.Клеточная мембрана
2.Ядро
3.Цитоплазма
4.Вакуоль
5.Поры
6.Пластиды
7.Оболочка

Карточка 2
Структуры животной клетки
Структуры растительной клетки

1.Ядро
2.Клеточная мембрана
3.Цитоплазма
1.Оболочка
2.Ядро
3.Клеточная мембрана
4.Цитоплазма
5.Поры
6.Пластиды
7.Вакуоли


Карточка 3
Клетка – это единица строения живых организмов.
Органоиды – это органы клетки.
Ядро – это главный органоид, хранящий наследственную информацию клетки.
Цитоплазма – это вязкая жидкость, заполняющая полость клетки.
Хлоропласты – зеленые пластиды, участвующие в процессе фотосинтеза.

Текущий контроль знаний по теме
«Прибор, открывающий «невидимое»».

Карточка 1
Заполните таблицу

Части микроскопа
Их назначение

Объектив


Окуляр


Тубус


Винты


Предметный столик


Зеркало


Штатив



Карточка 2
Определите правильную последовательность правила работы с микроскопом.

Правило работы с микроскопом


Положите готовый объект, предложенный вам учителем, на столик микроскопа (над отверстием столика). Закрепите его зажимами.


Поставьте микроскоп штативом к себе.


Глядя в окуляр, медленно вращайте большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.


Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения.


Глядя на объектив сбоку, добейтесь с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования.


Ответы к заданиям по теме: «Прибор, открывающий «Невидимое»».
Карточка 1
Части микроскопа
Их назначение

Объектив
обеспечивает увеличение

Окуляр
увеличивает изображение, полученное от объектива

Тубус
соединяет окуляр и объектив

Винты
поднимают и опускают предметный столик

Предметный столик
место для размещения предмета

Зеркало
помогает направить свет в отверстие на предметном столике

Штатив
крепление частей микроскопа


Карточка 2

Правило работы с микроскопом

3
Положите готовый объект, предложенный вам учителем, на столик микроскопа (над отверстием столика). Закрепите его зажимами.

1
Поставьте микроскоп штативом к себе.

5
Глядя в окуляр, медленно вращайте большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

2
Вращая зеркальце под предметным столиком и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения.

4
Глядя на объектив сбоку, добейтесь с помощью большого винта такого положения объектива, чтобы он оказался на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования.


Текущий контроль знаний по теме
«Одноклеточные и многоклеточные организмы».
Карточка 1
Вставь пропуски в предложения
Все живые организмы (бактерии, грибы, _______________ , _____________ ) состоят из одной или _______________ клеток. Исключение составляют неклеточные формы жизни - _____________ . Клетка ______________ организма – самостоятельное живое существо. Клетка ______________ организма не может существовать самостоятельно: ее жизнь зависит от других клеток организма. Дрожжи относятся к одноклеточным грибам, хламидомонада – к одноклеточным __________________, инфузория-туфелька – к одноклеточным ___________________.

Карточка 2
Используя названия живых организмов заполни таблицу
Эвглена зеленая, трутовик, хламидомонада, опята, спорыш, дрожжи, белка, инфузория-туфелька, подорожник, пресноводная гидра.

Грибы
Растения
Животные

Одноклеточные
Многоклеточные
Одноклеточные
Многоклеточные
Одноклеточные
Многоклеточные











Ответы к заданиям по теме: «Одноклеточные и многоклеточные организмы».
Карточка 1
Все живые организмы (бактерии, грибы, растения, животные) состоят из одной или множества клеток. Исключение составляют неклеточные формы жизни - вирусы. Клетка одноклеточного организма – самостоятельное живое существо. Клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно: ее жизнь зависит от других клеток организма. Дрожжи относятся к одноклеточным грибам, хламидомонада – к одноклеточным растениям, инфузория-туфелька – к одноклеточным животным.

