Урок по литературе на тему М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности. (8 класс)


8 «А» класс.
Русская литература
Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности.Тип: применение полученных знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Цель: научить характеризовать Мцыри как романтического героя.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о романтизме, особенностях романтического характера; выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;
развивать навыки аналитической работы с текстом, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь и память учащихся;
воспитать самостоятельность мышления, прививать интерес к произведениям русской литературы.
Оборудование: проектор и интерактивная доска, листы А4, ручки, презентация (тема урока, цель урока, литературоведческие понятия, вопросы беседы, структура синквейна, цифровой диктант и домашнее задание), раздаточные листы с незаполненным кластером.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать, дорогие учителя. Я желаю вам всем здоровья, бодрости и успехов в ваших начинаниях. И нам успешной работы на уроке. Садитесь.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть Мцыри как романтического героя. Для этого должны вспомнить, что такое романтизм и романтический герой. Таким образом, тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности.
Актуализация полученных знаний.
1) Работа с литературоведческими понятиями.
- Для начала выясним, что такое романтизм.
Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств; В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – между личностью и обществом.
Романтическая личность – страстная личность.
- Кто такой романтический герой?
Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром.
Стремление к свободе как одно из проявлений романтического героя. Что такое свобода? Кто как понимает?
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
3. Вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.
4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе.
О своем восприятии слова «свобода» расскажет Айтаков Диас.
2) Прием «Пресс-конференция с героем».
Прежде чем приступим к анализу поэмы, вспомним немного содержание поэмы. Для этого проведем пресс-конференцию с Мцыри.
Каждая группа должна подготовить по одному вопросу, который вы бы хотели задать Мцыри по поэме.
Эвристическая беседа.
Приступаем к основной части нашего урока. Мы должны выявить черты романтической личности в Мцыри и заполнить кластер.
- Скажите, пожалуйста, почему Лермонтов не дает нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре?
Потому что жизнь в монастыре была однообразной и предсказуемой.
- Как Мцыри воспринимал монастырь, где он вырос?
Как тюрьму, место заточения «с кельями душными», чувствовал себя пленником.
Значит, выделяем первую черту романтического героя – неудовлетворенность окружающим миром.Записывайте в первый лепесток кластера.
- Лермонтов еще в начале произведения показывает нам сильную личность, таящуюся в мальчике. Найдите в тексте подтверждение моим словам.
И слаб, и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
- О какой цели, которую он «имел в душе» говорит Мцыри?
Одну лишь пламенную страсть:
Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
- Какую черту романтической личности можем выделить исходя из сказанного?
Вторая черта романтического героя: интерес к сильным чувствам и страстям.Одной из этих сильных страстей является стремление к воле, к свободе. Найдите в тексте цитаты, где Мцыри говорит о воле.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости моей.
Это третья черта романтической личности.
ФизминуткаВправо-влево, вправо-влево,
Вправо-влево, видим смело,
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Будем четко видеть всех.
Обведем глазами круг,
Станем лучше видеть вдруг.
Резво крутим мы глазами,
Без очков мы видим сами!
Нарисую я восьмерку,
Вижу все теперь уж зорко!
Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль,
Близорукость, убегай.
А теперь согрей ладошки,
Отдохни совсем немножко.
Работаем дальше, ребята!
- Как показывает поэт восторг Мцыри от полученной кратковременной свободы?
Через восторженное восприятие Мцыри окружающей природы.
- В каком эпизоде проявляются физические и духовные силы Мцыри, о которых он и не подозревал?
В эпизоде боя с барсом.
- Какую черту романтизма мы можем, исходя из сказанного, выделить?
Четвертая черта романтического героя – победа в схватке с силами природы.- Слова Мцыри:
Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
говорят нам о чем?
Об одиночестве героя.
А это еще одна черта романтического героя – одиночество. Смотрим на заполненный кластер. Прочитай, пожалуйста, _________, что составило кластер.
Черты романтической личности в МцыриИнтерес к сильным чувствам и страстям.Одиночество.Победа в схватке с силами природы.Неудовлетворенность окружающим миром.Стремление к воле
Таким образом, мы доказали, что Мцыри – романтический герой. Молодцы!
Синквейн.
Составим синквейн на тему «Мцыри». Каждая группа представит свой синквейн.
На экране:
Синквейн.
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Словесное рисование.
Цель: развивать наглядно-образное мышление, устную связную речь учащихся.
Так как мы не видели иллюстраций, а в поэме не описания Мцыри, то вам задание: исходя из ваших впечатлений, создайте, пожалуйста, портрет Мцыри, каким вы его себе представляете.
Рефлексия. Цифровой диктант.
Пишете только цифры 1 или 0.
Бой с барсом – центральный эпизод в сюжете.
Да-1, нет-0
В исповеди Мцыри звучит смирение и покаяние.
Да-1, нет-0
Мцыри добился своей цели – увидел родную землю, родственников.
Да-1, нет-0
У кого получилась цифра 100? Молодцы! Значит, вы усвоили материал на сто процентов.
Итоги урока.
Сегодня на уроке мы доказали, что Мцыри – романтический герой, об этом свидетельствуют его одиночество, стремление к вольности и другие черты, которые мы выделили.
Оценки за урок…
Домашнее задание: Выучить наизусть 5 или 8 главу поэмы на выбор. Литература.
Русская литература: Периоды и стили. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – 2-е изд., перераб., доп. Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.
Литература: Методическое руководство. пособие. для учителей 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2004.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я) – Издательство "Азъ", 1992.