Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Вольска
Саратовской области»
«Обряды и обычаи в
фольклоре
и в творчестве
композиторов»
Учитель: Юдина В.В.
Цель урока: познакомить учащихся с народными традициями,
которые рассказывают о важных моментах
жизни человека.
Оборудование: 1. Инструмент.
Музыкальный центр.
Иллюстрации к операм.
Фонохрестоматия.
Учебник «Музыка 6 класс»
Эпиграф: Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой.
А.С. Пушкин.
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов». Скажите, пожалуйста, когда вы впервые встречаетесь с фольклором?
- В детстве, слушая колыбельную мамы.
- В детском саду, разучивая шутки-прибаутки.
- Совершенно верно. А в школе вы знакомитесь уже с такими жанрами как былины, баллады, народные песни. Именно они рассказывают нам о важных событиях в жизни человека.
Один из самых красивых обрядов – это старинная русская свадьба. Она представляла собой целую церемонию, и длилась несколько дней. Подразделялась свадьба на 2 части. Первая часть – это прощание девушки с родными, разыгрывалась в доме невесты. А вот вторая часть - это уже свадебный пир, который начинался в доме жениха после обряда венчания. Свадебное торжество сопровождалось величальными песнями, прославляющими жениха и невесту.
1. Послушайте русскую народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно».
- Что вы услышали в песне? (тревогу, переживания)
- Какой преобладает характер? (драматический)
- Как построена песня? (в форме диалога)
- Чем отличаются музыкальные интонации вопросов матери и ответов дочери?
( работа в тетради)
Особую красоту народным песням придают сравнения:
Девушка сравнивается с рекой, лебедушкой, утушкой, ягодкой, а добрый молодец – с ясным соколом.
«Как река течет – не колыбнется, так и девушка – невеста сидит – не улыбнется; как утушка горюет, расставаясь с наступлением холодной зимы с синим морем, по которому она плавала, так и девушка в утро свадебного дня горько плачет при мысли о предстоящей разлуке с родителями.
2. Разучивание русской народной песни «На море утушка купалася»
- Какие особенности народной песни помогли сочинителю создать образ светлой грусти, печали, нежности?
- Как по вашему надо исполнять эту песню?
Русские композиторы часто обращались в своих операх к песням свадебного обряда. Например, у М.Мусоргского в опере «Хован-
щина» звучит подлинно народная мелодия величальной песни,
М.Глинка сочинил для оперы «Иван Сусанин» музыку в духе народной песни «Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам», которую мы с вами сейчас и исполним.
3. Звучит песня из оперы «Иван Сусанин».
- Почему мелодию этой песни можно считать народной?
( В ней встречаются распевы, повторы. Песня как бы состоит из двух частей: припев и запев.)
А теперь обратите внимание на наш эпиграф.
«Дела давно минувших дней ,
преданья старины глубокой».
Как вы его понимаете?
- Мы помним и чтим русские традиции.
- Все чаще заглядываем в прошлое, и, наверное, где-то берем пример со старых обычаев. Например, наша молодежь сейчас все чаще стала венчаться в церкви.
- Совершенно верно. И мне остается только добавить, что без прошлого нет настоящего.
На этом наш урок подошел к концу. Всем спасибо за внимание.
15