Карточка 2
Грибы
Растения
Животные

Одноклеточные
Многоклеточные
Одноклеточные
Многоклеточные
Одноклеточные
Многоклеточные

Дрожжи
Трутовик, опята
Хламидомонада
Спорыш, подорож-ник
Эвглена зеленая, инфузория - туфелька
Белка, пресновод-ная гидра


Обобщение знаний по теме 2
«Клеточное строение организмов»
Карточка 1
1)Выбери правильный ответ
1. Единица строения живых организмов
А. ткань Б. клетка В. организм Г. животные
2. Вирусы – это
А. одноклеточные Б. многоклеточные В. неклеточные Г. бактерии
3. Форму клетке придает
А. Клеточная мембрана Б. цитоплазма В. ядро Г. пластиды
4. К простейшим относится
А. амеба Б. дрожжи В. хламидомонада Г. бактерии
5. Хлоропласты придают растению
А. желтый цвет Б. красный цвет В. бесцветные Г. зеленые
2) Выберите три признака, которые характерны только для растительной клетки.
А. Полость клетки заполнена цитоплазмой
Б. Наличие вакуолей
В. Наличие ядра
Г. Наличие хлоропластов
Д. В клеточной оболочке имеется целлюлоза
3) Установите соответствие в устройстве микроскопа
1.Объектив
2.Окуляр
3.Тубус
4.Винт
5.Предметный столик
6.Зеркало
7.Штатив



А. Направляет свет
Б. Соединяет окуляр и объектив
В.Обеспечивает увеличение
Г.Увеличивает изображение, полученное от объектива
Д. Крепление частей микроскопа
Е.Поднимает и опускает предметный столик
Ж.Место размещения микропрепарата
4) Кто изображен на рисунках

1 2 3 4




5 6 7 8



Слова для справок: бактерии, дрожжи, амеба, хламидомонада, мох, иглокожие, моллюски, земноводные
Карточка 2
1)Выбери верный вариант ответа
1.Полость клетки заполнена
А. водой Б. цитоплазмой В. клеточным соком Г. слизью
2.К одноклеточным организмам относится
А. амеба Б. моллюск В. медуза Г. водоросль
3.У каких организмов клетка является самостоятельным живым существом?
А. многоклеточных Б. иглокожих В. моллюсков Г. одноклеточных
4. Соединяет окуляр и объектив в микроскопе
А. штатив Б. тубус В. винты Г. предметный столик
5. У растительной клетки клеточная мембрана снаружи покрыта
А. порами Б. цитоплазмой В. целлюлозной оболочкой Г. пластидами
2) Выбери три признака, которые характерны для клеточной мембраны
А. Хранит наследственную информацию
Б. Служит внешним каркасом
В. Придает форму и размеры клетке
Г. Окрашивает клетку в зеленый цвет
Д. Выполняет защитную и опорную функции
Е. обеспечивает все жизненные процессы
3) Установите последовательность приготовления микропрепарата
А. Размещаем объект исследования на предметном стекле
Б. Протираем салфеткой предметное и покровное стекло
В. Накрываем объект исследования покровным стеклом
Г. Наносим капельку воды на предметное стекло
Д.Кладем микропрепарат на предметный столик микроскопа

4) Обозначь части микроскопа











Ответы к задания по обобщению знаний по теме: «Клеточное строение организмов»
Карточка 1
1)Выбери правильный вариант ответа
1
2
3
4
5

Б
В
А
А
Г


2)Выбери три признака характерные только для растений Б, Г, Д
3)Установи соответствие в устройстве микроскопа
1
2
3
4
5
6
7

В
Г
Б
Е
Ж
А
Д

4)Кто изображен на рисунке
1
2
3
4
5
6
7
8

хламидо-монада
земно-водные
дрожжи
бактерии
иглокожие
моллюски
мох
амеба


Карточка 2
1)Выбери правильный вариант ответа
1
2
3
4
5

Б
А
Г
Б
В


2) Выбери три признака характерные только для клеточной мембраны Б, В, Д
3)Установите последовательность приготовления микропрепарата
1
2
3
4
5

Б
Г
А
В
Д

4)Обозначь части микроскопа
1
2
3
4
5
6
7

Окуляр
Тубус
Объектив
Предметный столик
Зеркало
Винт
Штатив


Тема 3. Жизнедеятельность организмов

Текущий контроль знаний по теме
«Как идет жизнь на Земле?»
Карточка 1
Вставьте пропущенные слова в предложениях.
1.Жизнь на Земле возникла ______ миллиарда лет назад.
2.Первыми живыми организмами на Земле были __________________.
3.Более сложно устроенные клетки произошли от клеток, не имеющих ______________ _______.
4.Описанием и классификацией организмов занимается наука – _____________.
5.Основоположником систематики считают шведского учёного _____________ ____________.
6.Процесс исторического развития жизни на Земле называется –_____________.
7.Группа особей, имеющих сходные признаки и при скрещивании дающая плодовитое потомство, называется ______________.
Карточка 2
Соотнеси царства живой природы с их характеристикой
Царства живой природы
Характеристика царств


