МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»


Тиунова Елена Владимировна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ№34
пгт. Джубга
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ИСТОРИИ
План-конспект урока истории в 11-м классе по теме:
«Начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны»
Цель урока:
- доказать, что Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Второй мировой войны, рассмотреть этапы, ход, итоги
- развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, работать с картой,
- воспитать чувство патриотизма и уважения к подвигу дедов и прадедов
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Оборудование: карта «Сталинградская битва», проектор, компьютер, презентация
Задачи урока:
- образовательные: познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг., определить этапы, ход и значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны.
- развивающие: расширение кругозора; развитие творческих способностей учащихся, интереса к изучению истории с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом; развитие коммуникативных умений.
- воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, свой народ. сформировать познавательный интерес обучающихся через исторические и современные сведения о ВОВ.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: поисково-исследовательская работа, фронтальный опрос.
Термины и понятия: Коренной перелом, антигитлеровская коалиция, операции: «Уран», «Сатурн», «Кольцо».
Основные события и даты :17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва.
17 июля 1942 г. – 18 ноября 1942 г. – первый этап Сталинградской битвы.
19 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – второй этап Сталинградской битвы.
23 октября – 3 ноября 1943 г. – битва у Эль - Аламейна.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока:
Организационный момент. Вступление (1-1,5 мин).
Постановка проблемного задания (3 мин).
2.1 Мотивация знаний
Подготовка учащихся к теме урока (2 мин).
Поисково – исследовательский этап (10 мин).
Решение проблемного задания(10 мин.)
Физкультминутка с элементами гимнастики (1-2 мин).
Закрепление нового материала. (14 мин).
Итоги урока выставление оценок (2 мин).
Рефлексия (1 мин).
Информация о домашнем задании (0,5 мин).
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступление.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
2. Постановка проблемного задания
- В 1942 году произошло некое переломное событие, которое оказало ключевое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Историки утверждают, что этим событием стала Сталинградская битва.
- Ваше мнение? Почему?
Ответы учащихся
3. Подготовка учащихся к теме урока.
Идёт показ слайдов:
3.1 Тема: «Сталинградская битва – начало коренного перелома в ходе Второй мировой войны».
Слайд 1.
Девиз: «Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…»
У. Черчилль.
4. Поисково-исследовательский этап
Как вы можете объяснить значение термина «коренной перелом»?
1. Коренной перелом – перехват лидирующих позиций, переход от обороны к наступлению.
Слайд 2.
2. Структура коренного перелома:
Контрнаступление под Сталинградом.
Курская битва.
Битва за Днепр.
3. Этапы Сталинградского сражения:
17 июля – 18 ноября 1942 г. – оборона Сталинграда.
18 ноября 1942 г. – 2 февраля 1943 г. - контрнаступление советских войск . А теперь давайте попробуем восстановить хронологию событий. Используя учебник и сеть Интернет постарайтесь выполнить следующие задания:
а) запишите в тетрадях хронику событий,
б) выпишите фамилии участников событий
в) названия фронтов, командующих,
в) определите стратегическое значение битвы.
- Ребята, возникли ли у вас вопросы? (если возникли, учитель в ходе беседы с учащимися отвечает на них, используя карту, даёт пояснения и комментарии).
Немецкое массированное наступление под командованием Фридриха Паулюса на Сталинград началось 23 августа 1942 года.
Эта битва существенно отличается от тех сражений, которые мы с вами уже разбирали. По расчетам Гитлера, немецкие войска должны были овладеть Сталинградом за семь дней, а именно до 21 июля 1942 года. Все деревянные постройки сгорели дотла. Пожар продолжался всю ночь, и было так светло, что свет был виден в 50 километрах от города. Каменные здания были практически уничтожены. Город лежал в руинах. Это был акт террора, предпринятый с целью убить как можно больше мирных жителей города, вывести из строя городские службы, вызвать панику, деморализовать защитников Сталинграда и устроить погребальный костёр на пути отступающих на правом берегу Волги войск. Но врагу было оказано жёсткое сопротивление. План очередного блицкрига был сорван.
Слайд 3.
Сопротивление не прекращалось. В те дни, сражались и умирали до последнего вздоха. Оборона продолжалась долгих четыре месяца. 13 сентября немцы вошли в город. Начались ожесточенные уличные бои. Но Красная Армия сдержала наступление фашистов и не допустила их к Волге.
Ставка принимает решение направить в поддержку 24 армии стрелковую дивизию под командованием А.И. Родимцева.
Слайд 4.
Из воспоминаний А.И. Радимцева: «…Отбивать высоту 102,0 нам пришлось несравненно меньшими силами, чем силы гитлеровцев, занимавших её… На каждый наш танк шло 10 вражеских, на каждого нашего бойца наступало 10 фашистов, на каждый поднимавшийся в воздух Як или Ил приходилось 10 «мессершмитов» или «юнкерсов». В центре города на бетонной стене написаны слова: «Здесь стояли насмерть гвардейцы Радимцева. Выстояв, мы победили смерть».
Слайд 5.

