Методическая разработка «Сценическое волнение, его аспекты, способы решения проблемы публичных выступлений в ДШИ».
Методическая разработка «Сценическое волнение, его аспекты, способы решения проблемы публичных выступлений в ДШИ».
Целью данной работы является раскрытие природы явления, освещение методов, способов устранения лишнего волнения. Рассказать о подготовке ученика к публичному выступлению, полагаясь на личный опыт работы и изучение опыта устранения волнения людей, выступающих публично.
Задачи работы:
1.Рассмотреть понятие стресса и его значимость при публичных выступлениях;
2.Оптимизировать работу при подготовке ученика к выступлению;
3.Показать пути решение проблемы.
Обязательным завершением работы над музыкальными произведениями являются публичные выступления, которые проходят в форме контрольных уроков, академических концертов, зачетов, конкурсов. Таков порядок обучения в ДШИ.
Для преподавателя — это возможность показать свой профессионализм: насколько хорошо он сумел научить ученика навыкам владения инструментом, как развил его творческое воображение, раскрыл его природные возможности, вершина той пирамиды, которую он складывает из урока в урок, из года в год, раскрывая ребенку волшебный мир музыки.
Сценическому волнению подвержены все без исключения: и малыши, для которых выступление скорее занимательное, чем волнующее событие, и имеющие опыт публичных выступлений, ученики средних и старших классов.
Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.
Приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Важно не упустить время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями.
Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя.
Как преодолеть страх перед выступлением
Уже в период обучения в детской музыкальной школе, необходимо донести до ученика, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем. Перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.
Несмотря на весь процесс обучения, который проходит под контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей ребенка. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.
К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: « Когда человек – артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать». Волнение музыканта – исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала – все это дезорганизует творческие способности.
Хотелось бы сказать о том, что может повлиять на успешность выступления не непосредственно перед выступлением, а в процессе подготовки к нему, на что педагог должен обязательно обращать внимание.
1. Подбор программы. Среди «Жизненных правил для музыканта» Роберта Шумана есть одно замечательное правило: «Старайся играть легкие пьесы красиво и хорошо. Это лучше, чем посредственно исполнять трудные. Правильнее, проанализировав способности и возможности ученика, выбрать для него посильную программу. Это даст возможность ребенку почувствовать себя сильнее, увереннее, артистичнее и музыкальнее, утвердит в нем формулу «Я могу!». Убирается лишняя причина для стресса: боязнь сложности произведения.
2. Идеально выученная программа – одна из составляющих безупречного исполнения без боязни забыть нотный текст, что чаще всего является основной причиной сценического волнения.
3.Не все дети знают, что количество допускаемых ими ошибок (звуковысотных, штриховых, аппликатурных, интонационных) напрямую зависит от выбранного им темпа. На уроке необходимо найти для каждого произведения комфортный темп, в котором в классе получается все без напряжения, легко и естественно.
4.Преподавателю очень важно, определить исполнительские возможности своих учеников. За несколько дней до выступления необходимо проводить репетицию с многократным проигрыванием всей программы, от трех до пяти раз, что позволяет педагогу услышать, какое исполнение будет наиболее удачным. И уже, исходя из этого, в день выступления правильно разыграть ученика перед выходом на сцену.
5.Хорошим тренингом по преодолению сценического волнения является большое количество «маленьких» публичных выступлений, где публикой могут быть мамы, папы, дедушки, бабушки, друзья, просто случайные люди. Такие концерты легко можно организовать дома, в школе, в детских дошкольных учреждениях и т. д. Эффективность таких выступлений для воспитания исполнительской воли и преодолению сценического волнения очень высока. В итоге появится тяга к самостоятельным выступлениям. Такие проигрывания-исполнения приучают ученика сразу включаться в образ произведения, вызывать в себе нужную эмоциональную настройку, достигать полной сосредоточенности в процессе игры и т.д.
6.Можно посоветовать ребенку такой способ работы: когда играешь дома, представить себя сидящим на сцене. Для этого можно даже одеть концертный костюм. А еще лучше прорепетировать все элементы концерта, начиная с выхода на сцену и поклона.
7. Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.
