ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ МОЕГО КРАЯ» В КУРСЕ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»
ПРОЕКТ «ИСТОРИЯ СЕМЬИ В ИСТОРИИ МОЕГО КРАЯ» В КУРСЕ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ»
Для каждого русского человека характерно обостренное чувство любви к своей Родине. Этим, наверное, мы и отличаемся от других народов. Об этой любви рассказывают многие страницы истории нашей страны.
«Родина – есть священная Тайна каждого человека, так же как и его рождение» - говорил русский философ Сергий Булгаков. Действительно, наша жизнь тесно связана с историей родного края. И когда мы изучаем историю своего края, невольно возникает вопрос: а чем занимались в это время мои предки? И хочется найти на старинных фотографиях, в текстах воспоминаний знакомые лица и имена. И, найдя их, мы гордимся, что наши родные люди в трудную ли, в значительную ли минуту для Отечества были вместе со своей страной, своим народом. История каждой семьи как зеркало отражает историю Отечества. Ведь каждый человек и делает эту историю.
Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать рассказы об истории своей семьи, но, к сожалению, большинство родителей очень мало уделяют внимания этой теме. Мало кто задумывался о том, что семейная история может служить совершенно разным целям: она может дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному изучению истории страны в целом или вдохновить на творческий порыв. Современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её культурный уровень.
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его нормального развития. В семье осуществляется воспитание личности. От того, как семья относится к своей истории, к своим традициям, к своим предкам, во многом зависит результат этого воспитания. Поддерживать интерес людей к своей родословной очень важно. Изучать свою родословную надо, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Исследование истории своей семьи способствует духовному росту личности, укреплению семьи и самосознания нации в целом.
Семейные рассказы - настоящий живой мир, позволяющий нам почувствовать, как возвращается утекающее время, узнать, как жили деды и прадеды, более полно ощутить само понятие семья. Поэтому сохранение в памяти того, что рассказывали о себе прабабушки и прадедушки, так важно.
Я думаю, что молодому поколению необходимо изучение истории семейного уклада. Что помогало близким людям не поддаться жизненным неурядицам и сохранить себя в непростых ситуациях. Следовательно, другие задачи проекта, непосредственно связанные с первой, - популяризация семейных ценностей, традиций, преемственности поколений, то есть все то, что позволяет сохранить и укрепить семью, по сути, основу любого общества.
Мы собирали рассказы практически обо всех сторонах жизни односельчан: о том, в каких семьях жили прадедушки и прабабушки, кто были их родители, каков был уклад в семье. Также приветствовались и рассказы на бытовые темы: какие обязанности по хозяйству были у детей старших и младших? Естественно, касались и отношений в семье: как вели себя члены семьи, если случалась беда? Какие праздники любили прадедушки и прабабушки, когда были детьми, и как к ним готовились? Чему их учили родители? Как помогли уроки родителей в их будущей взрослой жизни?
Как оказалось, интерес к рассказам старшего поколения у молодежи весьма велик, дети как губка впитывают рассказы о прошлом их семей, ценят их.
Рассказы о сложной крестьянской жизни, о военных годах и послевоенном становлении страны, становлении, произошедшем благодаря нашим не столь уж и далеким предкам, пронизаны гордостью и уважением к своим семьям.
Именно после проекта многие участники всерьез задумались о том, как важно сохранять семейные предания, ведь то, что будет потеряно, не восполнить никогда и ничем. Ведь наша история, история нашего рода, наших родных и любимых людей с каждым годом забывается. И с ними же уходит в никуда.
Выводы, которые делают из рассказов прабабушек и прадедушек дети, одновременно и просты, и очевидны, и глубоки - только в крепкой семье человек может выжить в непростом мире и не потерять себя. Очень важно не забывать своих корней, помнить, кем были твои предки.
Задачи проекта:
создавать условия для проявления учащимися интереса к истории своей страны, «малой родины»;
знакомить учащихся с историей жизни и творчества предыдущих поколений;
формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, способных к осознанию своих возможностей;
Место реализации проекта:
МОУ «Разуменская средняя общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области»
Участники проекта:
ученики 2 «А» и 2 «Б» классов, классные руководители, родители.
Взаимодействие участников проекта предполагает взаимодействие на:
информационном уровне,
практическом уровне,
эмоциональном уровне,
этическом уровне.
Функции проектной деятельности:
исследовательская,
поисковая.
Мероприятия проекта:
№ п/пМероприятие Участники ответственные
1 Презентация: «Знаем ли мы историю своей малой Родины?» 2 Поисковая работа по теме:
1) «История моего поселка»
2) «О чем могут рассказать названия улиц нашего поселка»»; 3 Поисковая работа по теме: «Жизнь замечательных людей»: Формы проведения: Презентация с использованием мультимедиа, круглый стол участников проекта.
Итоги реализации проекта.
Вывод: Таким образом, все запланированные мероприятия были проведены на высоком педагогическом уровне. Проект участниками был признан успешным, цель проекта достигнута.
Презентация проекта.
Презентация проекта проходила в классе с использованием мультимедиа . Итоги проекта подводились и обсуждались в течение всей работы над проектом. По окончанию каждого этапа был проведён анализ полученных результатов. Участники проекта были информированы о ходе проекта.
Ожидаемый результат:
повышение уровня знаний учащихся в области искусства и истории;
проявление индивидуальности, конкурентоспособности;
повышение культурного уровня обучающихся;
обеспечение занятости учащихся во внеурочное время, удовлетворение их потребностей в занятиях по интересам и самовыражении.