Нетрадиционные формы работы с родителями

Работа с родителями.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения).
Слайд 2 В основе новой концепции взаимодействия семьи и образовательного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и образовательного учреждения. В нашем классе эти отношения определяются понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Слайд 3 ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Существует много форм работы с родителями, приведем некоторые:
Психолого-педагогические лектории
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (творческие дела, родительские собрания, индивидуальные тематические консультации, социологические опросы).
Участие родителей в управлении школой (родительские комитеты, попечительский совет).
Проведение брифингов (вопрос-ответ), круглых столов ( обсуждение темы, обмен мнениями и опытом своей работы), дискуссий.
Привлечение родителей к трудовым делам (субботники, сдача макулатуры, участие в ремонте).
Наряду с традиционными формами проведения собрания: доклад, беседа. Стараюсь проводить и нетрадиционные собрания: дискуссии, брифинги, круглый стол.
За 2012-2013 уч.год была проведена следующая работа с родителями учащихся 5 в класса:
Слайд 4 Дискуссии.
Главная сила дискуссионных форм – в увлекательности, они захватывают участников. Острота обсуждения оставляет заметный след в сознании, заставляет предельно мобилизовать и концентрировать запас своих знаний и личных наблюдений.
Слайд 5 Брифинг.
Брифинг (англ. briefing от англ. brief короткий, недолгий) инновационная форма делового общения, позволяющая значительно сэкономить время, так как охватывает один вопрос или тему (media-space.ru).
Брифинг – это короткое оперативное выступление перед публикой по актуальной теме (domorabotnik.ru).
Брифинг – это краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу (Википедия)
ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ брифинга
удовлетворить информационные потребности аудитории сообщением сведений, фактов от лица, владеющего компетентной информацией.
Сообщение на брифинге носит односторонний оповещательный характер с иллюстрацией конкретных фактов.
Также на родительских собраниях родителям предоставляется возможность просмотра тематических фильмов, презентаций, проводятся детско-родительские собрания по вопросу решения той или иной проблемы.
Слайд 6 При подготовке к РС, выделяется пять обязательных компонентов РС:
Анализ учебных достижений учащихся класса.
знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса.
Ознакомление родителей с состоянием эмоционального климата в классе.
поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.). взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей.
Психолого-педагогическое просвещение. предлагается информация о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Или если это тематическое собрание, то предлагается какая-то тема для обсуждения.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.) также сюда входит отчет о проведенной работе и информации о предстоящих делах.
Личные беседы с родителями.(родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии).
Каждый из присутствующих на собрании получает информацию, касающуюся его ребенка, пытается почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, имеет возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.
Представители родителей входят в родительский комитет, посещают каждое собрание. Они-постоянные помощники классного руководителя. Родительский комитет был избран на первом собрании. Встречи  с  родительским  комитетом  проводятся  по мере необходимости.
Родители частые гости и на внеклассных мероприятиях (1 сентября, мероприятие, посвященное Дню матери, новогоднее представление, после которого родителями было организовано чаепитие. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.

Слайд 8 Многие из этих форм работы мы применяем, но ориентация на качественное образование побуждает классного руководителя принимать нестандартные решения, по- иному строить отношения с учащимися и их родителями. Примером могут служить такие формы работы, как электронный журнал, SMS-дневники, Интернет-консультации, информационный лист ученика.
Итак, более подробно о каждом.
В отечественной системе образования в наше время, когда родители заняты на работе целый день, оперативная связь между родителями и классным руководителем – это актуальная задача, решением которой и являются выше перечисленные формы. Их использование позволяет с минимальными временными и материальными затратами информировать родителей об успеваемости их детей, а так же решать отдельные вопросы.
Мнения родителей по вопросу введения новых технологий разделились. Одни считают, что электронный журнал и СМС – дневники – это хорошее средство для усиления контроля над посещаемостью и успеваемостью ученика.
Еще одна из форм работы классного руководителя – это информационный лист ученика(это тот листок с оценками, который мы приклеиваем в дневник). Каждую четверть через две-три недели учащиеся, состоящие в учебном секторе, выписывают оценки на специально подготовленные листы и вклеивают их в дневники.На листе отражаются результаты учебы по всем предметам, делается анализ учебной деятельности. Таким образом, родители получают сведения об успеваемости детей.
А теперь бы хотелось поговорить о планах на будущее. Следующим новым методом работы с учащимися и родителями, который хотелось бы ввести в ближайшем будущем, являются интернет-консультации. Почти у каждого ребенка есть компьютер или у родителей есть возможность на работе выхода в интернет. Часто у родителей нет времени (в силу занятости на работе) прийти в школу для получения своевременной информации о жизни класса и школы, где большую часть дня проводят их дети. Каждый ученик и родитель получит электронный адрес классного руководителя, где они смогут узнать новости класса, уточнить время проведения дополнительных занятий, задать вопрос классному руководителю. Интернет-консультацией может воспользоваться и ученик. Он может предупредить о болезни, попросить помощи в изучении учебного материала (если он болен) – в данном случае это снижает отставание в учебе часто болеющих детей. Также помимо электронной почты, нужно создать сайт класса, где информацию будет обновлять классный руководитель и староста. И таким образом родители тоже будут в курсе событий. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Задать вопрос учителю родители смогут не выходя из дома. - он-лайн консультации с учителем.
Ребенок – горящий факел! Это  то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.

Заголовок 315