Познание мира Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды(2 класс)
Тема: Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Значение воды.
Цель: формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды. Планируемые результаты: - предметные: научиться определять свойства воды; - личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия; - регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному плану; - познавательные: делать выводы в результате совместной работы; - коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Форма работа: работа в группах.
Оборудование: учебник; наборы: стаканы с кипяченной водой, пробирки. Вещества: поваренная соль, сахар, песок, кофе, питьевая сода, вата.
Ход урока.
1. Организационный момент:
Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
- Задают вопросы
- Ищут ответы на эти вопросы
- Наблюдают, проводят опыты
- Проверяют свои догадки
В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник
Помощник
Эксперты
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода.
Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц».
Какие свойства воды указаны в отрывке? (Без вкуса, без цвета, без запаха).
О каких еще свойствах воды мы говорили на прошлом уроке? (прозрачная, не имеет формы, текучая).
Прочитайте название темы урока. О чем сегодня на уроке мы будем говорить? - Мы будем говорить о воде как растворителе. - А целью нашего урока будет познакомиться с простейшими способами определения растворимых и нерастворимых веществ.
- Проведем его в лаборатории, где каждый станет исследователем в составе группы.
Для этого нам нужно вспомнить правила работы в группе. 1. Умей слушать и понимать других; 2. Не перебивай; 3. Дай возможность высказать свое мнение каждому; 4. Умей договариваться и приходить к общему мнению.
3. Стадия вызова.
а) Ассоциативный ряд.
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней…
б) Постановка проблемы. Цель: создание мотивации к новому учебному действию. - Ребята, я предлагаю вам послушать притчу и подумать, как она связана с темой урока. Притча:
Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой ватой. Первый осел едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша, второй шел весело и легко. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги, когда осел вышел из воды, ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться, но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата. - Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее? - Соль растворилась в воде, а вата впитала в себя воду и стала тяжелее.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Практическая работа. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия. - Хочу напомнить всем присутствующим об удивительном свойстве воды: многие вещества в воде могут распадаться на невидимые мельчайшие частицы, то есть растворяются, следовательно, для многих веществ вода – хороший растворитель. - Предлагаю провести опыты и выявить способы, с помощью которых можно будет получить ответ на вопрос, растворяется вещество в воде или нет? Результаты вы будете записывать в таблице. После проведения опытов необходимо сделать вывод. Прежде чем перейти к опытам, давайте проверим все ли в нашей лаборатории готово к работе? Для исследования в каждой группе есть вещества, при помощи их вы сможете ответить на главный вопрос нашего урока.Инструкция перед вами, можно приступать к работе.
Инструкция по проведению опытов:
• Выберем вещество.• Опустим его в воду.• Размешаем и понаблюдаем, что происходит …..• Исчезло ли вещество?
ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ.
Продолжим опыты с другими веществами.
Сделаем ВЫВОД. О результатах наблюдения расскажем.
№п/п Название вещества Растворяется Не растворяется
1 2 3 ВЫВОД: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выступление групп.
Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.
Подтвердилось ли наше предположение?
Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде? Сахар, соль, кофе, сода, мыло.
Вывод: Вода – уникальный растворитель.
Какие вещества оказались нерастворенными? Песок, пластилин, перец, вата.
Вода – растворитель. Как вы думаете, всегда ли полезно это свойство?
5. Физкультминутка:
Над водой летят стрижи, Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.) Под водой плывут ерши, — (Присели.) Плывет лодочка-краса — Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)
6. Систематизация знаний.
В нашей лаборатории есть еще одно задание. Дома вы подготовили ответы на вопросы:
1. Значение воды.
2. Охрана воды.
3. Три состояния воды в природе.
Ответы на вопросы вы должны отобразить в постере или кластере. На задание дается 5 минут.
Выступление групп.
Взаимооценка.
7. Итог урока.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории.
Что нового вы узнали о воде?
Сегодня на уроке мы узнали, какие вещества растворяются в воде, а какие нет; для чего нам нужна вода и как ее надо беречь.
Все ребята сегодня хорошо работали.
8. Рефлексия:
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности. - Оцените себя с помощью листа самооценки. Лист самооценки Сегодня на уроке: • я научился___________________________________________________________________________ • было интересно______________________________________________________________________ • было трудно__________________________________________________________________________ • могу похвалить себя за то, что___________________________________________________________ • могу похвалить одноклассников за то, что_________________________________________________ • больше всего мне понравилось__________________________________________________________ • мне показалось важным________________________________________________________________ • для меня было открытием то, что________________________________________________________
9. Домашнее задание:
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с энциклопедиями. Вам нужно найти ответы на следующие вопросы:
Почему дождь падает каплями?
Как морскую воду сделать пресной?
Что такое ледники?
Почему лёд не тонет?