1.Вирусы
2.Бактерии
3.Грибы
4.Растения
5.Животные

А. Одноклеточные и многоклеточные организмы, клетки которых имеют ядро. Для питания используют готовые органические вещества, созданные другими организмами. Не способны к активному передвижению.
Б. Мельчайшие неклеточные формы, которые проявляют признаки живого, только попав в клетку организма – хозяина.
В. Состоят из одной клетки, не имеющей четко оформленного ядра. Способы питания разнообразны.
Г. Одноклеточные и многоклеточные организмы, клетки которых имеют ядро. Питаются готовыми органическими веществами. Способны к передвижению.
Д. Состоят из одной или множества клеток, имеющих ядро. Содержат зеленые пластиды – хлоропласты, в которых на свету образуются органические вещества из воды и углекислого газа. Не способны к активному передвижению.


Ответы к заданиям по теме: «Как идет жизнь на Земле?»
Карточка 1
1.3,5 млрд. 2.бактерии 3.оформленного ядра 4.систематика 5.Карл Линней 6.эволюция 7.вид
Карточка 2
1Б, 2В, 3А, 4Д, 5Г.
Текущий контроль знаний по теме
«Как размножаются живые организмы?»
Карточка 1
Соотнесите понятия и определения
1.Размножение
2.Бесполое
3.Половое
4.Гаметы
5.Оплодотворение
6.Зигота
7.Зародыш.


А) половые клетки
Б) воспроизведение себе подобных
В) клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения
Г) размножение с участием гамет
Д) слияние мужских и женских гамет
Е) появляется из зиготы
Ж) размножение без участия половых клеток
Карточка 2
Допишите предложения
1.Воспроизведение себе подобных – _____________________ .
2.Размножение без участия половых клеток – ________________.
3.Размножение, при котором новый организм сочетает признаки обоих родителей - __________________.
4. - _________________ гамета.
5. - _________________гамета.
6.Половые клетки – ____________________.
7.Мужская гамета – _____________________.
8.Женская гамета – _____________________.
9.Слияние мужских и женских гамет – ________________________.
10.Клетка, образовавшаяся в результате оплодотворения – ______________.
11.Из зиготы образуется ___________________.

Ответы к заданиям по теме: «Как размножаются живые организмы?»
Карточка 1
1Б, 2Ж, 3Г, 4А, 5Д, 6В, 7Е
Карточка 2
1.размножение, 2.бесполое, 3.половое, 4.мужская, 5.женская, 6.гаметы, 7.сперматозоид, 8.яйцеклетка, 9.оплодотворение, 10.зигота, 11.зародыш.

Текущий контроль знаний по теме
«Как размножаются животные?»
Карточка 1
Заполни таблицу

Название животного
Кол-во особей, участвующих в производстве потомства
Половые клетки
Клетки тела

Рыба




Кошка




Лягушка




Гидра




Улитка





Карточка 2
Из предложенных групп животных, запишите в первую колонку тех, которым характерно наружное оплодотворение, во вторую - внутреннее.

Группы животных: птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся, земноводные.
Наружное оплодотворение
Внутреннее оплодотворение






Карточка 3
Запишите определения следующих понятий:
Бесполое размножение - _______________________________________________.
Половое размножение - ________________________
·_______________________.
Наружное оплодотворение - ____________________________________________.
Внутренне оплодотворение - ___________________________________________.
Гермафродиты - ______________________________________________________.

Ответы к заданиям по теме: «Как размножаются животные?»
Карточка 1
Название животного
Кол-во особей, участвующих в производстве потомства
Половые клетки
Клетки тела

Рыба
2
+


Кошка
2
+


Лягушка
2
+


Гидра
1 - при бесполом, 2 - при половом размножении
+
+

Улитка
1
+



Карточка 2
Наружное оплодотворение
Внутреннее оплодотворение

Рыбы, земноводные
Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся.



