Методическая разработка лекционного занятия №7 по теме:Организация безопасной среды для пациента и персонала МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальность Лечебное дело 1 курс
Методическая разработка
Лекционного занятия № 7
по теме: «Организация безопасной среды для пациента и персонала»
По МКД 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала
специальность Лечебное дело, 1 курс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Организация безопасной среды для пациента и персонала» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по МДК «Безопасная среда для пациента и персонала». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает материалы базисной лекции.
Блок контроля знаний включает в себя:
- материалы контроля исходного уровня знаний в виде фронтального опроса,
- материалы контроля выходного уровня знаний в виде тестового опроса.
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты лекции.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
- основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Цели занятия:
1. Дидактические:
Формирование профессиональных компетенций ПК 7.8.Обеспечить безопасную больничную среду для пациентов и персонала, через применение знаний.
Изучить:
1.Факторы риска для пациентов.
2. Развивающие:
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 04).
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05).
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
- воспитывать толерантность, уважать социальные, культурные, религиозные различия.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала
Вид занятия: лекционное занятие
Методы обучения: беседа.
Методы контроля знаний: фронтальный опрос, тестовый опрос.
Оснащение: мультимедийная презентация,
Продолжительность занятия: 90 мин.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
ОП 02. Анатомия и физиология человека
ОП 06.Основы микробиологии и иммунологии
МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи
населению
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Дезинфекция
Предстерилизационная очистка.
Стерилизация. Устройство и функции ЦСО.
Организация безопасной среды для пациента и персонала
Используемая литература:
1. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
2. Осипова В.Л. Дезинфекция : учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
Для преподавателей:
1. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
2. Осипова В.Л. Дезинфекция : учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630 – 10
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы лекции и их содержаниеВремямин. Обоснование методических приемов1. Организационный момент
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих. 3 С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что психология больного характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей фельдшера является проникновение в психологию больного. Для правильной организации помощи за ним нужно знать, как пациент реагирует на свою болезнь.
Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтального опроса. (Приложение 2)
7 С целью мотивации необходимости получения знаний, использования их в будущей практической деятельности.
3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения по плану лекции:
1. Факторы риска для пациентов. (Приложение 1)
145 Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Заслушиваются выступления мультимедийных презентаций по теме: « Методы стерилизации».
2.Составление терминологического кроссворда по теме: «Стерилизация». (Приложение 3)
10 Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций:ОК 5, ОК 4.
5. Выходной контроль.
Проводится в форме тестового опроса (взаимопроверка). (Приложение 2) 10 С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.
6. Подведение итогов занятия.
Обобщающая беседа в соответствии с планом лекции, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию.
3 С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.
7. Сообщение домашнего задания теме: « Дезинфекция»:
1.Составление тематического кроссворда по теме: «Факторы риска для пациента».
2. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
3. Осипова В.Л. Дезинфекция :учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭС ТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
4. Конспект лекции
6. Интернет-ресурсы 2 С целью координации самостоятельной работы студентов.
Приложение 1
Информационный блок
1.Терминологический словарь
Равновесие- устойчивое положение предмета или тела человека.
Постуральное напряжение мышц – напряжение, вызванное неудобной позой.
Эргономика – наука, изучающая взаимосвязи между людьми и окружающей средой для эффективного и безопасного выполнения.
Биомеханика – наука, о применении принципов механики для изучения движений тела человека.
Боль – это субъективное ощущение, включающее в себя неврологические, физиологические, поведенческие и эмоциональные аспекты.
Иррадиация – распространение боли в соседние части тела.
Гемиплегия – односторонний паралич.
Параплегия – паралич обеих конечностей (верхних или нижних).
Инсульт – внезапно наступающее нарушение мозговой деятельности.
Контрактура – от лат. contracture–стягивание, сокращение.
Остеохондроз – дегенеративно – деструктивные изменения межпозвоночного диска, приводящие к вторичным изменениям – корешковым болям.
2.Материалы базисной лекции
План лекции:
1. Факторы риска для пациентов.
1. Факторы риска для пациентов
Пациент — это страдающий человек с нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации, ощущением зависимости от болезни, переживанием стесненной свободы. И сама болезнь, и новая окружающая среда вынуждают его изменить привычный образ жизни.
Факторы риска, негативно влияющие на пациента, можно условно разделить на две группы:
1) психосоциальные;
2) угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.
Психосоциальные факторы.