8. Еще одна особенность, о которой не следует забывать. Во время работы, дома или в классе, ученик порой позволяет себе играть «не в полную душевную силу», как бы упражняясь, проучивая. Чтобы музыкальное произведение не превращалось в упражнение, требуется в конце занятия проигрывать его в темпе, словно на концерте, т.е. в присутствии воображаемых слушателей. Очень полезно играть произведение с любой заданной точки.
9. Очень полезно записать, возможно и не раз, исполнение обучающегося. В процессе прослушивания, можно выявить недочеты, которые требуют последующей отдельной проработки. Сам факт того, что ученика записываю, является для него так же тренировкой и маленьким концертом.
12. Очень полезной является игра в медленном темпе, причем не только тогда, когда произведение еще разучивается, но и тогда, когда оно уже выучено и даже исполнялось на сцене. Игра в медленном темпе нужна для того, чтобы заложить прочный «психический фундамент», вникнуть в разучиваемое место, вслушаться в интонацию, «рассмотреть» все это, как говорит Г.Коган «в лупу» и «уложить в мозгу», надрессировать нервную систему на определенную последовательность звукодвижений.
Необходимо поговорить с учеником о волнении. Однако, нужно присматриваться к детям, и с теми, кто волнуется мало (особенно это случается с малышами 6,7,8 лет, которые просто еще не понимают серьезности момента) лучше не говорить об этом. Иначе могут возникнуть ранее не существовавшие страхи, так как нездоровый импульс иногда исходит от самого педагога. Вопросы и замечания преподавателей: «Ты не волнуешься? А ты не боишься?», или «да ты не волнуйся, ничего страшного тут нет» – часто вместо ободрения приводят к болезненному возбуждению некоторых учащихся. Если педагог волнуется, то свое волнение он обязан искусно скрывать, чтобы не заразить им ученика.
Конечно, способы психологического воздействия на ученика непосредственно перед концертом зависят от его характера и самочувствия в данный момент. В одних случаях нужно подбодрить ученика, вселить в него уверенность в сильных сторонах его игры, опуская недостатки, в других – разрядить чрезмерное напряжение шуткой, но если ученик распустил нервы, чтобы привести его в себя, возможен даже окрик. Главная задача педагога в психологическом воздействии на ученика – переключить, переориентировать «волнение-панику» на «волнение – подъем».
Полезно говорить о волнении как обязательном спутнике хорошего выступления. Многие артисты говорят о том, что если перед концертом исполнитель не волновался, впоследствии оказывалось, что концерт был не из удачных. Благодаря таким беседам волнение приобретает другой характер: уходит слепой страх, на его место приходит осознание волнения как чувства нормального, естественного в данной ситуации и даже в чем-то полезного.
1.В первую очередь ученику нужно понять то, что он совсем не одинок в своей фобии. По статистике, 9 из 10 выступающих испытывают так называемый страх сцены. При этом нервничают перед выступлениями практически все. Проблема сценического волнения стоит как перед начинающими музыкантами, так и перед музыкантами со стажем. Для достижения профессионализма в этой сфере деятельности следует научиться если не справляться со сценическим волнением, то хотя бы контролировать свои эмоции.
Волнение - своего рода общение с публикой, ведь если вы равнодушны к происходящему, то "другому как понять тебя"? Нужно принять своё волнение. Позвольте себе иметь право на волнение, ведь вы же человек. Если вы примите данный факт, вам сразу станет значительно легче. Однако не стоит забывать о том, чтобы настроиться на достижение положительного результата.
Ведь концерт - это в первую очередь контакт, общение, со-общение артиста с людьми. Необходимо различать волнение - и страх. Волнение перед священнодействием, перед уникальной ситуацией превращения человека - в Артиста, - и страх перед "а вдруг не выйдет"? Первое - неизбежно и необходимо; со вторым надо бороться.
2. Объяснить, что когда выходишь на сцену - не нужно пытаться достигать мировых рекордов и не стараться быть лучше всех. Из-за этого порой и всё волнение. Просто быть самим собой и играть как дома. И вообще, мне кажется, что наши сценические фобии от неуверенности в себе, от страха оценивания нас и от простой человеческой гордости (я лучше или, хуже). Каждый из нас индивидум. Таких категорий нет. Мы все разные. Только одним надо чуть подучиться, а другим отшлифоваться. 3. Страх – это внимание направленное внутрь себя. То, что можно, назвать «внутренним диалогом с самим собой». Как правило, как только мы направляем свое внимание наружу, сосредотачиваясь на внешней задаче, мы прекращаем вести внутренний диалог. Если ребенок слишком погружен в собственные переживания, то надо порекомендовать подумать о деле, о содержании произведения, представляемая вами позиция важнее вашей особы!
Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким — мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом как для актеров, так и для музыкантов, а не о реакции публики.
Можно дать ученику несколько советов.
1. В ночь перед выступлением важно хорошо выспаться, чтобы днем чувствовать себя легко и бодро. 2. Перед выходом на сцену не следует принимать калорийную пищу и сильно наедаться. Незадолго до выступления можно съесть кусочек шоколада для поднятия настроения и внутренне эмоционального тонуса.
3.Весьма популярным способом, помогающим побороть напряженность, является произнесение аффирмаций с подбадривающим контекстом. Нужно выбирать положительные фразы, такие как «Я люблю аудиторию, а она любит меня», «Все ждут моего выступления», «Я умею заинтересовать слушателей» и т.п.
4.Для того, чтобы ученик расслабился можно посоветовать представить, будто в аудитории сидят не слушатели, а пушистые кролики. Также весьма эффективно бывает подумать о чем-то хорошем.
5.В момент ожидания своего выхода на сцену не нужно усердно повторять концертную программу и судорожно ходить по коридору. Лучше всего принять удобное сидячее положение и мысленно отвлечься. Например, посмотреть в окно, обращая внимание на самые мелкие детали на улице. 6.Перед выходом можно сделать три глубоких вдоха с короткими выдохами с задержкой дыхания. Это упражнение нормализует пульс и поможет собраться.
7. Ни в коем случае нельзя принимать успокоительные средства. Это вызовет вялость и торможение. 8. Выйдя на сцену, важно получать максимальное удовольствие от царящей вокруг атмосферы, в частности, от исполняемой музыки. 9. Не следует задумываться о присутствующих в зале. Главное – войти в образ и играть, в первую очередь, для себя.
10. Можно представить, что ученик выступил и уже уходит с выступления, и уходит очень довольным собою, довольным тем, как выступил. Пофантазируем и услышим восхищённые и одобрительные возгласы и лица тех, перед кем Вы только что выступали. В общем —попробовать задать конечные положительные параметры для подсознания.
Всё рассказанное выше – это только общие правила действия, возможные в ситуации, когда преподаватель наблюдает волнение у обучающегося. Какие же конкретно выбирать меры для устранения волнения, выбирать педагогу. И здесь необходим опыт, педагогическое чутье, внимание к ребенку, чтобы ни в коем случае не навредить, а только помочь. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После концерта нужно обязательно отметить положительные стороны выступления, поддержать ученика. Подробное обсуждение концертного выступления лучше проводить не сразу после концерта, а в последующие дни, похвалить за удачи, наметить пути исправления недостатков. Отмечая положительные моменты в игре, мы способствуем более свободному поведению ученика на сцене, развитию его артистизма. Нужно научить будущего музыканта преодолевать временные неудачи.
Главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не «страшным судилищем».
Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления.
Конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.
Полная сосредоточенность на музыкальном образе, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и желание рассказать другим то, что видишь в музыкальном произведении - вот путь преодоления сценического страха.
К сожалению, универсального рецепта (принял определенные меры - и тут же приобрел страшную уверенность в себе) - не существует. Победа над тревогой требует серьезной работы как преподавателя, так и ученика.
Литература: 1.Колпикова Т.А. Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления. — III Общероссийская студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 – 20 февраля 2011 года. http://www.rae.ru/forum 2011/135/964
2. Джудит Е. Пирсон. 10 советов как преодолеть страх публичного выступления. http://www.harbor.ru/bl/psiholog1101.htm 3. Елена Сивачёва. Секреты выступления без волнения. http://www.oratorclub.com/?p=610
4. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие; М.: Советский композитор, 1989. - 144с.
5. Хохрякова Г. Возможно ли обучение без мучения? Методическое пособие; Новосибирск: 1998. – 62с.
6. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной системы. Л.,1974.
7. Ю.И. Лебединский «Школа-самоучитель игры на шестиструнной гитаре» Из-во Курского Государственного Университета. 2005 год.