Карточка 3
Бесполое размножение – размножение без участия гамет.
Половое размножение – размножение с участием гамет.
Наружное оплодотворение – слияние половых клеток вне организма.
Внутреннее оплодотворение – слияние половых клеток внутри половых органов особи.
Гермафродиты – организмы соединяющие в себе признаки двух полов (обоеполые).
Текущий контроль знаний по теме
«Как размножаются растения?»
Карточка 1

Какие части семени фасоли обозначены цифрами 1-7?

1.________________________
2.________________________
3.________________________
4.________________________
5.________________________
6.________________________
7.________________________


Карточка 2
Выберите один верный ответ.
1.Зародыш семени состоит из:
А. корешка и почечки Б. стебелька, почечки и цветка
В. стебелька, почечки и корешка Г. стебелька, корешка и побега
2.Местом крепления семени в плоде является
А. рубчик Б. семявход В. стебелек Г. семядоля
3.Вода внутрь семени поступает через
А. семядолю Б. семявход В. рубчик Г. семенную кожуру
4.Питательные вещества, необходимые для зародыша семени, находятся в
А. семядолях Б. семенной кожуре В. зародыше Г. корешке
5.Снаружи семя покрыто
А. семядолями Б. семенной мембраной
В. семенной оболочкой Г. семенной кожурой

Ответы к заданиям по теме: «Как размножаются растения?»
Карточка 1
1.Семенная кожура
2.Рубчик
3.Стебелек
4.Почечка
5.Корешок
6.Семядоля
7.Семявход

Карточка 2
1В, 2А, 3Б, 4А, 5Г,

Текущий контроль знаний по теме
«Могут ли растения производить потомство без помощи семян?»
Карточка 1

Выберите один верный ответ.
1.Размножение пырея корневищем – это
А. искусственное вегетативное размножение Б. половое размножение
В. естественное вегетативное размножение В. А+В
2. Клубнями размножают
А. картофель Б. лук В. томат Г. смородину
3.Земляника размножается
А. выводковыми почками Б. усами В. клубнями Г. луковицами
4.Выводковыми почками на листьях размножается
А. земляника Б. сердечник В. малина Г. роза
5.Фиалку размножают с помощью части ее тела -
А.цветка Б. почки В. побега Г. листа
6.Вегетативный способ размножения растений – это
А. половое размножение Б. бесполое размножение
В. размножение семенами Г. размножение клубнями
7.Вишня способна к размножению
А. корневищем Б. корневыми шишками
В. корневыми отпрысками Г. ползучими побегами
8.Луковицами размножают
А. ирис Б. клюкву В. картофель Г. ландыш

Карточка 2
Заполните таблицу, используя слова для справок.

Естественное размножение
Искусственное размножение

Корневищем (________________)
Ползучими побегами (_____________)
Выводковыми почками на листьях (_____________________)
Делением
Клубнями (______________)
Луковицами (__________)
Корневыми шишками (____________)


Отводками (__________________)


Листовыми черенками (____________)


Слова для справок: сердечник, лук, пырей, смородина, картофель, клюква, георгина, бегония.

Ответы к заданиям по теме: «Могут ли растения производить потомство без помощи семян?»
Карточка 1
1В, 2А, 3Б, 4Б, 5Г, 6Б, 7В, 8А

Карточка № 2

Естественное размножение
Искусственное размножение

Корневищем (пырей)
Ползучими побегами (клюква)
Выводковыми почками на листьях (сердечник)
Делением
Клубнями (картофель)
Луковицами (лук)
Корневыми шишками (георгина)


Отводками (смородина)


Листовыми черенками (бегония)


Текущий контроль знаний по теме
«Знакомство с внешним строением цветковых растений».
Карточка 1

Какие части цветкового растения обозначены цифрами 1-5?

1 1 - ___________________
2 - ___________________
3 - ___________________
2 4 - ___________________
3 5 - ___________________

5


Карточка 2
Вставьте пропуски в схеме.

