Разработка урока по окружающему миру Какая бывает вода. УМК Начальная школа XXI века.


Урок окружающего мира в 1 классе по УМК «Начальная школа XXI века».
Учитель начальных классов Кошелева Л.Н.
Тема: Какая бывает вода?
Вид: урок -исследование
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
Цель: познакомить детей с понятием вода и её состоянием в природе, в процессе опытов познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды; формировать умения вести наблюдения за особенностями воды в жидком и твёрдом состоянии и делать выводы по результатам наблюдений; способствовать пониманию роли воды в жизни человека; развивать внимание, память, устную речь и пополнять словарный запас.Планируемые метапредметные результаты: Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, умение оценивать материал, уважительное отношение к собеседнику.Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действия, уметь работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль и самооценку.Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использование знаковых и графических моделей.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Общеклассное: стаканы с водой, молоком соком, полоски цветной бумаги, гвоздь, пробка, глобус.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация .Индивидуальное: учебник 1 класса "Окружающий мир", автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой,
Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
-установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности. Организует проговаривание правил поведения на уроке и создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Ты проверь скорее, дружок,Готов ли ты начать урок?Все ль  на месте?Всё ль  в порядке,Книжка, ручка и тетрадка?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того. Что чудеса постоянно окружают нас.
Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева снежинок, громады айсбергов, весенний дождь.
- Сегодня мы будем говорить об одном из наиболее замечательных и таинственных чудес.
Слайд №1.
Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.
Цели:
-организует выполнение учащимися учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения; Организует актуализацию умений составлять целое из части.
Организует выполнение учащимися учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Выполняют задание самостоятельно в группах из 2х человек
Отгадывают ребусы
Высказывают своё предположение.
Фиксируют индивидуальное затруднение.
В этом ребусе заключена тайна нашего урока.
Отгадайте её (дети в парах постоянного состава его рассматривают, предлагают варианты отгадок. Отгадка - вода).Слайд №2.
Выполни действия и напиши полученное слово.
СОМ – ОМ + НЕГ = СНЕГ
Г + РАЗ - З + Д =
ПЯТЬ –ТЬ - Я + АР =
ИВА – ВА + НЕ +Й =
РОДИНА – ИНА – Д + СА =
МЁД – М + Л =
ТУ + МАЛ - Л + Н =
Что общего в полученных словах?
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
III. Постановка учебной задачи
Цели:
-организовать постановку цели урока.
- уточнить следующий шаг учебной деятельности;
Организует постановку цели урока.

Задает вопросы по теме урока
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности - Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Слайд №3.
- Что же сегодня узнаем?
Можете ли вы ответить на вопрос: - Что такое вода?
Дети формулируют высказывания. Принимаются все ответы.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
(Регулятивные УУД)
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя (Познавательные УУД)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
-организовать совместную исследовательскую деятельность;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности. Дает научное объяснение понятию «вода», называет основные свойства и функции воды.
Организует совместное проведение исследовательской деятельности.
Помогает детям самостоятельно сделать вывод на основе проведенного опыта.
Организует соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов

Осознают важность присутствия на планете воды, как уникального вещества.
Пытаются самостоятельно делать выводы, высказываться.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Пытаются самостоятельно делать выводы, высказываться.
А сейчас посмотрите на глобус. Реки покрывают наш Земной шар, словно голубой паутиной. Космонавты из космоса видят нашу планету голубой, так как воды на Земле больше, чем суши.
Слайд №4.
- Вода – самый удивительный минерал на Земле. Вода дает жизнь всему живому на планете. Водные массы оказывают благотворное влияние на климат. Под воздействием воды разрушаются прочнейшие и мощнейшие горные породы .
Вопрос к классу:
Какая бывает вода?
Открываем с. 88. Посмотрите на таблицу в учебнике.
Удивителен этот минерал еще и тем, что вода единственное вещество на планете, которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Снег, лёд, град, иней - это вода в природе находится в твёрдом состоянии (слова вывешиваются на доску и значок твёрдости - снежинка). Роса - это вода в жидком состоянии - на доске капелька воды. Туман, пар - это вода в газообразном состоянии - чайник с паром.
Предлагаю вам сегодня знания о свойствах воды получать самостоятельно, при помощи тех исследований, которые мы с вами проведем на уроке
Опыт № 1 Мне нужны помощники, которые проведут исследование свойств воды. К рабочему столу я приглашаю группу исследователей.
Оборудование: 2 стакана: с водой и молоком, полоски белого, синего и красного цвета.
Содержание опыта: 1). Рассмотрите молоко. Какого она цвета? Давайте посмотрим на молоко, поставив стакан на полоски белого, синего, красного цвета.
Что мы можем сказать? (Молоко белое, ничего не видно.2) Рассмотрите воду в стакане. Какого она цвета?
Давайте посмотрим на воду, поставив стакан на разноцветные полоски.
- Что можно сказать о цвете воды? Она ни белого, ни синего, ни красного цвета.
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
На доску вывешивается значок прозрачности воды -
Изображ. "глаза"
Опыт № 2
Оборудование: 3 повязки, 3 стакана с апельсиновым соком, водой и молоком.
В трех стаканах налиты апельсиновый сок, молоко и вода. Я надену на глаза помощников повязки, а помощники должны определить по вкусу, в котором стакане находится вода. Ребята пробуют то, что налито в их стаканы и называют, кому достался стакан с водой. Дети самостоятельно объясняют, как с закрытыми глазами они обнаружили, что в стакане вода. Делают вывод: - Вода не имеет вкуса и запаха.
Перечёркнутый язык и нос
Физминутка (две руки)
Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
Самостоятельно делать выводы, грамотно формулировать высказывания ( Познавательные УУД)
Умение работать в группе, в паре Личностные, регулятивные, коммуникативные УУД
Выполнение упражнений необходимых для эмоционального настроя и снятия напряжения.
(Регулятивные УУД)
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.
Организует усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи.
Даёт представление об эталоне речи, исправляет неточности в речи учащихся при проговаривании терминов. Выполняют задание, проговаривая новые понятия.
Осознают необходимость расширения области своих знаний г). - Сейчас вы увидели два опыта, которые нам помогли раскрыть некоторые тайны воды. Мы узнали свойства воды. Какие это свойства мы сейчас повторим, а помогут нам значки.
- Закрепление: Вода - это бесцветная, прозрачная (жидкость), не имеет запаха и вкуса.
- Ещё не все тайны воды раскрыты. Другие тайны нам поможет раскрыть учебник.
На с. 88 найдите изображение увеличительного стекла. Мария , прочитай вопросы, отмеченные галочкой.
Можно ли растворить в воде соль? А сахар? Для этого опыт не нужен. Мы каждый день утром пьём чай с сахаром. В обед едим суп.
Утонет ли в воде гвоздь? А пробка? Проверим.
(гвоздь утонул, а пробка нет). Гвоздь железный, тяжёлый - утонул.
Пробка лёгкая - осталась плавать.
- Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тону, вы узнаете на уроках физики.
- Молодцы. Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
VII. Самостоятельная работа
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует выполнение учащимися самостоятельной работы в группах
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников
Выполняют задание самостоятельно в группах из 2х человек
- Вернёмся к началу урока. О каком веществе мы с вами говорили? В чём его особенность?
Слайд №5
Сейчас вы будете работать в группах. Вспомним правила работы в группе
Уважай своего товарища.
Слушай других.
Не согласен – предлагай.
В учебнике на стр. 89 есть картинки, которые помогут вам ответить на мой вопрос.
1 группа готовит ответ на вопрос: « Роль воды в жизни человека»
2 группа готовит ответ на вопрос: « Роль воды в жизни животных»
3 группа готовит ответ на вопрос: « Роль воды в жизни растений»
Проверка:
1 - Слайд №6-8
2 – Слайд №9-10
3 - Слайд №11-12
Вопрос к классу:
- Расскажите, как человек использует воду?
- Откуда мы с вами берем воду для своих нужд?
- Куда стекает использованная вода?
Вывод: воду надо беречь.
Слайд №13. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности. Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку своей работе на уроке. - Что узнали нового? А что хотели бы ещё узнать?
Какая работа на уроке была для вас интересной и познавательной?
Испытывали ил вы затруднения во время выполнения какого-либо задания на уроке?
- С каким настроением заканчиваем урок? Прикрепите игрушки к нашей ёлочке. В вверху – мне было интересно и я узнал новое.
Ниже– я мало, что понял.
А у основания ёлочки- мне было грустно и неинтересно.
А дома, в присутствии родителей, вы можете повторить те опыты, которые мы с вами проделали на уроке и объяснить их.
Урок окончен.
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)