Урок литературы в 9 классе на тему: Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ П.В. КИРЕЕВСКОГО»
ОРЛОВСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
302501, Российская Федерация, Орловская область, Орловский район,
п. Биофабрика, ул. Киреевского, д. 17. Телефоны: +7 (4862) 40-94-49, 40-94-99
_____________________________________________________________________________
Урок литературы в 9 классе.
Тема: «Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова».
Цели:
1. Обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова;
2. Завершение темы в итоговых стихотворениях 1841 года «Прощай, немытая Россия» и «Родина»;
3. Обучение анализу стихотворения.
Ход урока:
1. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с лирикой М.Ю. Лермонтова. Россия Родина Эта тема развивалась поэтом на протяжении всего творческого пути: от романтического видения и одновременно горького обличения реального положения в стране и стремления покинуть свою землю до откровенного признания ей в любви, прозвучавшего в лирике поздних лет. В этой двойственности и противоречивости проявляется особенность мировоззрения одного из величайших русских поэтов.
2. Я предлагаю вам вместе со мной проследить, как реализуется тема родины в разные периоды творчества поэта. В ранний период родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение «Я видел тень блаженства»:
...я родину люблю
И больше многих: среди ее полей
Есть место, где я горесть начал знать,
Есть место, где я буду отдыхать.
В другом юношеском стихотворении Лермонтова «Ангел» (1832 год) реальной основой поэтических видений «небесной родины» являются воспоминания поэта о матери. Земной мир, «мир печали и слёз», безоговорочно отступает перед миром небесным:
По небу полуночи ангел летел...
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз...
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Ощущение дисгармонии возникает при чтении стихотворения «Монолог»:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует
Образ идеальной романтической отчизны предстаёт в стихотворении «Отрывок», а в стихотворении «Жалобы турка» уже очевидно отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей».
На противопоставлении основано более позднее стихотворение Лермонтова «Бородино», написанное в 1837 году в честь 25-летия Бородинской битвы. Поэт противопоставил идеализированное прошлое настоящему и устами старого солдата вынес приговор современному Лермонтову поколению: «Богатыри – не вы». Это произведение, прославляющее русское оружие, является реалистическим описанием великой битвы. Поэт открыл новый источник своей веры в Родину в образах простых людей:
Уж постоим мы головою
За родину свою.
Вывод: Борьба за родину для Лермонтова священна (вывод и основные положения лекции фиксируются в тетрадях).
3. Теперь обратимся к итоговым для развития темы родины стихотворениям 1841 года «Прощай, немытая Россия» и «Родина». На доске вы видите опорную схему, по которой можно проследить ту самую противоречивость в отношении поэта к родине. С одной стороны, это презрение к «стране рабов», стране господ», а с другой, – признание в любви.
Завершение темы родины
1841 год
«Прощай, немытая Россия» «Родина»
презрение к «стране рабов, признание в любви
стране господ
1841 год Новое изгнание М.Ю. Лермонтов уезжал на Кавказ в угрюмом настроении. Он чувствовал, что его посылают на верную гибель. Гнев, ярость, презрение владели его рукой, когда он писал знаменитые строки. Итак, перед вами стихотворение «Прощай, немытая Россия». Послушаем аудиозапись в исполнении актёра Малого академического театра России Вячеслава Езепова.
Давайте немного поговорим об этом стихотворении.
- Проанализируйте эпитет «немытая Россия». (Учащиеся подбирают синонимы «грязная», «нечистоплотная», говоря о том, что образ когда-то опоэтизированной родины стал иным, изменился, отталкивает. Основную смысловую и эмоциональную нагрузку несет первая строка «Прощай, немытая Россия». Оскорбительно-дерзкое определение (немытая) официальной России усугубляется и усиливается в следующих строках.)
- Какую черту империи автор отмечает как главную? (Россия – это страна рабов и господ).
- Что, кроме биографической мотивировки, вносит слово «Прощай» в это стихотворение»? (Крепостное рабство, жандармский произвол и жалкая «преданность» ему предстают в поэтической формуле Лермонтова как нечто единое, чему он говорит решительное «Прощай». Биографически мотивированное последним отъездом поэта на Кавказ, это «прощай» (как и восклицание Чацкого: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок...») ощутимо шире своего непосредственного смысла. С ним входит в стихотворение вторая из двух его основных тем – образ личности, страдающей и непримиримой, страстно и бесповоротно порывающей с миром всеобщего рабства).
- Как характеризуется реальность внутреннего мира народа? (Реальность внутреннего мира народа – это рабская преданность своим господам).
- Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой? (Предельный лаконизм, ёмкость, разящая афористичная отточенность каждого слова – поистине «железный стих, облитый горечью и злостью» – сближают стихотворение с жанром эпиграммы).
Вывод: Требовательная любовь к родине оборачивалась горьким обличением ее современного общественного и нравственного состояния в стихотворении «Прощай, немытая Россия...» (1841 год). Это протест Лермонтова против «страны рабов, страны господ», преклонения народа перед «голубыми мундирами». Лирический герой стихотворения предполагает:
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Так возникает образ Кавказа, поэтической родины Лермонтова. Поэта восхищают «ущелья», «южные горы», «степь». Эти образы напоминают ему умершую мать и «пару божественных глаз», и он признается:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
4. Любовь к родине – тема многих произведений М. Лермонтова. Но с особой художественной силой и полнотой она раскрывается в стихотворении «Родина», созданном поэтом в 1841 году за несколько месяцев до трагической гибели. В этом произведении усиливается интерес к народной России. Необъяснимость «странной любви» к родине свидетельствует о новизне самого подхода к теме. Включая привычные для эпохи обоснования чувства родины (военная слава, «полный гордого доверия покой», «темной старины заветные преданья» для Лермонтова являются высокими понятиями), поэт не отрицает, а полемизируя, занижает их значимость в новом мироощущении, которое открывается его лирическому герою. Если в стихотворении «Прощай, немытая Россия...», трогательная любовь поэта к родине оборачивается горьким обличением ее современного состояния, то в «Родине» Лермонтов приближается к народному осмыслению любви к ней. (Звучит аудиозапись стихотворения).
- Скажите, пожалуйста, как в стихотворении поэт выражает свою любовь к родине? (Восхищение родиной подтверждает поэт не только четырёхкратным повтором слова «люблю», но и картинами русской природы, которая является предпосылкой подлинного чувства Лермонтова. Сначала автор рисует образ России с её огромными просторами и величавыми картинами: «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек её, подобные морям», затем постигает ее в трепетных подробностях.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Удивительно точный выбор слова: не белые, а «белеющие», как бы излучающие свет. Именно после Лермонтова символом России стала «чета белеющих берез». «Дымок спаленной жнивы» – это еще одна примета родины, которую любит поэт).
- Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далёкого от романтических образов ранних произведений? (Поэт пытается проникнуть «в тайну довольства народного», тянется душой к крестьянской России, с «отрадой, многим незнакомой», наблюдает за жизнью простых людей).
- Каковы особенности построения стихотворения? Как это отразилось в лексике? (Особенность построения этого стихотворения в том, что взгляд автора устремлен от широкого плана к узкому. В лексике это отразилось следующим образом: тема официальной России предстаёт в традиционных поэтических формулах «слава, купленная кровью», «тёмной старины заветные преданья». О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков»).
- Что нового, опираясь на традиции классической литературы, сказал Лермонтов о своём патриотическом чувстве? («Родина» – это лирическое раздумье о своём отношении к отчизне).
5. Подведение итогов. Домашнее задание.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515