Органы растения

Вегетативные Генеративные

____________________
_________________

Побег: стебель, ________, ________
________________


_________________


Карточка 3

Вставьте пропуски в схеме «Систематика растений»
Растения


___________________
Высшие









Споровые
________________



Водоросли





Моховидные
__________
__________
__________



Голосеменные
_____________

Карточка 4
Выберите один верный ответ.
1.Часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции – это
А. организм Б. растение В. орган Г. клетка
2. Побег – это орган, в котором различают
А. стебель и корень Б. стебель, корень и цветок
В.стебель, лист и почку Г. стебель, корень и почку
3.Все растения, произрастающие на Земле – это
А. фауна Б. царство растений В. растительный мир Г. флора
4. К генеративным органам растения относят
А. цветок Б. корень В. лист Г. стебель
5.Зачаток нового побега – это
А. лист Б. почка В. корень Г. цветок
6. Этот орган растения обеспечивает процесс фотосинтеза.
А. корень Б. лист В. цветок Г. побег
7. Наземная часть растения, которая связывает корень и лист; обеспечивает прохождение воды и питательных веществ к листьям и цветкам.
А. Корень Б. Почка В. Побег Г. Стебель
8. К вегетативным органам растения относят
А. корень и побег Б. корень и стебель В. корень и плод Г. корень и цветок
Ответы к заданиям по теме: «Знакомство с внешним строением цветковых растений».
Карточка 1

1 – цветок 2 – стебель 3 – лист 4 – побег 5 – корень

Карточка 2
Органы растения

Вегетативные Генеративные

Корень
Цветок

Побег: стебель, листья, почки
Плод


Семя

Карточка 3
Растения


Низшие
Высшие









Споровые
Семенные



Водоросли





Моховидные
Папоротниковидные
Плауновидные
Хвощевидные



Голосеменные
Покрытосеменные

Карточка 4
1В, 2В, 3Г, 4А, 5 Б, 6Б, 7Г, 8А

Текущий контроль знаний по теме
«Как питаются растения?»
Карточка 1

Выберите один верный ответ.
1.Лист – это
А. генеративный орган растения Б. подземный орган растения
В. орган почвенного питания растения Г. вегетативный орган растения
2. Растение кормит себя само и для этого ему нужны
А. кислород и углекислый газ Б. свет и кислород
В. вода, кислород и свет Г. свет, вода и углекислый газ
3.Структуры растительной клетки, которые участвуют в процессе фотосинтеза.
А. хлоропласты Б. вакуоли В. ядро Г. хромопласты
4. Процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа – это
А. дыхание Б. фотосинтез В. газообмен Г. размножение
5. Организмы, которые самостоятельно синтезируют органические вещества для своего питания – это
А. гетеротрофы Б. животные В. автотрофы Г. грибы
6. Что выделяют в окружающую среду растения в процессе фотосинтеза?
А. свет Б. кислород В. углекислый газ Г. воду
7. Организмы, получающие с пищей готовые органические вещества – это
А. растения Б.гетеротрофы В. голосеменные Г. покрытосеменные
8.Вещество, содержащее в растительных клетках, улавливающее из космоса солнечный свет – это
А. хлорофилл Б. хлоропласт В. хромопласт Г.клеточный сок

Карточка 2
Запишите определения следующих понятий:
Фотосинтез - _________________________________________________________.
Хлорофилл - _________________________________________________________.
Хлоропласты - _______________________________________________________.
Автотрофы - _________________________________________________________.
Гетеротрофы - _______________________________________________________.


Ответы к заданиям по теме: «Как питаются растения?»

Карточка 1
1Г, 2Г, 3А, 4Б, 5В, 6 Б, 7Б, 8А
Карточка 2
Фотосинтез - это процесс образования на свету с помощью хлорофилла органических веществ из воды и углекислого газа.
Хлорофилл – вещество растительных клеток, улавливающее из космоса солнечный свет.
Хлоропласты – пластиды, выделяющие хлорофилл.
Автотрофы – организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества для своего питания.
Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.


Текущий контроль знаний по теме
«Только ли лист кормит растение?»
Карточка 1

Верные утверждения отметьте знаком «+», не верные, знаком «-».


Утверждения
Знак «+» или
«-».

1
Корень - орган воздушного питания растений.


2
Корень служит опорой, которая удерживает растение в земле.


3
Корень участвует в питании растения, поглощая воду с растворенными в ней минеральными веществами.


4
Зона проведения корня снабжена корневыми волосками.


5
Корень питает органическими веществами все растение.


6
Корневые волоски, как насосы впитывают воду с растворенными минеральными веществами.


7
Зона проведения корня снабжена сосудами, по которым вода поднимает вверх по растению.


8
Некоторые растения приманивают насекомых, обеспечивая себе дополнительное питание – растения-хищники.