К этой группе относятся следующие факторы риска:
• измененная ролевая функция;
• сниженная индивидуальная способность к адаптации и преодолению стрессовых ситуаций;
• высокая степень риска от неустойчивости жизнедеятельности;
• сниженная реакция па социальное взаимодействие;
• синдром стресса перемещения;
• нарушение чувства собственного достоинства.
Психология больного характеризуется, с одной стороны, ощущениями физического порядка (например, боль, лихорадка и др.), представлениями о болезни, а с другой — определенным отношением к болезни. У больного нарушается обычный ход взаимоотношений, возникают новые отношения с близкими, связи с незнакомыми до болезни людьми. Важной задачей фельдшера является проникновение в психологию больного. Для правильной организации ухода за ним нужно знать, как пациент реагирует на свою болезнь. Отношения между медицинской сестрой и больным можно разделить на три этапа.
1. Больной, попав в лечебное учреждение, чувствует себя неуютно. Установить с ним контакт можно, упомянув об общих знакомых, новостях, известных людях, сообщив необходимые сведения о больнице и т.д. Важнейший метод установления контакта — умение выслушать больного; причем слушать надо с интересом, реагируя науслышанное. Важно все — и обстановка, в которой происходит разговор, и то, насколько естественно себя ведет медицинская сестра.
2. На этапе лечения изменяющаяся картина болезни, ход обследования и другие факторы могут вызвать у больного страх, неуверенность, придирчивость, которые можно уменьшить или вообще устранить, проявляя внимание к пациенту.
3. На конечном этапе при выписке из больницы нередко возникают психологические трудности. Некоторые больные боятся покинуть отделение, в котором были надежно защищены от опасности, в то время как другие стремятся к скорейшей выписке. Пациенты часто сомневаются в том, что дома смогут соблюдать диету, поддерживать достигнутый эффект. Следует беседовать с больными, успокаивать их, объяснять особенности поведения дома. Чтобы устранить отрицательное влияние больничной среды на эмоциональную сферу пациента, ему нужно дать больше положительных эмоций, что поможет наилучшей и скорейшей адаптации к условиям стационара.
Среди мероприятий по обеспечению режима эмоциональной безопасности в медицинском можно выделить:
• поддержание тишины, спокойной и доброжелательной обстановки в отделении;
• общение с пациентом негромким голосом только с положительной интонацией;
• создание удобного интерьера, наличие помещений для отдыха и посещений пациентов близкими;
• организация досуга пациентов, обеспечение возможности заняться какой-либо доступной деятельностью, например чтением, вязанием, просмотром телепередач;
• устранение отрицательных эмоций, которые могут быть вызваны у пациентов видом медицинских инструментов, предметов ухода, испачканных кровью и выделениями;
• обеспечение соответствующей обстановки и психологической поддержки при проведении каждой манипуляции (медицинская сестра не должна проявлять раздражения по поводу страхов и стеснительности пациента);
• рациональное заполнение палат (это помогает пациентам более полноценно удовлетворять потребность в общении);
• обеспечение тишины во время дневного отдыха и ночного сна пациентов.
Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека.
Можно выделить следующие факторы:
• снижение защитных функций организма;
• нарушение (расстройство) схемы тела;
• нерешительность, противоречивость при принятии решения;
• высокий риск осложнений лекарственной терапии;
• высокий риск ВБИ;
• высокий риск травм, повреждений;
• высокий риск ожогов, переохлаждений;
• высокий риск поражений электрическим током во время процедур;
• пониженная физическая подвижность;
• обессиливание (общая слабость);
• недостаточная самогигиена.
Для предотвращения возникновения ситуаций, приводящих к нарушению жизнедеятельности человека, медицинская сестра в первую очередь должна ознакомить пациента с распорядком дня, режимом работы лечебного отделения и следить за их соблюдением. С целью снижения риска возникновения осложнений в результате проведенных манипуляций и процедур больной должен знать о возможных последствиях при несоблюдении правил поведения после них.
Сестринские вмешательства, направленные на снижение риска падений, травм, ожогов, пищевых отравлений и поражений электрическим током во время проведения процедур, должны быть сконцентрированы на выявлении пациентов с высоким риском несчастных случаев. Особенно высок риск несчастных случаев у детей и пациентов пожилого и старческого возраста. Для профилактики ВБИ медицинская сестра должна соблюдать режим инфекционной безопасности и личной гигиены пациента. Далеко не всегда можно предусмотреть возникновение тех или иных ситуаций, угрожающих безопасности жизнедеятельности больного.
Для предупреждения многих из них необходимо придерживаться определенных правил.
1. Кровать больного, санузел должны быть снабжены звонками для экстренного вызова.
