Доклад Формирование межэтнической толерантности через реализацию воспитательной программы
Тема: «Формирование межэтнической толерантности у студентов через реализацию воспитательной программы»
Докладчик: Даудиш Ирина Александровна
В любом учебном заведении бывают случаи проявления нетерпимого отношения к другим национальностям, интересам, поведениям студентов. Проявляются они в неприязненных отношениях, насмешках, оскорблениях и даже в драках. Это проблема существовала всегда – неизвестное, незнакомое, всегда пугает и настораживает, вызывает агрессию в качестве защиты.
Проблеме воспитания у обучающихся терпимого отношения к отдельным человеческим слабостям и формированию этого отношения значительное место уделяется в трудах В.А.Сухомлинского. Программа актуальна и на сегодняшний день.
Цель программы — пробуждение у студентов братских чувств к народам нашей республики. Основными формами этой работы были рассказы, беседы, чередующиеся с чтением книг о дружбе народов нашей страны, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю, о совместном ратном труде. В результате такой работы с учащимися постепенно формировалось позитивное эмоционально-ценностное отношение к людям другой национальности. Они уже не удовлетворялись чисто внешним проявлением чувств, их отношения все чаще проявлялись в конкретной деятельности, организация которой является вторым направлением процесса воспитания в духе дружбы народов.
Вся работа по интернациональному воспитанию выстраивалась В.А.Сухомлинским с учетом возраста, в определенной последовательности: учащиеся получали сведения о единстве судеб народов нашей страны, убеждались в силе дружбы многонациональной семьи и величии бескорыстной взаимной помощи народов, осознавали историческую сущность и преобразующее значение дружбы народов, роль межнациональных связей.
В современной ситуации нет-нет да и возникающих межнациональных раздоров опыт Сухомлинского-воспитателя более чем актуален. «В основе межнациональных отношений, — считал он, — должны лежать следующие заповеди:
1) береги, щади неприкосновенность, уязвимость, ранимость другого человека;
2) знай, что твое неразумное, холодное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить; 3) нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом — значит и самому стать злым, безнравственным; 4) большое зло — унижать достоинство другого человека, считать себя личностью, заслуживающей уважения, а другого человека «мелкой пылинкой»; 5) дорогим для тебя должно стать не «мое», а «наше», т.е. ценности, принадлежащие обществу, созданные обществом для счастья и радости всех, каждой личности». Терпимость-это важнейший элемент духовной культуры, выражающим нравственную воспитанность и позволяющим ему ориентироваться в «сложном мире человеческих страстей и характеров».
С учетом идей и практики работы В.А.Сухомлинского была разработана программа воспитания культуры толерантности.
Цель данной программы: воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить интересы, потребности и личностные характеристики членов группы;
2) воспитать в студентах уважение к себе, сверстникам и старшим;
3) обучить взаимодействию при решении проблем в коллективе;
4) воспитать у студентов умение жить в обществе и считаться с общественным мнением;
5) воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия;
6) воспитать у студентов любовь к своей республике, желание знать и изучать её историю, традиции и обычаи народов, населяющих край;
7) создать условия для формирования в группе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;
8) развить умение действовать в соответствии с полученными знаниями в реальных жизненных ситуациях.
Данная программа включает в себя три блока внеклассных занятий, а также внеурочные занятия с целью формирования толерантности.
При организации и построении занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
— принцип обеспечения эвристической среды (творческий характер заданий, ориентация на потенциальные возможности);
— принцип субъектности (стимулирование заинтересованного участия каждого студента в работе группы, стремления высказывать свое мнение);
— принцип сотрудничества (обеспечение заинтересованного взаимодействия учителя с группой в целом и с каждым отдельным студентом );
— принцип интеграции результатов.
Исходя из этих принципов каждое занятие включает следующие этапы:
• сформировать систему знаний о сущности межнациональной толерантности;
• способствовать освоению способов толерантного взаимодействия с представителями других национальностей;
• совместное обсуждение возникающих проблем;
• сформировать систему оценки и рефлексии своего поведения по отношению к представителям других национальностей.
Занятия проводятся в форме лекций, бесед, диспутов, тренингов. Особое внимание уделяется парной и групповой работе на занятиях, ролевым играм. Так, одним из заданий, которое студенты выполняли в парах и группах, а некоторые и индивидуально, было сочинение стихов в стиле хайку.
Поэтический жанр хайку возник в XV веке в Японии как форма коллективного творчества. В своем первоначальном виде он часто использовался для отражения красоты природы в самой простой форме — через обращение к предметам повседневной жизни. Искусство хайку — в поэтизации слова и умении найти ему подобающее.
Перечислим основные принципы комплексной программы.
Принцип патриотизма.
Предполагает соответствие всех видов деятельности студии истории, характеру, традициям народа; работа в духе уважения и любви к своему Отечеству.
Принцип оказания предпочтения родному языку.
Предполагает деятельность студии преимущественно на татарском языке, развитие у детей и подростков навыков владения им, формирование интереса, любви и уважения к родному языку.
Принцип интернационализма.
Диалектика его состоит в следующем: патриотизм становится действенным интернационализмом, все виды деятельности студии проникнуты мыслью о том, что, только глубоко понимая свою традиционную культуру, можно уважать культуру всех окружающих его народов.
Принцип веротерпимости.
Предполагает при изучении конфессиональных традиций и праздников татарского народа обращение внимания детей на то, что в основе всех мировых религий лежат категории добра и зла, равенства, справедливости, чести, совести, достоинства, уважения к старшим и к памяти предков. Их нравственные нормы являются общими для всех народов условиями человеческого общежития.
Принцип природосообразности.
Проявляется, во-первых, во вдумчивом и бережном подходе к формированию в коллективе студии отношений, учитывающих индивидуальные и возрастные особенности обучаемого; во-вторых, в построении работы на основе и глубокого понимания взаимопроникновения традиционной культуры и природы. Во времена, когда традиционная культура составляла неотъемлемую часть жизни, в каждой семье ребенок как бы обучался в школе искусств. Лежа в колыбели, он уже слышал звучащие вокруг песни, прибаутки, сказки. В доме вышивали, ткали, пряли, валяли сукно и т.п. Сначала ребенок слушал, потом постепенно втягивался в труд, игры, пляски, обрядовые действа.