Карточка 2
Заполните таблицу

Зоны корня
Функции

Всасывания



Проведения




Ответы к заданиям по теме: «Только ли лист кормит растение?»
Карточка 1
1 -, 2 +, 3 +, 4 -, 5 - , 6 +, 7 +, 8 +
Карточка 2
Зоны корня
Функции

Всасывания
Снабжена корневыми волосками, которые впитывают воду, с растворенными в ней минеральными вещества.

Проведения
Снабжена сосудами, по которым вода поднимает вверх по растению.


Текущий контроль знаний по теме
«Как питаются разные животные?»
Карточка 1

Запишите определения следующих понятий:
Растительноядные - ___________________________________________________.
Хищника - __________________________________________________________.
Паразиты - __________________________________________________________.
Автотрофы - _________________________________________________________.
Гетеротрофы - _______________________________________________________.

Карточка 2
Заполните таблицу, используя слова для справок.

Растительноядные
Хищники
Паразиты









Слова для справок: паук, клещ, большой прудовик, лошадь, волк, орел, блохи, питон, нутрии, вши, акула, куница, хомяк, клоп, щука.

Ответы к заданиям по теме: «Как питаются разные животные?»
Карточка 1
Растительноядные – организмы, питающиеся растительной пищей.
Хищники – организмы, поедающие других живых существ.
Паразиты - организмы, которые питаются за счет другого организма (хозяина), не убивая его.
Автотрофы – организмы, самостоятельно синтезирующие органические вещества для своего питания.
Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

Карточка 2
Растительноядные
Хищники
Паразиты

Большой прудовик, лошадь, нутрии, хомяк.
Паук, волк, орел, питон, акула, куница, щука.
Клещ, блохи, вши, клоп,


Текущий контроль знаний по теме
«Как питаются паразиты?»
Карточка 1

Заполните таблицу, используя слова для справок.
Группы организмов
Представители

Черви – паразиты


Насекомые – паразиты


Грибы – паразиты


Растения - паразиты


Бактрии - паразиты



Слова для справок: вши, холерный вибрион, аскарида, головня, петров крест, заразиха, бычий цепень, трутовик, блохи, туберкулезная палочка.

Карточка 2
Верные утверждения отметьте знаком «+», не верные, знаком «-».


Утверждения
Знак «+» или
«-».

1
Туберкулезная палочка – это гриб - паразит


2
Повилика – это растение лишенное корней, которое прикрепляется к организму хозяина при помощи присосок.


3
Головня – паразитическое растение с самым крупным в мире цветком.


4
Заразиха не присасывается к корню хозяина какими-либо присосками, а срастается с ним основанием своего стебля.


5
Свиной цепень – гриб – паразит обитающий в кишечнике домашних животных.


6
Раффлезия – бактерии – паразит, вызывающая пищеварительные расстройства.


7
Филярия, проникает через пору в кожу человека и питается его кровью.


8
Петров крест присасывается к корневищу деревьев и получает все необходимое для жизни, а деревьям это приносит вред.



Ответы к заданиям по теме: «Как питаются паразиты?»
Карточка 1

Группы организмов
Представители

Черви – паразиты
Аскарида, бычий цепень

Насекомые – паразиты
Вши, блохи

Грибы – паразиты
Головня, трутовик

Растения - паразиты
Петров крест, заразиха

Бактрии - паразиты
Холерный вибрион, туберкулезная палочка


Карточка 2
1 -, 2 +, 3 -, 4 +, 5 - , 6 -, 7 - , 8 +.
Текущий контроль знаний по теме
«Нужны ли минеральные соли животным и человеку?»
Карточка 1

Заполните пропуски в таблице

Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей
Минеральные соли, необходимые при данном нарушении
Продукты, содержащие необходимые минеральные соли

Малокровие
_____________________
Яблоки и _____________


Соли кальция
_________ , рыба, овощи

Ухудшение работы кишечника

_________, курага


Карточка 2
Вставьте пропуски в тексте.
Кровь человека и многих животных красная, так как в ней есть вещество ___________________, в состав которого входит железо. Кровь соленая на вкус, в ней есть ______________ __________. В костях человека и животных, в раковинах моллюсков содержатся соли __________. Растение добывает минеральные соли из _____________. Человек и животные получают их с __________ и _________.
Ответы к заданиям по теме: «Нужны ли минеральные соли животным и человеку?»
Карточка 1
Возможные нарушения в организме при недостатке минеральных солей
Минеральные соли, необходимые при данном нарушении
Продукты, содержащие необходимые минеральные соли