2. Для предупреждения падений в медицинских учреждениях не должно быть высоких порогов, проводов и других предметов на полу.
3. Лестницы и коридоры должны быть хорошо освещены.
4. После попадания на пол жидкости ее необходимо немедленно вытереть, чтобы больной не поскользнулся на мокром полу.
5. Обувь пациентов должна быть удобная, не растоптанная, с нескользящей подошвой.
6. Ослабленных больных и пациентов с нарушениями координации следует приучать пользоваться перилами, поручнями, опорными ручками, ходунками. Периодически необходимо проверять прочность закрепления перил и поручней. При использовании ходунков, костылей, тростей проверяют их прочность, целостность наконечников.
7. Все средства передвижения больного, имеющие колеса: каталки, кресла-каталки, функциональные кровати, должны иметь функционирующие тормоза. Перед использованием этих средств необходимо убедиться, что они исправны. Во время пересаживания или перекладывания больного тормоза должны быть зафиксированы. Если медицинский работник вынужден оставить навремя человека, находящегося на колесном средстве передвижения, то прежде чем отойти от больного, она должна зафиксировать тормоза.
8. Следует периодически проверять состояние стекол очков у пациентов со слабым зрением и их соответствие потребностям больного.
9. Необходимо периодически проверять качество работы слухового аппарата у плохо слышащих пациентов.
10. Ослабленные и престарелые больные должны пользоваться ванной комнатой и туалетом, не закрывая дверь на задвижку.
11. В больничной палате ночью должен гореть ночник, позволяющий проснувшемуся человеку сориентироваться в обстановке.
12. Чтобы избежать падения больного с кровати, пользуются кроватями, имеющими боковые бортики.
13. Больному необходимо избегать резких вставаний с постели или из кресла во избежание головокружения, потери сознания и падения.
14. При вставании из ванны или усаживании в нее больной не должен пользоваться в качестве поручня кранами или трубами водопровода. В случаях срыва крана или отрыва трубы человек может получить ожоги.
15. В связи с плохой температурной чувствительностью кожи пациента при ряде заболеваний температуру воды в ванной нужно измерять не рукой, а с помощью водяною термометра.
16. Пациентам, страдающим недержанием мочи и кала, нельзя пользоваться электрической грелкой во избежание электротравм.
17. Пациенты с нарушениями глотания должны пить и есть только в присутствии второго лица.
18. Следует прятать спички от больных, страдающих слабоумием.
19. Нельзя курить и включать электроприборы рядом с больным, пользующимся кислородной подушкой.
20. Необходимо обеспечить пациентам возможность своевременно осуществлять гигиенические процедуры.
Необходимо максимально устранить влияние факторов риска на пациента и создать в медицинских учреждениях такие условия, которые обеспечат ему безопасность все время, пока больной там находится.
Приложение 2
Блок контроля и самоконтроля
1. Фронтальный опрос:
1.Понятие пациент?
2. Психосоциальные факторы риска?
3. Мероприятия по обеспечению режима эмоциональной безопасности?
4. Факторы, угрожающие безопасности жизнедеятельности человека?
5. Правила для предупреждения безопасности жизнедеятельности больного?
2. Тестовый опрос
1. Правильная биомеханика тела медицинской сестры обеспечивает:
а) транспортировку, перемещение и изменение положения тела пациента
б) предотвращение травмы позвоночника медсестры в процессе работы
в) своевременность выполнения врачебных назначений
г) положение, позволяющее удержать равновесие
2. К факторам риска падений пациентов относится все перечисленное, исключением одного:
а) нарушение равновесия
б) переохлаждение
в) возраст старше 65 лет
г) нарушение зрения
3. Способность пациента помогает сестре во время перемещения не зависит от:
а) врачебного назначения
б) удержание равновесия
в) состояния зрения и слуха
г) желание и понимание
4. К факторам риска для медицинского персонала не относятся:
а) физические
б) химические
в) социальные
г) биологические
5. К физическим факторам риска не относятся:
а) физическое взаимодействие с пациентом
б) воздействие высоких и низких температур
в) воздействие фармацевтических препаратов
г) действие различных видов излучений
6. К биологическим факторам риска относится:
а) нарушение правил эксплуатации электрооборудования
б) опасность заражения ВБИ
в) воздействие магнитных и лазерных излучений
г) неудовлетворенность результатами труда
Эталон ответов
1.б
2.в
3.а
4.в
5.в
6.б
Приложение 3
Виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при подготовке к лекционному занятию:
Заслушиваются выступления мультимедийных презентаций по теме: « Методы стерилизации».
Составление терминологического кроссворда по теме: «Стерилизация».