Нравственные принципы и ценности современного школьника
«Нравственные принципы и ценности современного школьника»
Формирование нравственных ценностей подрастающего поколения всегда являлось одной из актуальных задач воспитания. Различные преобразования во всех сферах жизни и общества коренным образом меняют систему требований общества к личности, что придаёт особую остроту проблемам, связанным с формированием нравственных ценностей современной личности, в том числе школьника. Реализация любого процесса, в том числе и формирование нравственных ценностей, опирается на принципы, являющиеся общими руководящими положениями. Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил отнести к основополагающим принципам процесса формирования нравственных ценностей следующие: - принцип субъектности. Согласно данному принципу источник активности, энергии, обеспечивающий успешность процесса формирования нравственных ценностей, находится в самом ребенке в виде потенциала его личностного саморазвития, заложенного природой, и субъективного опыта. Поэтому акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребёнка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности и субъектности, что возможно при реализации ключевой для современной российской педагогики идеи о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта воспитательно-образовательного процесса в его субъект. Средством становления и развития субъектности является совместная деятельность детей и взрослых по поиску ценностей и их смыслов. -принцип ценностного отношения к Человеку. Принцип ценностного отношения заключается в признании Человека наивысшей ценностью, что предполагает безусловное уважение к человеку, запрет любого посягательства на личность (как физического, так и морального) и принятие Человека как данности. Он включает в себя ориентацию на интерпретирование любого поведенческого акта, предмета или явления как способа выражения нравственного отношения к Человеку. Педагогическая интерпретация происходящего помогает ребёнку видеть картину ценностных отношений. И, если он видит отношения там, где на поверхности лежит случай, обстоятельство, то данное событие становится фактором формирования его нравственных ценностей, поскольку он сопереживал случившемуся, переживая отношение. Следуя логике данного принципа, достижение даже утилитарного блага будет иметь нравственную ценность, если оно направлено на другого. Так, например, просьба подростка не выставлять полученную им плохую отметку в журнал есть достижение утилитарного блага. Та же просьба, но за товарища, обусловленная желанием помочь другому, является проявлением ценностного отношения и соответственно имеет нравственную ценность. -принцип диалогизма. Диалог обеспечивает субъект-субъектный характер взаимоотношений и ценностно-смысловое равенство участников процесса формирования нравственных ценностей; создаёт возможность свободной диалогической самореализации субъектов данного процесса в их общении с собой и с другими. Формирование нравственных ценностей на основе диалогического взаимодействия происходит посредством понимания и взаимопонимания, где понять – это значит извлечь, вскрыть смысл ценности. Именно в диалоговом пространстве формируется личность и происходит понимание и осознание ей нравственных ценностей.
-принцип организации совместной деятельности в коллективе подразумевает, что педагог не передаёт готовые образцы нравственных ценностей, а создаёт и вырабатывает их вместе со школьниками, осуществляя их поиск в процессе совместной деятельности, где они приобретают опыт нравственного поведения, реализуют в поступках свои нравственные убеждения и чувства, формируют нравственные отношения. Организация совместной деятельности обусловлена объективно существующей потребностью личности в общении, в совместных эмоциональных переживаниях, и как следствие, потребностью в коллективе сверстников. Каждый класс – потенциальный коллектив, но отнюдь не каждый класс – реально существующий коллектив. Чтобы стать коллективом, класс должен превратиться в органическое единство организации и психологической общности, а не быть просто структурной единицей. Коллектив позволяет наиболее полно раскрыть особенности и механизмы взаимоотношений ребят между собой, на базе этого сформировать такие нравственные ценности, как доброжелательность и отзывчивость, товарищество и взаимовыручка, справедливость и равноправие, и т.