Малокровие
Соли железа
Яблоки и абрикос

Разрушения зубов, плохой рост скелета
Соли кальция
Молоко, рыба, овощи

Ухудшение работы кишечника
Соли магния
Горох, курага


Карточка 2
Кровь человека и многих животных красная, так как в ней есть вещество гемоглобин, в состав которого входит железо. Кровь соленая на вкус, в ней есть поваренная соль. В костях человека и животных, в раковинах моллюсков содержатся соли кальция. Растение добывает минеральные соли из почвы. Человек и животные получают их с пищей и водой.

Текущий контроль знаний по теме
«Можно ли жить без воды?»
Карточка 1

Верные утверждения отметьте знаком «+», не верные, знаком «-».


Утверждения
Знак «+» или
«-».

1
Если сухие семена нагревать в пробирке над пламенем, то вскоре на стенках пробирки появятся капельки воды, значит семена содержат воду.


2
Вода входит в состав лишь некоторых живых организмов.


3
Без воды человек может прожить дольше, чем без еды.


4
В воде растворяются как необходимые для жизни, так и вредные, удаляемые из организма вещества


5
Вода необходима живым организмам, так как, испаряясь, она защищает их от перегрева.


6
Растения не способны испарять воду.



Ответы к заданиям по теме: «Можно ли жить без воды?»
Карточка 1
1 +, 2 -, 3 - , 4 +, 5 +, 6 -.

Текущий контроль знаний по теме
«Можно ли жить, не питаясь?»
Карточка 1
Заполните таблицу

Живые организмы
Чем питаются

Растительноядные животные


Хищники



Паразиты



Человек





Ответы к заданиям по теме: «Можно ли жить, не питаясь?»
Карточка 1
Живые организмы
Чем питаются

Растительноядные животные
Растения, семена, злаки

Хищники

Мясом

Паразиты

Кровью, тканями

Человек

Всеядный: животной и растительной пищей.


Текущий контроль знаний по теме
«Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
Карточка 1
Закончите предложения
1.Источником энергии для живых существ являются
2.Из питательных веществ, в процессе жизнедеятельности, живые организмы получают
3.Для растений запас питательных веществ нужен для
4.Питательные вещества для зародыша в семени фасоли сосредоточены в
5. Рост живых организмов обеспечивается за счет
6.Одни живые существа растут быстрее, другие медленнее, потому что
Ответы к заданиям по теме: «Зачем живые организмы запасают питательные вещества?»
Карточка 1
1.Источником энергии для живых существ являются (питательные вещества)
2.Из питательных веществ, в процессе жизнедеятельности, живые организмы получают (энергию)
3.Для растений запас питательных веществ нужен для (жизнедеятельности всех органов, в период покоя, для развития весной побегов)
4.Питательные вещества для зародыша в семени фасоли сосредоточены в (семядолях)
5. Рост живых организмов обеспечивается за счет ( деления клеток)
6.Одни живые существа растут быстрее, другие медленнее, потому что (у одних организмов клетки делятся быстрее, а других медленнее).

Текущий контроль знаний по теме
«Можно ли жить и не дышать?»
Карточка 1

Допишите предложения
1.Газообмен – это
2.В процессе дыхания вдох сменяется .
3.В организме при дыхании расходуется ., а образуется .
4.Помощники в процессе дыхания у животных и человека это .
5.Амёба дышит .
6.Жук плавунец дышит .
7.Органы дыхания рыба .
8.У лягушки газообмен происходит через .
9.У листьев большинства растений газообмен происходит через .
10.Стебель растений дышит через .

Ответы к заданиям по теме: «Можно ли жить и не дышать?»
Карточка 1
1.Газообмен – это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа живым организмом.
2.В процессе дыхания вдох сменяется .выдохом.
3.В организме при дыхании расходуется .кислород, а образуется углекислый газ.
4.Помощники в процессе дыхания у животных и человека это .органы дыхания и кровь.
5.Амёба дышит всей поверхностью тела.
6.Жук плавунец дышит через дыхательные отверстия.
7. Органы дыхания рыба жабрами.
8. У лягушки газообмен происходит через .влажная кожа и лёгкие.
9.У листьев большинства растений газообмен происходит через устьица.
10.Стебель растений дышит через чечевички.

