Контрольная работа 5 класс Древняя Греция и Рим
*Спецификация
итоговой работы за 2 полугодие для обучающихся 5 класса по истории
Назначение КИМ - оценить уровень подготовки обучающихся по истории с целью выявления положительной динамики в достижении планируемых результатов по предмету.
Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Подходы к формированию мониторинга по истории для обучающихся 5 класса определялись в соответствии со спецификой предмета и нормативными документами:
Программы по истории для общеобразовательных учреждений (5-9 кл.)
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по истории. (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Структура КИМ
Проверочная работа истории состоит из трех частей.
Часть А № 1-14 содержит задания базового уровня с выбором одного ответа
Часть В № 15-18 содержит разные виды заданий повышенного уровня в виде открытого краткого ответ и дается в виде сочетания цифр, слова(слов),дат.
Часть С №19 содержит задания повышенного уровня требующего осмысленного чтения и открытого развернутого ответа на поставленные вопросы
Распределение заданий по уровням сложности – КИМ охватывает содержание курса истории Древнего мира 5 класса, проверяются понятийный аппарат, хронологические навыки, умение выделять признаки и особенности, умение соотносить дату с событием. Определять изученные исторические факты по различным признакам, работать с документом, находить главное, отвечать на прямые вопросы к тексту.
задания
уровень
Количество заданий по уровням сложности
№ 1-14
Базовый
14
№ 15-18
повышенный
3
№ 19
высокий
1
Задания, которые соответствуют базовому уровню, составляют 70%; Задания повышенного уровня составляют 30%.
2.Система оценивания отдельных заданий и всей работы в целом. Проверочные работы состоят из 19 заданий по сгруппированным темам:
Название темы
главы
Древняя Греция
7-10
Древний Рим
11-15
Группы заданий
Виды проверяемых умений
Уровень сложности
Номер задания
Критерии оценивания
Баллы
Всего- сумма баллов мах. 26
Часть А № 1-14
Знание дат, фактов, понятий, терминов, характерных признаков ист.явлений, причин и следствий событий
Б
1-14
1балл
Мах.-14 баллов
Часть В № 15-18
Классифицировать и систематизировать факты, определять изученные исторические факты, понятия по различным признакам
П
15-18
2-нет ошибок
1- 1ошибка
0-2 ошибки
Мах.- 8 баллов
Часть С №19
Анализ исторического источника, анализ исторической ситуации
В
19
1вопрос-1балл,
неправ.ответ-0;
2воп.-3 балла
указана форма правления, три доказательства;
2балл, если указана форма правления и два доказательства;
1балл, если указана форма правления и одно доказательство
Мах.-4 баллов
80-100% от максимальной суммы баллов – высокий уровень (В)
60-80% – повышенный уровень (П)
40-60% – базовый уровень (Б)
0–40% – низкий уровень (Н)
баллов- «5»
20-16баллов- «4»
15-12баллов- «3
11 и менее - «2»
1.Время выполнения варианта КИМ
Время выполнения проверочной работы по истории - 40-45 минут
2.План варианта КИМ (прилагается).
3.Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование при проведении мониторинга по истории не используются.
4.Условия проведения (требования к специалистам).
Мониторинг по истории проводится учителем истории.
5.Рекомендации по подготовке к работе.
При подготовке к итоговой работе на уроках необходимо проводить хронологическую разминку, повторять исторические понятия, в начале урока проводить десяти минутные проверочные работы с подобными заданиями, 4 задания на выбор ответа, одно повышенного уровня, например на установление соответствия между историческими событиями, явлениями и личностями. Работу по контролю усвоения исторических терминов начинаем сразу же после знакомства с ними. Таким образом, общие рекомендации по подготовке к проверочной работе заключаются в том, чтобы дети были к ней готовы и имели о ней представление.
КИМ
Итоговая работа за 2 полугодие для обучающихся 5 класса по истории
«Древняя Греция и Древний Рим»
При выполнении заданий 1-14 выбери номер верного ответа.
