Проблемы гуманизации образования и духовно-нравственного воспитания молодёжи в школе и ВУЗе
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Ивлева Елена Дмитриевна
Учитель
МБОУ СОШ № 10 пос. Степной
352155 Краснодарский ркайКавказский район, х.Рогачев
Ул. Степная 11
Тел. 8(918)1570740 ivleiva@rambler.ru
Проблемы гуманизации образования и духовно-нравственного воспитания молодёжи в школе и ВУЗе
Проблемы гуманизации образования и духовно-нравственного воспитания молодёжи в школе и ВУЗе
На рубеже двадцатого и двадцать первого столетий задачи общего образования претерпели значительные изменения, в результате которых мы вынуждены констатировать появление некоторых пробелов в образовательной системе нашего общества.
Проблемой гуманизации образования занимались такие исследователи как Е.В. Бондаревская, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский, В.П. Зинченко и, несомненно, учредитель Международной академии гуманизации образования Михаил Николаевич Бурелава.
Так, С.Е. Царёва в своей работе «История возникновения проблемы гуманизации» формулирует гуманизацию как – «усиление в содержании, средствах и методах и формы процесса образования, задаваемого педагогическим процессом». Однако при этом, как отмечает ещё один исследователь данного направления необходимо «создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам. Гуманизация образования будет тогда означать наполнение или дополнение образовательной программы гуманистическим ценностями и идеалами»
Но в этой работе нам необходима более общая формулировка данного понятия, согласно которой: «гуманизация образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В основе гуманизации образования – человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие». Таким образом, в основе образования должен быть изначально заложен принцип уважения к каждому учащимся, его прав на собственный выбор тех или иных знаний и глубину их изучения.
В этом отношении данный аспект неотделим от духовно-нравственной стороны рассматриваемого нами вопроса, в основе которой, вне всякого сомнения, лежат традиционные этические отношения, базирующиеся на основах заложенных религиозными учениями. Так, известный исследователь значения духовно-нравственного воспитания молодёжи Т.И.Петраков, строит свою статью «Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся» именно исходя из положения, согласно которому «определяющая роль в духовно-нравственном воспитании подростков, направленном на "возвышение сердца", принадлежит онтологической связи гуманистических и христианских ценностей, представленных в содержании образования и обеспечивающих формирование целостного мировосприятия за счет расширения "поля культуры"». При этом подчеркивая, что «большой вклад в осмысление проблемы внесли работы христианских педагогов и ученых (М.И. Андреев, А. Дауге, В.В. Зеньковский, С.С. Куломзина, М.А. Куплетский, П.И. Линицкий, Г. Мартенсен, арх. И. Маслов, В.В. Несмелов, Б.В. Ничипоров, В. Парамонов, Н. Пестов, С. Яки). Творения святых отцов и учителей церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник, Исаак Сирин, Феофан Затворник, Тихон Задонский, Владимир Богоявленский, Силуан Афонский, Иоанн Сергиев (Кронштадский) и др.)
Коснувшись в общих чертах определения гуманизации и отметив значимость духовно-нравственной стороны в образовательном процессе, перейдём непосредственно к рассмотрению проблем стоящих перед обществом при реализации данных понятий в процессе образования и воспитания.
Мы уже отмечали, что одной из основ гуманизации образования является акцентирование на личности учащегося. По мнению М.М.Берулавы «гуманистическая ориентация образования предполагает и его максимальную индивидуализацию». Исходя из этого принципа, ответственность при применении индивидуализации, а значит и реализация гуманизации образования должна входить в обязанности каждого преподавателя.
Таким образом, при осуществлении концепции гуманизации образования, обществу необходимо акцентировать своё внимание именно на подготовке преподавателя, которое должно включать в себя отнюдь не только предметный профессионализм. Принцип индивидуализации предполагает, соответственно, индивидуальный подход к каждому отдельно взятому учащимся, принятие его наклонностей, уровня интеллекта, его этических взглядов и, в конечном итоге отношение к нему как к равной личности, в не зависимости от системы его морально-этических ценностей. Мы уже не говорим о том, что целью каждого преподавателя должно стать активное вовлечение ученика в учебный процесс путём повышения интереса к предмету и стимулирования желания ему обучатся.
Всё это, в конечном итоге, должно предполагать не только достаточный уровень психологической подготовки учителя, но и наличие у него таких качеств как человеколюбие, отзывчивость, заботливость.
Следует учесть ещё один немаловажный фактор: взаимодействие государства и системы образования. Здесь, прежде всего, необходимо остановится на двух важных моментах.
Государство должно проявлять заинтересованность в подготовке профессиональных преподавателей. Соответственно необходимо уделять больше внимания уровню профессионализма выпускников педагогических ВУЗов, выражающемся не только в отличном знании своего предмета, но и, несомненно, подготавливая его к организаторской деятельности учебного процесса, умению активно взаимодействовать при обучении с учениками. Представляется вполне логичным и закономерным воспитание в будущем преподавателе общей культуры поведения, навыкам общения, включая педагогическое общение в частности, которое впоследствии будет содействовать истинному взаимодействию учителя и учащихся при изучении предмета. Таким образом, учитель будет уже не заставлять ученика изучать свой предмет, что противоречило бы принципу гуманизации образования, а напротив, приглашать учащихся вместе с собой окунуться в мир знаний.
Гуманизация образования, как мы видели, исходит из прав на свободу личности учащегося, её самоценности. В этом отношении введение в школы обязательного ЕГЭ представляется нам препятствием для развития гуманизации образования. Несомненно, человек, выходящий из школы, должен обладать как можно большим кругозором, однако, наличие в рамках ЕГЭ столь различных предметов как «русский язык» и «математика», кажется нам противоречащей всем основам принципа гуманизации школы. Не учитывая наклонностей отдельно взятой личности, лишая её свободы выбора, государство представляет всех учеников как однородную массу, грубо говоря не видя среди отдельных учеников будущих Лобачевских или Моцартов, и получая в итоге ни того и не другого, а нечто среднее. Однако, оговоримся: это наш чисто субъективный взгляд на обозначенную проблему.
Итак, резюмируя вышесказанное, мы вслед за А.С.Кравицем вынуждены признать, что «Суровая правда жизни убеждает нас в том, что гуманизм является роскошью высокоразвитого экономически и живущего по демократическим принципам государства. Гуманистический проект высшего образования может быть, по-видимому, реализован в гуманистическом обществе, где интересы государства и личности гармонически сбалансированы. В реальности всегда существует неизбежный разрыв между гуманистическими идеалами и их практическим воплощением в жизни. Впрочем, такова тяжкая участь всех идеалов.». Подойдём к рассматриваемой нами проблеме с другой точки зрения.
Несомненно, одним из решающих факторов является вопрос «всемирной» глобализации, который не мог не отразится на всех сторонах общественной жизни. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. и, затрагивает, в первую очередь аспекты образования следствием чего, вне всякого сомнения , становится уровень степень квалификации молодых специалистов (под определением «глобализация» мы понимаем процесс экономической, политической и культурной интеграции и унификации).
Всемирная глобализация по нашему мнению, явилась той отправной точкой, которая определяет уровень образования нового поколения, в конечном итоге формирующего интеллектуальный прирост общества определённого региона.
Без всякого сомнения, мы здесь сталкиваемся с неоспоримыми противоречиями, возникающих при взаимодействии различных культурных и этнических пластов определённого отдельно взятого общества и современных средств массовой информации.
Поясним.
Итак, на данный момент мы наблюдаем «глобализацию» человечества, обусловленную, прежде всего, развитием средств массовой информации (СМИ). Человечество стало единым. Но и безликим одновременно. Телевидение, радио, интернет, позволяют практически любому человеку быть со всеми, и одновременно становится одиноким, зависимым от мнения других людей. Человек уже не становится частью общества, а, напротив, общество становится частью человека.
Мы не раз отмечали приоритет свободы выбора личности для реализации принципа гуманизации в сфере как образования, так и общества в целом. Стремительно возрастающая роль СМИ в современном обществе сталкивает нас с ещё одной проблемой – духовно-нравственного влияния их на подрастающее поколение.
В эпоху глобализации воспитание подрастающего поколения уже далеко не ограничивается только лишь семьёй или даже ближайшим окружением ребёнка, а всё большая доля в формировании характера человека выпадает именно на роль СМИ. Мы далеки от мысли, выраженной Д.Г.Левчуком в его работе «Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи России» о том, что «только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с Запада цивилизационной модели». Вовсе нет. Однако в конечном итоге молодёжь сама определяет свои интересы, выбирая из информационного потока только ту информацию, которая, по ёё мнению, полезна и интересна именно для каждого отдельно взятого индивидуума. Родители, к сожалению зачастую не могут в полной степени контролировать интересы своего ребёнка хотя бы в силу того, что сами зачастую не в силах разобраться в тех многочисленных телепередачах и сайтах, которыми интересуются их дети.
Здесь мы вынуждены снова обратится к роли преподавателя. Не противопоставляя себя как «взрослый – ребёнок» к ученику, а, напротив, поставив себя в положение равного, но только более умудрённого прожитыми годами человека, учитель, претворяющий в ходе учебного процесса идею гуманизации, сможет разглядеть духовный мир ребёнка. Помочь ему сделать правильный выбор на определённом жизненном участке и, в конечном итоге, сформировать из него подлинную Личность.
Итак, в рамках нашей небольшой работы мы лишь поверхностно коснулись некоторых проблем гуманизации и нравственного воспитания молодёжи. Мы, увы, не смогли здесь коснуться истории рассматриваемого вопроса, конкретные вопросы применимые к преподаванию отдельно взятых дисциплин, всё возрастающей роли религии в системе современного образования и многие другие аспекты. Мы имели возможность лишь затронуть вопрос роли преподавателя при претворении идеи гуманизации в сферу образования, отметив, что современный педагог в этом значении должен быть не только учителем-предметником, но и высококвалифицированным воспитателем, заботящемся о гармоничном развитии учащихся.
Использованная литература:
Царева С.Е. История возникновения проблемы гуманизации. образования в отечественной педагогике.
Кравец А.С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования.
Левчук Д.Г. Обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи России»
Петраков Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся.