Конспект урока по литературе на тему Н.В. Гоголь. — писатель-сатирик. Комедия Ревизор
Тема: Н.В. ГОГОЛЬ – ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК. КОМЕДИЯ «РЕВИЗОР»
Цели:
образовательная:
сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;
подготовить учащихся к восприятию нового произведения;
создать установку на правильное понимание текста, пробудить интерес к новому жанру - комедия;
воспитательная:
формировать у школьников любовь к литературному слову;
развивающая:
продолжить работу над совершенствованием навыков выразительного чтения и устной речи учащихся.
Тип урока: вступительное занятие (подготовка к восприятию)
Методы и приёмы: работа со статьёй учебника, беседа, литературная игра, работа с портретом;
Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.П.Платонова, словарь С.И.Ожегова.
Ход урока
I. Организационный момент
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.
- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнемся, друг другу и тихо сядем.
II. Вступительное слово учителя
- Сегодня на уроке мы рассмотрим такую тему.
- Прочтите на доске (Писатель-сатирик. Жизненная основа комедия.).
- Понятна ли вам, дети, тема урока? (Нет).
- А почему?
(На доске не указаны конкретные названия, что за писатель-сатирик, какая комедия).
- А узнать все тайны поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".
- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей.
М.В. Ломоносов
А.С. Пушкин
Н.В. Гоголь
А.П. Платонов
- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин стихи, повести, А.П.Платонов рассказы).
- А о какой комедии идёт речь, подумайте.
- Итак, тема урока "Н.В.Гоголь - писатель-сатирик. Жизненная основа комедии "Ревизор".
- Запишите тему урока себе в тетрадь
III Разговор у портрета
- Давайте поработаем над портретом Н.В.Гоголя, который перед вами в учебнике.
- Что в данном портрете привлекло ваше внимание?
(Меня удивил выразительный взгляд сатирика). (Мне понравилось причёска, к тому же она очень необычна).
- О каких чертах характера Н.В.Гоголя можно судить, глядя на портрет?
(Я думаю, что Н.В.Гоголь был добрым человеком, об этом свидетельствуют глаза).
(А я думаю, что Гоголь был умным, об этом свидетельствует широкий лоб).
- Что можно сказать про одежду сатирика?
(Одет элегантно, на шее - шарф, это соответствует эпохе первой половины 19 века)
IV. Работа со статьей учебника
- Что вам уже известно о жизни и творчестве сатирика из ранее изученного?
(Мне известно, что Н.В.Гоголь родился в местечке Большие Сорочины).
(А я читал о том, что в 1818 году поступил в Полтавское уездное училище, потом в Нежинскую гимназию).
(Я знаю, что в 30-е годы писатель знакомится с А.С. Пушкиным)
- А сегодня мы должны познакомиться со статьями учебника " Великий сатирик о себе", "Гоголь о театре".
- Перед тем, как начать читать, посмотрите на доску. Здесь даны вопросы, на которые вы должны ответить после прочтения.
-Прочтите, пожалуйста, вопросы на доске.
(1. О какой карьере мечтал Гоголь в юности?
2. Какая черта характера, какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?
3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?
4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?
5. Какова роль театра, по мысли сатирика?)
- Теперь будем читать текст "по цепочке", не забывая про вопросы.
(Дети читают, учитель следит и исправляет ошибки).
- Теперь давайте ответим на поставленные ранее вопросы.
(1. Гоголь мечтал о государственной службе, которая даст возможность "сделать что-то для общего добра", мечтал служить на благо Родины)
(2. Умение угадывать человека)
(3. Задумав написать комедию, Гоголь искал смешной сюжет и обратился за помощью к Пушкину. Именно Пушкин подсказал сюжет "Ревизор", рассказав, как его приняли за важное лицо, прибывшее в Петербург с тайным поручением, когда он в Оренбурге собирал сведения о Пугачёве.)
(4. "...собрать в одну кучу все дурное в России ... и за одним разом посмеяться над всем").
(5. Театр - великая школа, которая даёт зрителям живой полезный урок.)
- Поднимите карточки зелёного цвета, для кого материал показался интересным, новым, полезным?
- Всё, что узнали из прочитанного, вы должны запомнить, т.к. это важная информация.