Вариант 1.
Часть А.
1. Среднюю Грецию с Южной Грецией соединяет:
а) Фермопильский проход б) Коринфский перешеек
в) Коринфский залив г) Пролив Геллеспонт
2. Архонт, заложивший основы демократии в Афинах:
а) Перикл б) Солон в) Фемистокл г) Драконт
3. Персидский царь, который возглавил второй поход против Греции в 480 г. до н.э.:
а) Ксеркс б) Дарий I в) Кир Великий г) Дарий III
4. Где находится Спарта?
а) на севере Балканского полуострова б) в Аттике
в) в Лаконии г) на острове Фарос
5. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции
б) город в Древней Греции
в) название органа управления городом
6. Высшее должностное лицо в Афинах:
а) первый стратег; б) архонт; в) царь г)император
7. Какая страна не вошла в состав державы А.Македонского:
а) Греция; б) Персия; в) Египет; г) Индия
8.Город Рим был назван в честь первого царя:
а) Рема б)Ромула в)Рамзеса г)Рамы.
9.Государство римлян после изгнания последнего царя Тарквиния Гордого вместе с семьей стало называться:
а) империей б)царством в)республикой г)диктатурой д)монархией.
10. К концу 2-го века до н.э. римляне установили свою власть:
а) в Западном Средиземноморье б)во всем Средиземноморье
в) в Египте г)на территории Персидской державы
11. Октавиан Август был пожизненным:
а) народным трибуном б)консулом в)диктатором г)сенатором д)царем
12.К любимым зрелищам римлян относились:
а) гладиаторские бои б)театральные представления
в)Олимпийские игры г)конные состязания
13. Во времена правления императора Нерона:
а) начались гонения на христиан б)прекратились казни по ложным доносам;
в) был осужден писатель Петроний по ложному доносу
г)уменьшилось количество злоупотреблений наместников в провинциях
14.Падение Западной Римской империи было вызвано:
а) делением империи на Восточную и Западную;
б) непрочностью императорской власти;
г) развитием торговли и мореплавания;
д) ростом территории империи.
Часть В.
Задания 15- 18 требуют ответа в виде последовательности цифр, букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе.
15. Расположите события в хронологической последовательности. Укажите ответ в виде последовательности выбранных букв.
А) Смерть Александра Македонского
Б) Марафонская битва
В) Битва при Гавгамелах
Г) Троянская война
16. Установите соответствие между термином и определением:
А) Ареопаг 1) власть лучших
Б) Агора 2) возвышенное, укрепленное место
В) Аристократия 3) район гончарных мастерских
Г) Акрополь 4) совет знати
Д) Керамик 5) главная площадь
А
Б
В
Г
Д
17. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:
а) Ганнибал; 1) полководец, победивший римлян в битве при Каннах;
б) Тиберий Гракх; 2) полководец, разбивший римлян в битве близ города Зама;
в) Спартак; 3) предводитель восставших рабов в Италии;
г)Константин 4) император, разрешивший деятельность христиан на территории империи;
5)народный трибун, добившийся продажи зерна из государственных амбаров;
А
Б
В
Г
18.Какие два из перечисленных ниже понятий являются названием основных должностей в Римском государстве? Напишите цифры, соответствующие верным ответам.
1)плебей 2)патриций 3)народный трибун 4) сенатор 5)легионер
Часть С.
19. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Мало того, что он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвышенное место в театре, - он допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвенники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов, жреца, название месяца по его имени, и все эти почести он получал и раздавал по собственному произволу.<>
Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочетнейшие постановления, он принял
·перед храмом Венеры-Прародительницы сидя<> Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен переселиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям<>Это и заставило заговорщиков ускорить задуманные действия<> В заговоре против него участвовали более шестидесяти человек; во главе его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.
1.Укажите имя государственного деятеля, о котором идёт речь в тексте.
