Технологическая карта по окружающему миру на тему Превращения и круговорот воды в природе (3 класс)


Технологическая карта
Учитель Роплева С.Н.
Предмет
Окружающий мир
Автор УМК Плешаков А.А.
Тема Превращения и круговорот воды в природе
Задачи: - образовательные Создать условия для ознакомления учащихся с тремя состояниями воды, круговоротом воды в природе
- воспитательные
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, любовь к природе
- развивающие Развивать образное мышление, память, внимание, наблюдательность; способствовать расширению кругозора учащихся
Планируемые результаты: Личностные: анализировать свои действия и управлять ими
сотрудничать со сверстниками и учителем
Предметные: -обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
-изображать круговорот воды в природе с помощью моделей.
Метапредметные: устанавливать количественные и пространственные отношения
контролировать и корректировать ход решения учебной задачи
Межпредметные связи: Формы деятельности: фронтальная
индивидуальная
парная
Формы обучения: деятельностный способ обучения
Ресурсы: ПК учителя
медиапроекторучебник
УМК
Чайник, нож, стекло, кубики льда, карточки Г, Ж, Т; индивидуальная доска, маркерЭтап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Личностные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные
УУД
Организационный этап – проверка готовности к уроку. (карточки с буквами Ж, Г, Т)
Актуализация знаний.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Краткий опрос
1.Какой сейчас урок?
2.Что нового о мире природы мы узнали на прошлом уроке?
3.Какова роль воды в жизни организмов?
4.Как можно очистить загрязненную воду?
5.Как проявляется в природе такое свойство воды, как растворитель?
(образуются пещеры. Вода разрушает горные породы, изменяет поверхность земли. В морях и т.д. вода соленая на вкус. Благодаря растворяющим свойствам воды образуются минеральные источники)-Выполним тест ( на листочках) и узнаем, о чем пойдет речь на уроке.
- Какое ключевое слово зашифровано? (вода)
- Как вы думаете, достаточно ли мы знаем о свойствах воды? А хотите узнать?
- Определите учебную задачу.
- Догадайтесь, кто нам сегодня будет помогать?
Слайд 1 (Капитошка)
- Кто это? (капля)
целостное восприятие окружающего мира;
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
формулирование познавательной цели;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Планирование
Целеполаганиеспособность понимать учебную задачу
построение логической цепи рассуждений
Проверка изученного на прошлом уроке
Взаимопроверка
- Капитошка хочет узнать, хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока. Он подготовил мини-диктант по теме «Вода»
Слайд 2 тест
Слайд 3 взаимопроверка, оценивание умение согласованно работать в парах;
самоконтроль;
умение ориентироваться в пройденном учебном материале
Изучение нового
1.Сообщение темы.
Рассказ учителя с опорой на презентацию о превращениях воды Слайд 4
Послушайте, что говорит Капитошка о себе:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
(все перечисленное – это вода)
Слайд 5 (три состояния воды)
- В каком состоянии бывает вода в природе?
(тверд., жидк., газообр.)
-Тема урока «Превращения воды».
- От чего зависит разное состояние воды? Почему она то в твердом состоянии, то в жидком, то в газообразном? (от температуры)Слайды 6, 7, 8
- Кто знает, при какой температуре вода находится в жидком состоянии?
- А при какой переходит из жидкого в твердое?
- Скажите, при охлаждении вода сжимается или расширяется? На самом деле при превращении в лед она расширяется. Из-за этого могут лопнуть зимой водопроводные трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так давит на трубы, что они разрываются.
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар) Подумайте, а в школьном кабинете когда мы наблюдаем это процесс? (протерли доску мокрой тряпкой, через пару мин она стала сухой. Вода с нее испарилась, т.е. превратилась в пар.)- Давайте вспомним воду в различных ее состояниях. А помогут нам в этом загадки Капитошки. С помощью карточек определите, в каком состоянии вода в отгадках
Слайды № 9-13
1.На дворе переполох, с неба сыплется горох (ГРАД) Т
2.Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут (ОБЛАКА) Г
3.Молоко над речкой плыло, ничего не видно было (ТУМАН) Г
4.Бел как мел, с неба прилетел (СНЕГ) Т
5.Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем, - ищем, ищем – не найдем. (РОСА) Ж
Моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Умение принимать и сохранять целевые установки урока
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
Познавательные УУД:
-различать три состояния воды;
Коммуникативные УУД:
-высказывать предложения о состояниях воды в природе;
-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
Закрепление нового.
Работа в п.т.
ФизминуткаСлайд 14
С.33 №1 - в парах
Проверка (на инд. доске)
С.33 №2 - самостоятельно
Проверка (светофоры)
Слайд 15
Сопровождайте слова стихотворения действиями.
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на изученный материал, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
построение логической цепи рассуждений
Умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Регулятивные:
Умение ориентироваться в учебном материале;
Моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
Познавательные УУД:
- моделировать круговорот воды в природе;
-анализировать рисунок-схему
Коммуникативные УУД:
-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
Открытие новых знаний. Слайд 16
Испарение – вода из жидкого состояния переходит в воздух в виде пара.
Конденсация – водяной пар переходит в жидкое или твердое состояние.
Замерзание – жидкая вода превращается в снег, лед.
Таяние – переход воды из твердого состояния в жидкое.
Слайд 17
Капитошка спрашивает, как называется тот или иной процесс? (соотнесение)
Ответьте на вопросы Капитошки Слайд 18 Открытие новых знаний. Практическая работа. - Итак, мы сказали, что превращения воды происходят при изменении температуры воды. При переходах из одного состояния в другое могут происходить различные процессы.
- Что это за тело? (кубик льда)
- Какое вещество? (вода)
- Андрей, возьми в руки кубик льда. Какой процесс произойдет? (таяние)
- Поставим чайник на огонь и будем нагревать до темп. 100 градусов. Что произойдет? (испарение, вода из жид. сост. перейдет в газообр.)
- Теперь поставим над поднимающимся паром холодное стекло. Что видим? (образование капель при соприкосновении с холодным предметом, т.е конденсация)
- Что теперь происходит с каплями? (Становятся больше и падают вниз)
- То же происходит и в природе. Такое явление называется КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.Слайды 19-20 Закрепление.
1.Работа с учебником Слайд 21
- Прочитаем статью в учебнике на странице 2.Работа в п.т.
Самостоятельная работа
Проверка Слайд 22
С. 34 - №4
Самопроверка по учебнику.
творческий подход к выполнению заданий
- умение планировать и определять цели
-умение работать самостоятельно
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-самоконтроль;
-умение ориентироваться в учебном материале;
-применять установленные правила в планировании способа решения.
Рефлексия (подведение итогов занятия)
«ЭТО ИНТЕРЕСНО!» Слайд 23
П.Т. - с.34 №5
Взаимопроверка
Кто сдал экзамен на «отлично»?
Слайд 24
- Капитошка приготовил для вас интересную информацию о необыкновенных явлениях в природе, связанных с водой. Эти явления записаны в Книгу рекордов Гинесса.
Самая крупная капля дождя размером 9см 4 мм выпала в Америке в 1953 году.
Самый сильный дождь шёл в Индии целых 12 месяцев с 1 августа 1860г по 31 июля 1861 г.
Самое глубокое озеро Байкал. Его глубина 1 км 940 м.
-умение работать самостоятельно
-навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
-Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки.
-Умение проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Самоопределение позиции школьника на основе положительного отношения к школе.
Домашнее задание На листе А3 изобразить круговорот воды, уметь рассказывать по схеме.
С. 55-57 - пересказ
По желанию: сочинить сказку о путешествии Капельки