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС
Вариант 1
І. Выбери один верный вариант ответа.
1.Наименьшей структурной единицей живого является
А. одноклеточный организм Б. клетка В. орган
Г. органоид Д. многоклеточный организм Е. вирус
2.Гидра способна размножаться
А. половым путем Б. бесполым В. половым и бесполым Г. клетками
3.Место прикрепления семени в плоде
А.семявход Б. семядоля В. зародыш Г. рубчик
4.Полость в растительной клетки, заполненная клеточным соком
А. хлоропласты Б. пластиды В. ядро Г. цитоплазма Д. вакуоли
5. Орган полового размножения растений
А. цветок Б. почка В. лист Г. стебель Д. корень Е. побег
ІІ. Выбери три верных варианта ответа.
1.Из перечисленных свойств, выбери свойства, характерные для всего живого.
А.способность дышать Б. способность жить В. размножение
Г. рост Д. передвижение Е. способность охотиться
2.Какие органы растения являются вегетативными?
А. плод Б. цветок В. корень Г. семя Д. лист Е. стебель
ІІІ. Запиши определение.
1.Низшими растениями называют растения
2.Гаметы – это
3.Паразиты – это
4.Флора – это
ІV. Вставь в словарные слова пропущенные буквы.
Хл__р__пласты, эк__логия, ф__т__синтез, не__рг__нические вещества
V. Подпиши отмеченные цифрами части клетки














Вариант 2
І. Выбери один верный вариант ответа.
1.Органы клетки называются
А. органоидами Б. структурами В.единицами
Г. частями Д.хлоропластами Е. пластидами
2.Обоеполые организмы – это
А. гидрофродиты Б. гермафродиты В. гетеротрофы Г.гаметы Д.гидротрофы
3.Зародыш семени состоит из:
А. корешка и почечки Б. стебелька и почечки
В. стебелька, корешка и почечки Г.рубчика, стебелька и почечки
4.Чем заполнена полость клетки?
А. клеточным соском Б. цитоплазмой В.жидкостью Г. слизью
5. Из перечисленных растений, выбери споровое.
А. ель Б. сосна В. береза Г. папоротник Д. тюльпан Е. горох
ІІ. Выбери три верных варианта ответа.
1.Выбери черты отличия растительной клетки от животной.
А.клеточная мембрана Б. ядро В. пластиды
Г. вакуоль Д. цитоплазма Е. целлюлозная оболочка
2.Какие организмы являются одноклеточными?
А. гидра Б.амеба В. инфузория-туфелька Г.вирус Д. эвглена Е. мидия
ІІІ. Запиши определение.
1.Высшими растениями называют растения
2.Гетеротрофы – это
3.Однодольные растения – это
4.Бесполое размножение – это
ІV. Вставь в словарные слова пропущенные буквы.
С__ст__матика, з__гота, м__н__ральные соли, __пл__дотворение.
V. Подпиши отмеченные цифрами части семени




Ответы по итоговой контрольной работе по биологии 5 класс
Вариант 1
І 1Б 2В 3Г 4Д 5А
ІІ 1АВГ 2ВДЕ
ІІІ. 1. Низшие растения – это растения, тело которых не поделено на органы
2.Гаметы – это половые клетки
3. Паразиты - организмы, которые питаются за счет другого организма
(хозяина), не убивая его.
4. Флора – это все растения, произрастающие на Земле.
ІV. Хлоропласты, экология, фотосинтез, неорганические вещества
V 1 – клеточная мембрана
2 – ядро
3- хлоропласты (пластиды)
4 – вакуоли
5- цитоплазма
6 - поры
Вариант 2
І 1А 2Б 3В 4Б 5Г
ІІ 1ВГЕ 2БВД
ІІІ. 1.Высшие растения – это растения, тело которых поделено на органы
2.Гетеротрофы – это организмы, питающиеся готовыми органическими
веществами
3. Однодольные – это растения, в семени которых одна семядоля
4. Бесполое размножение – размножение без участия половых клеток
ІV. Систематика, зигота, минеральные соли, оплодотворение,
V 1- семенная кожура
2- рубчик
3.стебелек
4 – почечка
5 – корешок
6 – семядоля
7 - семявход

1

2

3

4 5 6

7



7



15