2.Какая форма правления установилась в Риме с приходом к власти этого государственного деятеля? Приведете не менее трёх доказательств, подтверждающих ваш ответ.
КИМ
Итоговая работа за 2 полугодие для обучающихся 5 класса по истории
«Древняя Греция и Древний Рим»
При выполнении заданий 1-10 выбери номер верного ответа.
Вариант 2.
Часть А.
1.Где находится Греция?
а) в южной части Балканского полуострова
б) в западной части Азии
в) в Восточной части Африки
г)в западной части Апениннского полуострова
2. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны? а) рабов б) оливковое масло в) хлеб г)зерно
3. Автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?
а) Гомер б) Гесиод в) Эсхил г)Геродот
4. Чудовище с головой быка и телом человека, обитавшее в критском Лабиринте?
а) Цербер б) Минотавр в) Горгона Медуза г)сатир
5. Агора, Керамик, Акрополь – это:
а) знаменитые памятники в Афинах б) это районы Афин
в) это памятники в Спарте г)это районы в Мессении
6.Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в нем?
а) рабы б) граждане Афин в) купцы-переселенцы г)знать
7. Найдите лишнее. Солон многое изменил в управлении Афинами:
а) заложил основы демократии б) ввел новый порядок избрания судей
в) ликвидировал должность архонта г) создал Народное собрание
8. Что произошло в 490 г. до н.э.?
а) Марафонская битва; б) взятие греками Трои;
в) распад державы А.Македонского г) осада города Тира
9. Кто из ниже перечисленных исторических личностей были современниками?
а) Аристотель и Филипп II б) Гомер и Фидий
в) Дарий I и Александр Македонский г) Перикл и Солон
10.В Италии, как и в Греции:
а)теплый климат б)обширные пастбища
в)высокие, обрывистые горы г) полноводные, судоходные реки
11.В Римской республике командование войсками возлагалось на :
а)сенат б)императора в)консулов г)народных трибунов
12. В честь военных побед полководцев в Риме возводились:
а)термы б) храмы в)колонны г) триумфальные арки;
13. В первые века нашей эры христианство привлекало бедняков и рабов тем, что:
а)было распространено по всему миру б)пользовалось поддержкой римских императоров
в)призывало подняться бедняков на восстание г)обещало Царство Божие для тех, кто страдали
был унижен
14.Причина принятие земельного закона братьев Гракхов:
А)усиление власти сената б)вторжение войск Ганнибала
в)разорение земледельцев Италии г)уменьшение числа рабов
Часть В.
Задания 15- требуют ответа в виде последовательности цифр, букв или слова (словосочетания), которые следует записать в ответе.
15. Установите соответствие между исторической личностью и его деятельностью:
А) Аристотель 1) участник Фермопильского сражения
Б) Филипп II 2) царь Персии
В) Дарий III 3) ученый, воспитатель Александра Македонского
Г) царь Леонид 4) царь Македони
16. Приведите в соответствие:
Понятие
Определение
а) триеры
1.глиняные сосуды с двумя ручками для хранения вина и масла
б) архонты
2.греческие боевые корабли
в) амфоры
3.государственные рабы в Спарте
г) илоты
4.выборные правители в Афинах во времена Солона
А
Б
В
Г
17. Соотнесите имена исторических личностей с их деятельностью:
а) Сципион 1) предводитель римлян германец по происхождению, разгромивший готов;
б) Гай Гракх 2) римский полководец, получивший прозвище Африканский за победу над
в) Стилихон Карфагеном
г) Аларих 3) народный трибун, добившийся принятия закона о переделе земли
4) предводитель восставших рабов в Италии;
5) вождь готов, разграбивших Рим в течение 3 дней;
6)богач, помогавший поэтам, артистам и художникам;
7)римский император, увеличивший владения римлян в Галлии.
А
Б
В
Г
18.Расположите в правильной последовательности следующие события. Укажите ответ в виде последовательности выбранных букв.
