Интеллектуальная игра по истории древнего мира на тему Древний Египет


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа г. Иркутска № 40



Интеллектуальная игра «Умники умницы» по истории Древнего мира для 5 класса «Древний Египет»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Автор: Засухина О.В.
Учитель истории и обществознания.
89247044713

Иркутск 2015 г.



Интеллектуальная игра по истории Древнего мира "Умники и умницы" (5-й класс)
На тему: Древний Египет.

Цели:
активизация познавательной деятельности на уроках истории;
развитие интереса к изучаемому предмету;
развитие коммуникативных качеств учащихся.
Оборудование: плакат с надписью названия игры; 35 орденов “мудрой совы”; лавровый венок победителю, три дорожки (красного, жёлтого, зелёного цвета), задания для трёх туров; сертификаты участников; дипломы победителям; списки классов для членов жюри;
Участники: обучающиеся 5–х классов ( 25-30 чел), помощники и ведущие учащиеся 9 –х классов (10 чел.), преподаватели и старшеклассники в качестве членов жюри.
Продолжительность: 45 минут
Метод оценки результативности мероприятия: Ученики за правильные ответы набирают ордена «мудрой совы».
Ход игры
Начальный этап игры.
Учитель истории объявляет о начале интеллектуальной игры, о её целях , о задачах учащихся, о правилах поведения и условиях игры, представляет жюри.
Ведущий приветствует учащихся и проводит 1 тур, в котором учащиеся за каждый правильный ответ получают орден, по наибольшему количеству орденов происходит отбор во второй тур – 10 человек.
Учитель или члены жюри подводят итоги 1 тура и называют 10 человек прошедших во 2 тур.
Ведущий с заранее подготовленными заданиями уводит в другой кабинет участников 2 тура, где они выполняют задание “Алфавит”, там же, вместе с помощниками, подводит итоги 2 тура и передаёт данные членам жюри, которое объявляет о трёх, вышедших в финал.
Учитель, во время 2 отборочного тура, проводит игровую программу с остальными участниками не прошедшими во 2 тур и вручает им сертификаты.
Заключительный этап игры.
Ведущий предлагает победителям выбрать дорожку красного (ошибаться нельзя, но можно ответив правильно на один вопрос стать победителем) , жёлтого (можно при ответе допустить одну ошибку , но путь к победе становится длиннее) и зелёного (можно допустить две ошибки) цветов. Затем читает задания, начиная с зелёной дорожки, заканчивая красной. Выявляется победитель.
Церемония награждения завершает игру, победитель получает лавровый венок и диплом 1 степени, дипломы 2 и 3 степени вручаются вышедшим в финал по количеству очков.


