Графико-символический анализ романа М. Булгакова Мастер и Маргарита


Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)«Я хотел служить народу…» М. А. Булгаков и революция Способ противостоять революционной бесовщине писатель видел в «упорном изображении русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». При этом писатель, по мысли М. А. Булгакова, должен «стать бесстрастно над красными и белыми». М.А. Булгаков, убежденный монархист, оказался между двух огней, будучи врачом, вынужден был служить не только красным, но и белым, при этом в своем творчестве сумел подняться над белыми и красными, оставаясь Человеком. Он считал, что есть высший Судия над всем происходящим, а задача художника - отразить объективность правды жизни. Ты пил вино, ты как никто шутил И в душных стенах задыхался…(Анна Ахматова)Его творческая натура требовала все новых и новых проявлений.(В. Виленкин – театровед, историк) И люди политики, и люди литературы знают, что он не обременивший себя ни в творчестве, ни в жизни политической ложью, что путь его был искренен, ограничен, а если в начале своего пути он не все видел так, как оно было на самом деле, то в этом нет ничего удивительного: хуже было бы, если бы он фальшивил. (А. А. Фадеев) «Мастер и Маргарита»По Б. В. Соколову в«Энциклопедии Булгаковской» три редакции:Первая, к которой отнесено все написание Булгаковым до момента уничтожения рукописи в 1930г.Вторая, которая складывается к осени 1936г. и опубликована под названием «Великий канцлер»Третья, которая начата во второй половине 1936 или 1937г. и завершена в 1938г. словом «конец» «Мастер и Маргарита» - это плод отчаянья и выход из отчаянья сильного человека. Это философский итог жизни и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности. Как в поэме великого итальянца (Данте), здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная завышенность требований к художнику, то есть к самому себе. Вероятно, так и должно быть»(Фазиль Искандер. Уроки мужества. 1988) Дантовская концепция «Мастера и Маргариты? Ты должен быть гордым, как знамя, Ты должен быть острым, как меч Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь. (Валерий Брюсов) Система образов
«Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады и моры и землетрясения по местам... Тогда будут предавать вас на мучениях и убивать вас... И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; И многие лжепророки восстанут и прельстят многих...» (Евангелие от Матфея, гл. 24, п. 6—12) И все сбылось: восстал народ на народ, братья на братьев, «глад», разруха, гонения на церковь, умножение беззакония, торжество лжепророков от марксизма, прельщение идеями «свободы, равенства, братства», нашедшими отражение в творчестве самых талантливых, самых избранных. И трагичен финал этих избранных. Революция «напылила кругом, накоптила и пропала под дьявольский свист».

Графико-символический по композиция романа Москва 30-е гг.Ершалаим I век до н.э. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Встреча с неизвестнымиМиссия Главы 1, 3, 4, 5, 6. Спор и погоня за четырьмя неизвестными, что привело Ивана Бездомного в клинику Старвинского.Словарная работа:опорные слова: Аннушка, подсолнечное масло, на Патриарших прудах, жаркая погода, Берлиоз, Бездомный;ключевые слова: антирелигиозная поэма, неизвестные, спор, погоня, седьмое доказательство; знаковое слово: судьба. Глава 2.Иешуа Га-Ноцри на допросе у Поинтия Пилата (Черный квадрат).Словарная работа: опорные слова: подвесил, волосок, игемон;ключевые слова: храм старой веры, храм истины, справедливость, Понтий Пилат, Иешуа;знаковое слово: истина. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Испытания Казнь Главы 7, 8, 9, 10, 11.Нехорошая квартира (серый квадрат), раздвоение личности Ивана Бездомного (прямая, раздвоенная на конце).Словарная работа: опорные слова: Грибоедов, шизофрения, поединок, шутки Коровьева, вести;ключевые слова: нехорошая квартира, похождения;знаковое слово: похоть.Глава 16.Распятие Иешуа Га-Ноцри (Иисуса Христа).Словарная работа: опорные слова: Лысая гора, Левий Матвей;ключевое слово: казнь;знаковое слово: смерть. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}«Люди как люди…» Ответственность Главы 12, 13, 14, 15, 17, 18.Театр варьете (серый квадрат) с вытекающей из него черной магии, явление Мастера (кривая стрелка).Словарная работа: опорные слова: Варьете, гость;ключевое слова: разоблачение, явление, черная магия, сон; знаковое слово: вожделение.Глава 25.Прокуратор (буква «П») пытается спасти Иуду из Кириафа. Словарная работа: опорные слова: Тьма, ураган; ключевые слова: проклятые деньги, прокуратор, Иуда из Кириафа;знаковое слово: предательство. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Самопожертвование ПогребениеГлавы 19, 20, 21, 22.Маргарита (прямая стрелка), жертвуя собой, идет по пути черной магии (сомнительная кривая дорога).Словарная работа: опорные слова: похоронная процессия, крем Азазелло, ужин «при свечах»;ключевые слова: необычный сон, полет; знаковое слово: вера, надежда.Глава 26.Погребение Иешуа Га-Ноцри, прощание с ним прокуратора.Словарная работа: опорные слова: Маслиничное имение, измена, дворец Каифы, нож, сон, прозрачный кристалл; ключевые слова: философ-бродяга, похороны, помянут, человечество; знаковое слово: порок. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Предназначение Главы 23, 24, 27, 28.Бал у Сатаны (Серое пятно), извлечение Мастера (кривая стрелка), воссоединение его с Маргаритой (прямая стрелка).Словарная работа:опорные слова: бал, сатана, ужин, конец квартиры №50;ключевые слова: последние похождения, рукописи, извлечение Мастера;знаковое слово: любовь. {3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}Каждому по его вере… Главы 29, 30, 31, 32.Круг символизирует прощение, приют Понтия Пилата, судьбу Мастера и Маргариты.Словарная работа: опорные слова: гроза, беседа, отравление, клиника Стравинского, Воробьевы горы;ключевые слова: судьба, дорога, прощание, вечный приют; знаковые слова: счастье.