А)битва при Каннах Б)восстание Спартака
В)Возникновение города Рима Г) перенесение столицы Римского государства в Константинополь
Часть С.
С19. Прочтите отрывок из сочинения римского историка Светония и ответьте на вопросы. Используйте в ответах информацию источника, а также знания из курса истории.
Мало того, что он принимал почести сверх всякой меры: бессменное консульство, пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора, прозвание отца отечества, статую среди царских статуй, возвышенное место в театре, - он допустил в свою честь постановления, превосходящие человеческий предел: золотое кресло в сенате и суде, священную колесницу и носилки при цирковых процессиях, храмы, жертвенники, изваяния рядом с богами, место за угощением для богов, жреца, название месяца по его имени, и все эти почести он получал и раздавал по собственному произволу.<>
Но величайшую, смертельную ненависть навлек он на себя вот каким поступком. Сенаторов, явившихся в полном составе поднести ему многие высокопочетнейшие постановления, он принял перед храмом Венеры-Прародительницы сидя<> Более того, все чаще ходили слухи, будто он намерен переселиться в Александрию или в Илион и перевести туда все государственные средства, обескровив Италию воинскими наборами, а управление Римом поручив друзьям<>Это и заставило заговорщиков ускорить задуманные действия<> В заговоре против него участвовали более шестидесяти человек; во главе его стояли Гай Кассий, Марк Брут и Децим Брут.
1.Укажите имя государственного деятеля, о котором идёт речь в тексте.
2.Какая форма правления установилась в Риме с приходом к власти этого государственного деятеля? Приведете не менее трёх доказательств, подтверждающих ваш ответ.
Ответы варианты1 и 2. «Древняя Греция и Древний Рим»
Вариант
№
ответы
Вариант2
№
ответы
баллы
1
А Фермопильский проход
1
А южной части Балканского полуострова
1
2
Б Солон
2
Б оливковое масло
1
3
А Ксеркс
3
А Гомер
1
4
В Лакония
4
Б Минотавр
1
5
А Город-государство
5
Б это районы Афин
1
6
А стратег
6
В купцы-переселенцы
1
7
Г Индия
7
В ликвидировал должность архонта
1
8
Б Ромул
8
А Марафонская битва
1
9
В республика
9
А Аристотель и Филипп
1
10
Б во всем Средиземноморье
10
А теплый климат
1
11
А народный трибун
11
В консулы
1
12
А гладиаторские бои
12
Г триумфальные арки
1
13
А гонения на христиан
13
Г обещало Царство Божие для тех, кто страдали и был унижен
1
14
Б непрочностью императорской власти
14
В разорение земледельцев Италии
1
15
Г
Б
В
А
1200 г. до н.э.
490г. до н.э.
331г. до н.э.
323г. до н.э.
15
а
б
в
г
3
4
2
1
2балла-нет ошибок;
1балл-1ошибка
16
а
б
в
г
д
16
а
б
в
г
2
4
1
3
2балла-нет ошибок;
1балл-1ошибка
4
5
1
2
3
17
а
б
в
г
1
5
3
4
17
а
б
в
г
2
3
1
5
2балла-нет ошибок;
1балл-1ошибка
18
3,4
18
в
а
б
г
2балла-нет ошибок;
1балл-1ошибка
19
1)Гай Юлий Цезарь
2)диктатура
3)-бессменное консульство;
-пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора;
-он допустил в свою честь постановления: золотое кресло в сенате и суде
19
1)Гай Юлий Цезарь
2)диктатура
3)-бессменное консульство;
-пожизненную диктатуру, попечение о нравах, затем имя императора;
-он допустил в свою честь постановления: золотое кресло в сенате и суде
1вопрос-1балл,
неправ.ответ-0;
2воп.-3 балла
указана форма правления, три доказательства;
2балл, если указана форма правления и два доказательства;
1балл, если указана форма правления и одно доказательство
15