Задания для 1 тура



Имя фараона, совершившего 1500 г. до н.э. самые крупные завоевания /Тутмос/
Эта часть египетского войска стоила очень дорого, поэтому только богатые люди могли служить в ней /колесницы/
В этой стране придумали очень простую систему письма для удобства в записях по торговым делам, но букв для гласных звуков не изобрели /Финикия/
Бог вручил ему каменные доски – скрижали, где были записаны заповеди. Назовите имя этого человека. /Моисей/
Они в покорённых землях разрушали храмы, уводили в плен целые народы, применяли жестокие пытки, название их столицы в переводе означало “город крови” /ассирийцы/
Эта библиотека не только не сгорела в огне, а стала ещё прочнее, кому она принадлежала? Назовите имя. /Ашшурбанапал-ассирийский царь/
Этот бог сотворил людей из разных частей своего тела, имя бога / Брахма/
“Высшая добродетель– уважение к старшим” говорил /Конфуций/
Его называли “царь царей” /Дарий – персидский царь/
Строитель лабиринта на Крите /Дедал/
Автор мифов о Троянской войне /Гомер/
Брат Зевса, владыка в царстве мёртвых /Аид/
Самостоятельный город– государство по– гречески /полис/
Область Средней Греции, там находились Афины / Аттика/
По названию этой области Греции появилась особая речь, какая /лаконичная
Он создал в Афинах законы, о которых говорили, что они писаны не чернилами, а кровью, имя / Дракон– архонт/
Высший орган для решения особо важных дел в Афинах /Народное собрание/
Переведите с греческого слово “демократия” / власть народа/
Этот греческий правитель запретил отдавать людей в рабство за долги /Солон/
Военачальник по– гречески /стратег/
Во время Олимпийских игр здесь устраивали гонки на лошадях /ипподром/
Построение в армии греков плотными, сомкнутыми рядами / фаланга/
В 480г. до н.э. произошло морское сражение между греками и персами, как оно называлось / Саламинское /
Переведите слово “ареопаг” /Совет старейшин/
Что в древней Греции называли “драхма” /серебряная монета 4,36 г./
Кого называли илотами /чужеземцев в Спарте/
Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции / раз в четыре года/
Задания 2 тура
“А Л Ф А В И Т” – все ответы начинаются с определённой буквы алфавита
А – древнегреческий правитель .
Б – полуостров на котором находилась Др.Греция ..
В – город Двуречья ..
Г – место захоронения вельможи ..
Д – короткое копьё
Е – река в Двуречье
Ж – металл для оружия ассирийского войска ..
З – большинство народа, созданное из бёдер бога Брахмы
И – письменность египтян..
К – на них делилось общество в Индии .
Л – древнейшее орудие охоты
М – богиня правды в Древнем Египте
Н – писцы собирали
О – бог царства мёртвых у египян
П – бог морей в греческой религии ..
Р – одно из древнейших занятий человека ..
С – низшее божество греческой религии
Т – легкое греческое судно с тремя рядами вёсел.
У – город Двуречья ..
Ф – в переводе “красноватые”
Х – создатель древних законов
Ц – правитель Китая.
Ч – древнейший напиток.
Ш – колодец у египтян.
Э – так называли себя греки..
Ю – царь этой части Египта носил белую корону.
Я – древняя земледельческая культура..
Ответы: архонт, Балканский, Вавилон, гробница, дротик, Евфрат, железо, земледельцы, иероглифы, касты, лук, Маат, налоги, Осирис, Посейдон, ремесло, сатир, триера, Ур или Урук, финикийцы, Хаммурапи, Цинь, чай, шадуф, эллины, Южной, ячмень.

Розыгрыш дорожек.
Красная дорожка (ошибаться нельзя!).
Жёлтая дорожка (можно ошибиться один раз).
Зелёная дорожка (можно ошибиться два раза)
А. Вопросы:
1.Установить соответствие между жителями Др.Египта и его описанием.
Египтянин
А. фараон
Б. писец
В. Простой египтянин
Описание:
на коленях у него лежат листки для записи, вруке тростинка для письма
дом его построен из глины, покрыт крышей из пальмовых листьев
на голове его двойная корона, все трепещут перд ним и преклоняются

Б. Установите соответствие между жителями Др.Египта и его описанием.
Египтянин.
А)Царь южного Египта
Б.Земледелец
В.Писец
Описание.
его труд кормит не только его семью. Но и писцов, фараона, стражников,
строгий и надменный, он надзирает за работами, следит за уплатой налогов.
Увенчанный белой короной,, он властвует над страной.

Установите соответствие между именами, названиями и их значениями
Имена
Названия:
А) синухет
Б)Тутмос 3
В)Мегиддо
Значение:
1.фараон, при которм Египет осуществил самые крупные завоевания
2.город в Палестине, завоеванный египтянами
3)египетский вельможа, жизнь которого стала сюжетом повести

Задания для 3 тура
Красная дорожка (ошибаться нельзя!).
К какой касте принадлежали цари в Древней Индии?
Жёлтая дорожка (можно ошибиться один раз).
А). Вряд ли разумно надеть два головных убора на одну голову. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кем он был? Чем было вызвано это странное желание?  Б). От кого защищала Северный Китай Великая Китайская стена? От ассирийцев, от гуннов, от филистимлян
Зелёная дорожка (можно ошибиться два раза)
А). В древнем Египте страну мёртвых называли Аментис , что это означает в переводе?  Б). Сколько букв было в древнегреческом алфавите?  В). Каким способом необходимо давить виноград для вина, чтобы не испортить его вкус? Ногами или прессом, почему?
Агонист, первым прошедший свою дорожку, объявляется победителем. Все участники финала объявляются «умниками» и «умницами». Получают дипломы 2 и 3 степени.



Источники и ссылки

Древний мир Средневековье. Большая серия знаний
Мир книги. Москва., 2003 г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://u-services.ru/wp-content/uploads/2014/03/Bastet2.gif
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]