Буклет: Буклет артикуляционная гимнастика 
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
«Часики»
          
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«Лошадка»
        
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно, сильно, громко, тянуть подъязычную связку. Челюсть не двигается.
«Чистим зубы»
           
Рот закрыт. Круговым движением языка обвести  между губами и зубами.
«Качели»
     
Рот открыт. Напряженным языком тянуться к верхним и нижним резцам.
Только целенаправленная систематичная работа по развитию артикуляционного аппарата поможет ребенку научиться произносить правильно звуки русского языка. 
                  
ТОГБОУ» Отъясская специальная (коррекционная) школа- интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
        
Подготовила
      учитель-логопед
            Клочнева С.С.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки его губы  и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому может поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Цель артикуляционной гимнастики-выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звуков
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:  
1 Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше  с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
2 Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
3 Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Рекомендации по проведению артикуляционной  гимнастики.
Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого.)
Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
 Артикуляционные упражнения делятся          на статические и динамические.
 Статистические упражнения – это  упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
«Заборчик»
Верхние и нижние зубы обнажены.Губы растянуты в улыбке.
Трубочка»
    
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Чашечка»
           
Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Иголочка»
                    
Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.