Y. Физминутка
VI. Словарная работа
Мы знаем, что Гоголь серьезно задумался о русской комедии в 30 годы 19 века. Писатель в развитии этого жанра внес свое. Он считал, что комедия выполнит свое назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.
-Вспомните к какому роду литературы относится комедия? (К драме)
- Чем отличается драма от эпоса и лирики? ( Драма находится на стыке двух искусств - Литературы и театра)
- На какие жанры делится драма? (трагедию, драма, и комедию)
- Для того, чтобы при изучении комедии Гоголя знать значения встречающихся слов, мы проведём словарную работу.
- Будем работать по группам. Каждая группа получит карточки со словами, значение которых вы найдёте, заглянув в словари, которые лежат у вас на столах.
1 группа 2 групп Акт Явления
Диалог Монолог
Ремарка Реплика
- Итак, приступили все к работе, будьте внимательны.
- Давайте проверим, что вы нашли.
Слово предоставляется первой группе.
1гр.
– Акт одна из законченных частей, на которые делится драматическое произведение: трагедия, драма, комедия.
- Диалог – разговор между двумя или несколькими действующими лицами в художественном произведении. В драматических произведениях диалог – одно из основных художественных средств для создания образов персонажей.
Ремарка – пояснение автора в драматическом произведении, которое является указанием для актеров и режиссера при постановке этого произведения, а также пояснением для читателей.
2гр.
– Явление часть акта, сцены в драматическом произведении, которая определяется кругом занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом.
- Монолог – речь действующего лица, обращенная к самому себе или к другим действующим лицам.
- Реплика – высказывание действующего лица. Из обмена репликами образуются диалог в художественном произведении. В драматических произведениях существует особый вид реплик « в сторону» - слова, произнесенные действующим лицом пьесы так, чтобы их не слышали другие действующие лица.
- Как вы думаете, для чего необходимо знать значение этих слов.
(Эти слова имеют непосредственное отношение к театру, а Н.В.Гоголь и театр- это единое целое).
- Перелистайте комедию, определите, сколько актов в ней и из скольких явлений состоит каждый акт.
-А теперь откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами.
Создание «Ревизора»
Работу автор начал, будучи уже известным писателем, которого высоко ценил и дружески поддерживал Пушкин.
В одну из встреч в октябре 1835 года Пушкин передал сюжет «Ревизора». Над текстом комедии писателя работал 17 лет. Хотя первая черновая редакция была написана уже к декабрю 1835. Черновые наброски всегда давались Гоголем очень быстро, много времени уходило на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 году он внес последние исправления в одну из реплик 4 действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 года. Прижизненных редакций комедии было три: 1836, 1841, 1842.
VII. Итоги урока
- Сейчас мы поиграем в игру "Снежный ком", т.е. по цепочке, начиная со слова Н.В.Гоголь, вы проговариваете всю информацию, которую узнали на уроке (дети играют, тем самым,"восстанавливая" материал).
- А теперь заполните свои карточки "Мои Успехи" и покажите.
Урок оказался для меня бесполезным. 0
Урок оказался для меня полезным. 5
Я на уроке испытывал трудности. 2
Моя оценка за работу на уроке. 4
(Оценивание происходит и пятибальной системе).
VIII/ Домашнее задание
1) Прочитайте первое действие комедии и статью «Николаевская Россия во времена Гоголя» с.162-164.
2) Что является завязкой комедии?
3) Какие причины для страха имеет каждый чиновник?
4) Составьте небольшую табличку о чиновниках уездного города
1. О какой карьере мечтал Гоголь в юности?
2. Какая черта характера, какое умение, развившееся в Гоголе, помогло ему стать писателем?
3. Какое отношение А.С.Пушкин имеет к Н.В.Гоголю?
4. Какую задачу ставил перед собой Гоголь, приступая к созданию комедии "Ревизор"?
5. Какова роль театра, по мысли сатирика?
1 группа
Акт
Диалог
Ремарка
2 группа Явления
Монолог
Реплика
Урок оказался для меня бесполезным.
Я на уроке испытывал трудности.
Урок оказался для меня бесполезным.
Я на уроке испытывал трудности.