Технологическая карта урока по теме Начало коренного перелома в годы Великой Отечественной войны


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 32
ТЕМА: НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА.
ЦЕЛЬ: создать условия для понимания обучающимися предпосылки к коренному перелому во время Великой Отечественной и Второй мировой войны.
ЗАДАЧИ:
Образовательная:
Выяснить, какие предпосылки способствовали коренному перелому во время войны.
Выяснить, какое значение имел Приказ № 227.
Рассмотреть ход и итоги Сталинградской битвы, выяснить ее значение.
Развивающая:
Продолжить формировать умения работать с текстами, документами, сравнительной таблицей, картой, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Продолжить формировать умения взаимодействовать в группе, умение распределять обязанности, договариваться.
Воспитательная:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, свой народ.
Воспитание толерантного отношения к представителям другим национальностей.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: Текст Приказа №227, статистические данные о соотношении сил и техники накануне Сталинградской битвы, карта «Контрнаступление советских войск под Сталинградом», ИКТ-презентация, портреты главнокомандующих.
ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 30 с. 218 -221, П. 32 с. 232 – 234 пересказ, продолжить заполнение таблицы, Б: выписать итоги и значение первого периода Великой Отечественной войны.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
Орг.момент. Приветствие. Мотивация. Я предлагаю вам просмотреть видеоряд и подумать, о каком событии Великой Отечественной и Второй мировой войны сегодня на уроке пойдет речь.
С июля 1942 года именно здесь решалась судьба всего цивилизованного мира. В междуречье Волги и Дона развернулось величайшее в истории войн сражение. Ожесточенные бои которые не прекращались ни на секунду двести дней и ночей, на территории почти 100 тыс. кв. км. Великий подвиг советских солдат, защищавших родную землю. Суммарные потери с обеих сторон превысили 2 млн.человек. Битва, по своим масштабам и ожесточенности превзошедшая все прошлые битвы, предопределила ход мировой истории.
Познавательные:
С помощью текста, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач.
Определение темы урока. Правильно!
Тема нашего урока «Сталинградская битва – КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ. (Открывается только часть темы.)
Но это только первая часть темы нашего урока. Окончательно сформулировать тему урока мы сможем только в конце. Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли в устной форме.
Постановка проблемы. В последнее время Сталинградская битва оказалась в центре ожесточенной идеологической информационной войны. Современными политиками, общественными деятелями предпринимаются попытки пересмотреть итоги и значение этой судьбоносной баталии, впрочем, как и всей Второй мировой войны. Роль Советского союза в разгроме немецко-фашистских войск также принижается.
Так какой же вопрос возникает?
Каково значение Сталинградской битвы в Великой Отечественной и Второй мировой войне?
На этот вопрос мы должны ответить в ходе нашей работы на уроке. Регулятивные:
Определять цель, проблему в деятельности.
Планирование деятельности. План.
Рассмотреть соотношение сил и техники накануне битвы.
Рассмотреть ход битвы.
Итоги и значение. Регулятивные:
Планировать учебную деятельность.
Актуализация. Прежде чем приступить к поиску решения проблемы, скажите, что вы уже знаете о Сталинградской битве?
Откуда у вас такая информация?
А чтобы вы хотели еще узнать о Сталинградской битве? Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли в устной форме.
Открытие нового знания. Чтобы решить эту проблему, нужны факты и доказательства.  А самым ярким доказательством могут быть документы. Только с помощью первоисточника мы сможем найти аргументы, которые помогут нам сделать объективные выводы.
Исследование на уроке мы проведем в ходе работы групп с историческими источниками.
Но сначала познакомимся с планами воюющих сторон на 1942 г.
Работа с текстом учебника. с. 218 – 219.
Каковы были планы воюющих сторон на 1942 г.?
( Для СССР – окончательно разгромить гитлеровцев, и освободить Советскую землю,
Для Германии – масштабное наступление на южном направлении с целью овладения нижней Волгой и Кавказом).
Были ли у Сталина основания ставить такую цель перед армией и страной?
Почему Г.К.Жуков был против?
(Была одержана победа под Москвой, план блиц-крига провален, миф о непобедимости германской армии развеян, первое крупное поражение немцев давало основание Сталину поставить задачу полного разгрома немцев. Но Жуков справедливо считал, что подготовленных резервов для этого нет, распыление ресурсов могло грозить неудачей).
Работа с таблицей (первый период войны) в тетради.
Каковы были результаты немецкого наступления в Крыму?
