Методическая разработка «Внутригрупповые отношения»
Автор: Каржина Наталья Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж», отделение «Транспорт и дорожное хозяйство».
Методическая разработка
«Внутригрупповые отношения».
Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной среды, которая представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами.
Непосредственно на развитие личности ребенка большое влияние оказывают малые группы, членом которых является ребенок. Это - члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты. Группа представляет собой небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом.
Естественные группы складываются сами по себе и существуют исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. В группе индивид находит для себя образцы для подражания.
Первые неформальные группы с определенными правилами поведения в них образуются в период обучения в школе, в возрасте 6-8 лет. В детских группах во время игры устанавливаются свои специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами межличностных предпочтений. Однако эти группы существуют недолго и обычно нестабильны по своему составу.
Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений воспринимается как персональная драма. Для того, чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт с взрослыми.
Развитие личности ребенка может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу с отрицательной стороны, не обнаруживают желания помогать друг другу.
Состав микрогрупп и соответственно структура отношений в них бывают очень сложными. Например, можно встретить объединения детей, включающие4-5 человек, соединенных близкими дружескими связями. Однако, наиболее типичными являются группы-диады, группы-триады.
Их внимательное изучение может дать много полезного для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называется социометрия. Социометрическая методика позволяет:
■ выявить лидера в группе или коллективе,
■ оценить сплоченность коллектива, исследовать взаимных симпатий и антипатий, авторитетности или неавторитетности.
Процедура методики:
1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий (например, совместная деятельность).
2. На основании серии вопросов члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу.
3. Полученные ответы обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, по которой судят о межличностных, эмоциональных отношениях в данной группе.
Исследование малых групп, познание закономерностей и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы. При организации и проведении групповой работы необходимо учитывать ряд обстоятельств, от которых зависит ее успешность.
Особенности педагогического руководства группами:
Научить правильно распределять роли между собой и выполнять ролевые обязанности.
Научить быть руководителем групповой деятельности.
Научить подчиняться заданным правилам совместной деятельности, быть также и хорошими исполнителями.
Научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.
Научить быть независимым в группе или коллективе, преследуя собственные цели, в то же самое время не ущемлять интересов других.
Педагог на практике сталкивается со сложной задачей: как усиливать положительное и уменьшать возможное отрицательное влияние группы на личность ребенка. Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, необходимо чтобы коллектив жил достаточно разнообразной жизнью, включающей различные виды деятельности, взаимодополняющие друг друга. Ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от своих способностей и склонностей.