Урок-исследование Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница»

Урок - исследование
Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь или Утопленница»

Цель:1. Проследить развитие двух сюжетных линий в повести; определить как соединились в ней вымысел и реальность; охарактеризовать героев повести, понять замысел автора
2. развивать речь, коммуникативные способности, мышление, внимание
3. воспитывать уважение к мнению другого, любовь к художественному слову
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята! В центре нашего разговора сегодня повесть Н.В.Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Мы перечитаем отрывки из повести, разберемся в характерах главных и второстепенных действующих лиц, проследим, как развивались события этой майской ночи.
Повесть необычная. После знакомства с ней сразу возникает вопрос: все события повести – это реальная жизнь или невероятная выдумка, фантастика? Запишите этот вопрос в тетради : «Жизнь или невероятная выдумка»
Задание: 1 Разделите листок пополам и подберите к слову «жизнь» слова – ассоциации; запишите ассоциативный ряд слов к выражению «невероятная выдумка»
«Жизнь» «Невероятные выдумки»
Реальность фантастика
События сказка
Люди сказочный
Семья волшебный
Дети воображение
Природа нереальный
Радость неправдоподобный
Любовь
Хорошее и плохое
3.В повести Гоголя в жизни реальных героев активно вторгается невероятная выдумка, фантастика. Как вы понимаете слово «фантастика».
Фантастика – 1. Представление, мысли, образы, созданные воображением.
2. нечто несуществующее, нереальное, несбыточное
- Работа с материалом повести.
- Вспомните героев и попытайтесь развести в разные колонки тех, кто живет реальной жизнью и тех, кто живет в фантастическом мире невероятной выдумки, легенды.
Реальная жизнь фантастическая
Левко панночка – утопленница
Ганна мачеха
Голова Сотник
Каленик
Своячница
Писарь
Парубки
- Кто из героев и каким образом соприкасается с нереальным, фантастическим миром?
(Левко и Ганна. Левко помогает панночке – утопленнице найти мачеху – ведьму. Панночка с помощью записки помогает Левко и Ганне пожениться, сыграть свадьбу.)
- Почему именно Левко и Ганна? Чтобы разобраться в замысле автора, глубже разберемся в характерах главных героев. Поработаем индивидуально, а затем в группах с такой таблицей

Герой


Ганна
Левко
Голова
Своячница

Какой это герой?





Что делал и о чем говорил в эту ночь?





Как говорил?





Общая характеристика речи



Каждая группа получает задание подобрать материал:
1 – Ганна
2 – Левко
3 - Голова
4.- Своячница
- Подумайте, как вы представляете своего героя, что будете о нем рассказывать. Другие группы должны отметить, что было удачно в выступлении и заполнить свои таблицы
Идет представление своего героя:
Инсценирование;
Словесный портрет (рисунок)
Чтение записи в таблице;
Фрагмент из фильма

-А теперь посмотрите, как выглядит ваш герой у режиссера РОМА.
- Молодцы» Все группы справились со своим заданием. Теперь мы знаем все о наших героях, но скажите, вместо какого героя вы бы хотели прожить, пережить события этой майской ночи?
- А как можно назвать их одним словом?
( романтическая, полная любви, поэзии, удачи, интереса к народным легендам, к природе)
-Да, они живут полной, интересной жизнью. А какая жизнь у других героев, «отцов»; старшего поколения? ( власть над детьми, пьянки, скучная, безделье)
-Хорошо, а кто по- вашему, одержит «вверх», остается победителем? И почему? ( дети )
-Как же они смогли победить, если власть, сила на стороне « отцов»? Как они смогли стать такими прекрасными, если их «отцы « не являются примером для подражания, образцом?
( детям помогают фантастические герои. В жизни « отцы « властвуют над ними, не признают их права, не помогают им, лишают осуществлению их счастья)
- Верно, Н.В.Гоголь не видел в реальной жизни тех сил, которые утверждают красоту, гармонию, добро, справедливость. Ему пришлось прибегнуть к фантастике, чтобы лучшие чувства и помыслы одержали реальную победу.

Рефлексия:
Понравился ли вам урок?
Достигли мы поставленной цели?
Чему научились?
Оцените работу каждого в группе.
Спасибо за урок!
Д/З: написать мини –сочинение: « Кто из героев понравился больше всего и почему» или « Жизнь или невероятная выдумка»

































Заголовок 17ђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415