( 4 июля 1942 г. – падение Севастополя,
12 -29 мая 1942 г. – поражение советских войск под Харьковом).
В чем причины неудач КА в Крыму и под Харьковом?
(Сталин полагал, что немцы весной-летом 1942 г. предпримут новое наступление на Москву и приказал сосредоточить на западном направлении значительные резервные силы).
В конце июня 1942 г. немцы устремились на юго-восток: заняли Донбасс, вышли к Дону. Создалась непосредственная угроза Сталинграду.
24 июля пал Ростов- на-Дону – ворота Кавказа. Только теперь Сталин понял истинную цель наступления немцев.
28 июля 1942 г. он издает Приказ № 227, один из немногих приказов, которых знал каждый фронтовик.
Познакомимся с ним и дадим оценку его содержанию.
Работа с документом. Приказ № 227.
Почему оценка приказа не может быть однозначной?
(Приказ подчеркивал, что страна стоит на грани жизни и смерти, поэтому надо было принимать жесткие меры для спасения своего народа и родины. Приказ показывал путь к спасению Родины — врага надо было во что бы то ни стало остановить на подступах к Волге.).
Какими методами и кто спасал Родину и весь в мир в целом вы сейчас узнаете при работе с документами.
Самостоятельная работа в парах с документами.
Соотношение сил накануне Сталинградской битвы.
Из дневника гитлеровского солдата.
Беседа.
Что можно сказать о соотношении сил противников накануне войны?
Чем можно объяснить, что в 1942 г. СССР превосходил противника по численности орудий, танков, самолетов?
Каков итог Сталинградской битвы? В чем причины победы Советского Союза под Сталинградом?
Рассказ ученика о Сталинградской битве. (Опережающее задание). Познавательные:
С помощью текста, источников, схемы, карты, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Работать по плану, сверяясь с целью;
Находить и исправлять ошибки.
Оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли в устной форме.
Преодолевать конфликты, договариваться.
Уметь работать в группе.
Личностные:
Аргументировано оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие ценности.
Применение нового знания. Какую роль сыграла Сталинградская битва в Великой Отечественной и Второй мировой войны?
Каково значение Сталинградской битвы в Великой Отечественной и Второй мировой войне?
(Ученики делают вывод о том, что в Сталинградской битве произошел коренной перелом в ходе не только Великой Отечественной, но и всей Второй мировой войны. Немцы стали терять былое могущество. Инициатива военных действий перешла на сторону русских солдат. Источники нам позволяют сделать вывод о том, что именно Сталинградская битва сыграла решающую роль в победе над фашистской Германией. Это доказывают газеты, которые сообщают о том, что именно под Сталинградом Гитлер терпит поражение и проигрывает Вторую мировую войну. Нельзя не отметить то, что именно под Сталинградом немецкая армия понесла серьезные потери не только в живой силе, но и технике. Именно русские солдаты проявляли героизм и самоотверженность в боях в Сталинграде, не дав немцам захватить важную транспортную артерию – Волгу. Именно здесь, инициатива ведения боя перешла на сторону русских. Отсюда вывод – Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны и недооценивать значение этой битвы нельзя!)
А теперь давайте окончательно сформулируем тему урока.
Чем явилась Сталинградская битва в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны?
Открывается вторая часть темы – КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ.
Коммуникативные:
Уметь выражать свои мысли в устной форме.
Регулятивные:
Оценивать степень достижения цели.
Рефлексия. На доске вывешиваются даты, портреты военачальников, главнокомандующих. Ученики вспоминают, что запомнили на уроке.
Познавательные:
С помощью текста, источников, схемы, карты, иллюстраций находить необходимую информацию, для решения учебных задач.ч
Итог. На фоне музыки («из фильма Сталинград») учитель зачитывает стихотворение:
Сто зим пройдёт. И сто метелиц. А мы пред ними  всё в долгу. Февраль, февраль. Солдатский месяц. Горят гвоздики  на снегу. 
Велик тот подвиг который совершили наши деды и прадеды. Ценой миллионов жизней, страданий, горечи и слез досталась русскому народу эта победа.
Я предлагаю вам продолжить фразу.
« Мы должны знать о событиях Великой Отечественной войны для того чтобы…
Подвиг, совершенный русским народом мы забывать не имеем морального права.
Мы должны знать историю своей страны. Мы должны гордиться подвигом, который совершили наши предки. Мы должны гордиться тем, что именно наша страна сыграла решающую роль в разгроме немецко-фашистских войск. Личностные:
Вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.