Германская авиация совершила свыше 2000 вылетов, сброшенные на город бомбы исчислялись тоннами.
Все они, участники этой битвы, были героями. И те, кто погиб в волжских волнах на огненной переправе. И ребята из полка майора Долгова, первыми начавшие штурм кургана. И лейтенант Чуприна, поднявший в лобовую атаку бойцов своей роты. З.Н. Червяков командир батальона получивший сильное ранение. Ф.Г. Федосеев старший лейтенант, взявший на себя командование батальоном, после ранения командира.
… в своем донесении Федосеев писал: «Нас осталось девять. Все ранены. Драться будем до конца…»
Неприступной крепостью сделали обычный этот дом несколько простых солдат под командованием сержанта Я.Ф. Павлова и лейтенанта И.Ф. Арсеньева. Им не хватало боеприпасов, не было продовольствия и воды. Практически отрезанные от своих, они 58 дней отбивали атаку врага, уводя огонь от расположенного рядом, нашего наблюдательного пункта. Об отваге и мужестве наших солдат говорили сами немцы. Извлечение из дневника убитого под Сталинградом гитлеровца: «…Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы.
А вот извлечение из дневника Вильгельма Гоффмана:
«1 сентября: неужели русские действительно собираются сражаться на самом берегу Волги? Это же безумие!
8 сентября: …безрассудное упрямство.
11 сентября: …фанатики.
13 сентября:…дикие звери!
16 сентября: Варварство…это не люди, а черти.
27 октября: Русские - это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня…
28 октября: каждый солдат чувствует себя обречённым человеком».
62-я армия - Дивизия Н.Ф. Батюка, закрепившись на склонах Мамаева кургана, вела ожесточенные бои за стратегическую высоту 102. Ведь заняв ее враг смог бы обстреливать переправу через Волгу. «Ни шагу назад!» - стало клятвой защитников Сталинграда.
Слайд 6.
Михаил Паникаха… Сентябрьской ночью батальон морской пехоты, в котором он служил стрелком-бронебойщиком, переправился через Волгу. И сразу же принял неравный бой. Семь фашистских танков шло прямо на бронебойщиков. Паникаха и его товарищи подбили один танк, затем второй. Но оставшиеся пять танков шли вперёд, не давая нашим бойцам оторваться от земли. Кончились патроны, гранаты. Паникаха, взяв бутылки с горючей жидкостью, пополз навстречу танку. Когда из разбитой пулей бутылки брызнула и охватила одежду бойца пылающая смесь, Паникаха не остановился, не повернул назад. Поднявшись во весь рост, живым факелом рванулся он навстречу ревущему танку, разбил о его броню вторую бутылку и сам упал на машину… Подвиг еще одного героя - Паникахи запечатлён в камне, в памятнике-ансамбле на Мамаевом кургане
Слайд 7.
Николай Сердюков - в одной из атак он закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.
Михаил Пассар, снайпер, уничтожил 272 фашиста, погиб в атаке.
Легендарный подвиг Гастелло повторил в небе Сталинграда Владимир Землянский… Солдаты и генералы, лётчики и танкисты, снайперы, разведчики, санитарки… Они отстояли город на Волге.
- В чём же значение Сталинградской битвы?
Наверное, каждый согласится со словами генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова: «Но живут и будут жить в памяти народа, были о подвигах героев Сталинграда. Были, похожие на легенды»
Слайд 8.
- Что вы считаете причиной победы советских войск в этой битве.
31 января 1943 года генерал Паулюс пописал приказ о капитуляции. В приказе говорилось: « Голод, холод, самовольная капитуляция отдельных частей сделали для меня невозможным продолжать руководство боевыми действиями. Чтобы воспрепятствовать полной гибели моих солдат… я решил вступить с противником в переговоры о прекращении военных действий. Это сама судьба, которой должны покориться все солдаты».

Слайд 9.
Итак, какой вывод можно сделать на основе, полученной на уроке информации? Что стало началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?
5. Физкультминутка
Приглашается желающий, из числа учащихся, и проводит разминку
6. Закрепление изученного материала
Учитель:
1.«Почему Сталинградскую битву по праву считают не только коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны, но и событием, положившим начало конца фашистской Германии?»
Учащиеся отвечают, делают вывод на основе изученного в ходе урока материала. Обосновывают свое мнение
Дискутируют при обсуждении вопросов.
Дополняют ответы друг друга.
7. Рефлексия.
Эмоционально выделяют то, что запомнили без затруднений:
На уроке я узнал…
Меня заинтересовало…
Мне было трудно понять…
8. Домашнее задание:
1. Учитель выставляет оценки за активную работу на уроке.
Домашнее задание: Выучить ключевые даты и события; используя мнение историков написать краткое сочинение: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны»