Урок окружающего мира Памятники архитектуры Древней Руси

Урок в 4классе «Окружающий мир»
по учебнику Виноградовой В.Ю.
Тип урока: комбинированный.
Тема. Памятники архитектуры Древней Руси. Русская икона. Иконописцы.
Задачи: Обобщить знания учащихся о памятниках древней русской архитектуры.
Познакомить учеников с русской иконной живописью, иконописцами.
Введение понятий: архитектура (зодчество), икона, иконописец.
Формировать элементы исторического мышления, понимание того, что происходило давно, что не относится к современности.
Формировать представления о художественных средствах выражения красоты памятников зодчества и иконописи.
Развивать интерес к историческим фактам, личностям.

Ход урока.
1.Организационный момент.

2. Мотивация и постановка учебной задачи.
Слайд 1. Определи, что ты видишь на слайде.(иконы). А вы знаете, кто их написал. Сегодня на уроке мы рассмотрим разные иконы, познакомимся с их авторами и определим, чем они отличаются друг от друга.

2. Актуализация ранее полученных знаний
Слайд 2. «Дайте название каждому рисунку».
Учитель: Рассмотрите памятники древней русской архитектуры. Дайте название каждому строению, почему вы так решили. Вспомните, что обозначают эти слова?
Работа со словарем.
Храм – здание для богослужения, исповеди.
Дворец – дом владетельной особы.
Палата – жилое здание государя.
Учитель обобщает ответы детей.
Учитель: Кто создал эти творения? Каково их назначение в жизни человека? Подробнее остановимся на этом материале.

Слайд 3. «Памятники архитектуры»
Учитель: Разговор об искусстве этого времени нужно, конечно начать со строительского мастерства - архитектуры или, как говорили раньше - зодчества. После принятия христианской веры на Руси повсюду стали возводить храмы. Каждое княжество гордилось своим собором. Он строился обычно на самом высоком месте, поэтому издалека были видны его позолоченные купола и хорошо слышался колокольный звон.
Учитель: Кто возводил храмы? Как украшались храмы?
Ученики дают свои ответы.
Учитель: Вся эта красота творение рук многих мастеров-зодчих.
Зодчество-искусство строить здания. Давайте заглянем внутрь этих зданий, что мы там увидим?
Слайд 4. «Оформление храмов». Изображения фресок, мозаик, резьбы. ( Даны фрагменты).
Учитель: Рассмотрите данные фрагменты. Назовите способ их выполнения. Дайте определение каждому способу.
Ученики: Ученики, рассмотрев фрагменты, называют тот способ, которым они выполнены, дают определение каждому.
Фреска-это изображение по сырой штукатурке.
Мозаика-это изображение с помощью цветных стекол.
Резьба – это узорная отделка из дерева, камня, металла.
Учитель: Почему храмы так пышно украшались?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Религия играет очень важную роль в жизни народа. Храм- это то место, где человек встречается и соединяется с Богом. Все самое лучшее: книги, ювелирные украшения, художественные произведения мастеров-все соединялось в храмах в единую композицию.

4. Работа над новым материалом.
Слайд 5,6,7. «Русские иконы. Иконописцы».
Учитель: Если ты побываешь в церкви, то обязательно увидишь иконы. ( Появляются изображения икон). Многие люди, верующие в Христа, имеют иконы и в своем доме. Что обозначает слово икона?
Ученики: Икона -это образ, изображение.(работа со словарем)
Учитель: Обычно на иконах изображали лики Христа, Богоматери, Святых. ( Появляются изображения икон). Как появляются в храмах иконы?
Ученики: Их рисуют художники.
Учитель: Художник, который рисует иконы - иконописец.
Самым первым иконописцем на Руси был греческий философ и изограф Феофан Грек. Он приехал на Русь в 1378 году. Икон этого мастера сохранилось очень мало. Это «Богоматерь» - фреска, «Пантократор» - фреска, «Троица» - фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде. ( Появляются изображения со слайда 9, 10, 11. « Феофан Грек»).
В этой части урока можно прослушать сообщение о Феофане Греке, заранее подготовленное учеником по плану:
1.Биографические данные.
2.Особенность художественного стиля.
Учитель: Стиль греческого мастера суров и беспокоен. Его творения открывают нашему взору не покой и умиротворение, а напряженный трепет мысли, процесс молитвы.
Учитель: Ребята, посчитайте, сколько цветов использует мастер в своих работах?
Слайд 12 «Что обозначают цвета на иконе».
Учитель: Оказывается, каждый цвет в иконописи имеет свое значение. Давайте попробуем проверить вашу интуицию и поиграем в цвета. К каждому цвету подберите какое - либо чувство, определение. (Дети подбирают: белый - чистота, святость; красный - подвиг, героизм, поступок; черный - смерть, горе, страдание; синий - радость. Проверяем на СЛАЙДЕ 12).
Учитель: Достойным учеником Феофана Грека был его современник Андрей Рублев. ( Переход на слайд 13).
Слайд 13. «Андрей Рублев».
Учитель: Перед вами иконы «Троица», «Архангел Михаил». Рассмотрите эти иконы. Что на них изображено? Какие преобладают цвета? Чем похожи и чем не похожи эти иконы на иконы Феофана Грека?
В этой части урока также можно заслушать выступление заранее подготовленного ученика. Это выступление должно затронуть и биографические сведения и особенности художественного стиля. Учитель дополняет ответ: А. Рублев расширил цветовую палитру и добавил в нее синий, красный и желтый (золотой) цвет.
Учитель: На примере работ этих мастеров иконописи мы видим сколь велико их отличие, но это не мешает нам удивляться и восхищаться талантом и силой души средневековых художников земли Русской.

5.Работа с учебником.

Слайд 14 «Какими качествами должен обладать мастер - живописец».

Самостоятельное чтение статьи на странице 78-79.
Учитель: Какими качествами должен был обладать мастер-иконописец? Расшифруйте этот старинный текст: «Подобает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднословну, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы»

6.Подведение итогов.
Слайд 15.Кроссворд:
1.Как называется картина, выполненная из цветных стекол?
2.Изображение лика святого или Христа или Богоматери?
3.Как называется картина написанная по сырой штукатурке?
4.Знаменитая картина А. Рублева?
5.Как называется искусство строить возводить здания?















Ответы: по горизонтали: мозаика, икона, фреска, троица. По вертикали: зодчество.
15