Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира 5 класс

Игра: «Путешествие по страницам истории древнего мира» 5 класс.
Уважаемые команды и болельщики приветствуем Вас на нашей увлекательной игре.
Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.
Задачи мероприятия:
В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
Активизировать познавательный интерес к исторической науке.
I тур. Знакомство.(участвуют 6 команд)
Приветствие команд (название, визитная карточка).
Оценивается по системе от 1 до 5 баллов.
II тур. “Блиц-опрос” (репродуктивные вопросы).
Каждая команда выбирает по жребию название страны по которой будут задаваться вопросы.
Каждый правильный ответ 1 балл.

Египет:

1.Первая столица объединенного Египта? (Мемфис)
2.Повелитель Египта, его правитель? (Фараон)
3.Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, который собирал налоги. (Писец)
4.Знатные, знаменитые люди, советники фараона. (Вельможи)
5.Самый главный бог Древнего Египта, чьим сыном считался фараон.
(Амон – Ра)
6.Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых. (Осирис)
7.Бог земли в Древнем Египте. (Геб)
8.Необычные существа с туловищем льва и головой человека – охранники пирамид. (Сфинксы)





Греция:

1.Греческий город – государство с прилегающими к нему территориями. (Полис)
2.Простой народ в Греции. (Демос)
3.Избранные 9 правителей в Афинах. (Архонты)
4.Богиня охоты в Греции. (Артемида)
5.Герой поэмы Гомера, придумавший хитрость с троянским конем. (Одиссей)
6.Место жительства греческих богов. (Гора Олимп)
7.Бог – вестник греческих богов, покровитель торговли. (Гермес)
8. Поэма Гомера о Троянской войне. (“Илиада”)








Двуречье (Междуречье):

1.Способ письма в Двуречье. (Клинопись)
2.Главный строительный материал в Двуречье. (Глина)
3.Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. (Хаммурапи)
4.Как звали богиню плодородия и любви в Древнем Двуречье? (Иштар)
5. Как звали бога Солнца в Древнем Двуречье? (Шамаш)
6. Самый крупный город в Двуречье? (Ур)
7.Древний народ, создавший первые государства в Двуречье называется(шумеры)
8. Как называются обязательные правила поведения в обществе, установленные царем Хаммурапи? (Законы)




Индия и Китай:

1.Материал для письма в Китае. (Бамбук)
2.Напиток, пришедший к нам из Китая. (Чай)
3.Группы людей с определенными правами и обязанностями, на которые делилось общество в Индии. (Касты)
4.Непроходимые леса в Индии. (Джунгли)
5. Как называются горы, находящиеся на севере полуострова Индостан, защищающие Индию от холодных северных ветров. (Гималаи)
6.Религия, возникшая в Древней Индии в 6 – 5 вв. до н.э., основателем которой является Сиддхартхе Гаутама. (Буддизм)
7. Китайский мудрец, которого очень почитали китайцы. (Конфуций)
8. Оборонительный вал, построенный китайцами от нападения гуннов, одно из чудес света. (Великая Китайская стена)

Древний Рим:
1.С чьим именем связывают образование Рима? (Ромул и Рем, легенда).  2.С какого года берёт своё начало город Рим? (753 г. до н. э.)  3.Как называется главный орган власти в Римской Республике? (Сенат 300 лет).  4.С кем велись пунические войны? (Карфаген).  5.Сколько пунических войн было? (3).  6.Гладиаторы - ? ( Рабы, сражающиеся на арене перед зрителями).  7.С каким событием связаны 74-71 г. до н. э.? (Восстание Спартака).
8. Назовите имя диктатора, который правил в Риме в I в. н.э.(Гай Юлий Цезарь)

III тур. Конкурс «Мумия» (Физическая разминка) (Участвуют 4 команды)
( 5 баллов – команде победителю, другим – по 2 балла).
команды на скорость делают мумию из туалетной бумаги.









IV тур. «Исторические загадки». (участвуют 3 команды)
1 команда:
Не один год, не один раб  Ее строили за просто так.  Чтобы фараон спокойно  Мог в загробном мире жить. (Пирамида).

Сначала только как с лекарством
Со мной считались иногда.
Теперь ни дня не начинают
Все люди мира без меня.
Я родом вышел из Китая,
Но лучшие мои сорта
Назвали именем соседки,
Так не забыли про меня. (чай)

Когда-то юноша прекрасный
Трех милых женщин
Спор пытался рассудить.
Но это послужило
Лишь началом
Кровавых поединков,
Ссор и битв.
Так что же
Было этому причиной
Через минуту
Нужно вам решить.
(Яблоко)

2 команда:
Не один год, не один раб  Ее строили за просто так.  Чтобы фараон спокойно  Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
Царь в Вавилонии когда-то был  Могущественным, знаменитым слыл.  От рабства подданных он защитил.  Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
Спешат все афиняне спозаранку  Занять места получше,  Чтоб ничего не пропустить,  Что будут все актеры делать  В честь бога Диониса,  И толпу развеселить.  Поспеши быстрее ты назвать  Зрелище, которое есть и сейчас. (Театр)
команда:
Одиссей Посейдона разгневал,  Его сына вином напоил,  В своей пещере усыпил.  Кол на огне он раскалил  И глаз с друзьями ему выбил.  Скажи же ты, как сына звали,  Как великана величали?  (Циклоп Полифем).

Судьба его закинула надолго, далеко,  От сына и жены прекрасной.  Домой он торопился все быстрей,  Царь Аттики, прекрасный (Одиссей)
Как называли власть такую,  Когда народ на должность избирал,  А тот, кого он выбирал, перед людьми отчет держал? (Демократия)
V тур. Конкурс капитанов (на выявление победителя)
Выдаются вопросы и нужно правильно ответить на них, кто ответит правильно тот победитель.
1) Древний римский писатель Тит Ливий в своей книге пишет, что начинает повествование с 821 года «от основания нашего города» (т.е. основания Рима)., родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г. н.э.
        В каком возрасте умер Тит Ливий? (ответ: 59+17=76 лет)

2) Египтяне пели Нилу хвалебные песни. В оной из них сказано: «Если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут». Дайте объяснение этим словам.
(Ответ: Нил был жизнью и источником пропитания для всех египтян. Египет очень жаркая страна. Каждый год в июле начинался разлив Нила. Дождей в Египте почти не бывает. Взрослые и дети резвились в освежающих водах огромной реки. После разлива на полях оставалась не только влага, но и плодородный ил.)

3) Для того, чтобы отразить нашествие персидских войск, афиняне создали флот, состоящий из 200 боевых кораблей. Каждый такой корабль имел парус и три ряда весел, назывался он триерой. Благодаря согласованный действиям  ста восьмидесяти гребцов триера развивали по тем временам скорость – до 18 км. в час. Кто были эти гребцы?
(Ответ: Гребцами на триерах служили афинские бедняки.)
Подведение итогов.