д. -принцип актуализации ситуации успеха. Ситуация успеха предполагает психологическую свободу, раскрепощённость обоих субъектов в их совместной деятельности, обусловленной культурой и естественностью взаимоотношений. Реализация данного принципа позволяет закрепить в сознании ребёнка формирующуюся нравственную ценность. Только успешная деятельность, вызывая удовлетворение, служит основой для формирования нравственных ценностей. Ситуация успеха порождает потребность в повторном проживании этого успеха. А это означает для педагога, что, если он хочет сформировать у ребёнка нравственные ценности, надо создать ситуацию успеха, в которой бы ребёнок «проживал» эти ценности. Для актуализации ситуации успеха педагогом необходимо выделить наиболее благоприятные условия, которые включают:- внимательность к личности и веру в изначальную доброту каждого;- кредит доверия как отношение, при котором все поступки ребёнка расцениваются с точки зрения его достоинств;- поиск причины поступка, а не оценку поведения ребёнка, а также своевременную оценку нравственного/безнравственного поведения школьника («здесь и сейчас»).Процесс формирования нравственных ценностей должен выстраиваться, исходя из противоречивых, феноменальных, но при этом разрешимых самостоятельной деятельностью мышления положений, в основе которых должно находиться образование личностных смыслов данных ценностей.Формирование нравственных ценностей школьников, особенно подростков, связывается, прежде всего, с развитием у них способности к смыслопорождению, поиску смысла. Задача педагога способствовать актуализации смыслов нравственных ценностей, потенциально заложенных в ребёнке, которая осуществляется, прежде всего, в дискурсивной деятельности, где «дискурсия – групповое размышление над каким-либо вопросом жизни, через эмоции и разум обретение личностного смысла, определяющего общий образ жизни». Пример – один из ведущих методов воспитания, и дети в любой возрастной группе стремятся брать пример со взрослых и подражать им. Данный процесс приобретает особую актуальность в современном социуме. Например, чувство взрослости, которое возникает у современных подростков, проявляется иначе, чем это происходило у их сверстников прошлых десятилетий.Как показывает опыт педагогической деятельности, образцы для подражания не могут быть навязаны «сверху». Более того, для современного подростка характерно осознание определенной степени личностной свободы в отличие, например, от подростков советской действительности. Поэтому сегодня педагогам, в первую очередь, необходимо изучать существующие среди подростков образцы для подражания, а не предлагать им свои собственные.Формирование нравственных ценностей представляется как двунаправленный процесс, который, с одной стороны, должен быть обращен к себе, предполагая усиление своего нравственного потенциала, с другой – уходить корнями в культуру своих предков. Формирование нравственных ценностей должно основываться на базовых ценностях национальной культуры. Они внутренне заданы человеку через его природу, религию, культуру, что и должно обусловливать естественный, свободный характер формирования нравственных ценностей. С этой точки зрения школьный возраст наиболее благоприятен в формировании именно национальных нравственных ценностей, поскольку обусловленная возрастом актуализация таких нравственных ценностей, как честность, справедливость, равноправие и т.п., а также одновременное стремление реализовывать данные ценности в коллективе непосредственным образом отражает менталитет русского человека и его традиционные исторически сложившиеся нравственные ценности.Формирование нравственных ценностей российских школьников должно строиться не по схеме исполнения заданного образца, а по схеме поиска и актуализации именно исконно российских оснований жизни. Верный способ сформировать нравственные ценности - это содействовать развитию способности ребёнка быть счастливым. Нравственные ценности обладают силой кардинального влияния на жизнь человека. Следовательно, развитый духовно человек обладает большими возможностями стать счастливым, чем человек низкого духовно-нравственного развития. Неслучайно издавна добродетель и счастье связывались в особый союз: добродетели увеличивают возможности счастья, а счастье содействует возвышению человека к добродетелям.При организации педагогической деятельности по формированию нравственных ценностей школьника необходимо опираться на выделенные принципы, представляющие собой исходные положения для реализации данного процесса. Эти принципы существуют как гармоническое единство, они не могут действенными один без другого, обусловливая тем самым успешность процесса формирования нравственных ценностей.