Рабочая программа курса Белгородоведение 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржевская основная общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

«Рассмотрено»
Руководитель МО
__________/Останкова Н.Н./
Протокол № от
« » июня 2015 г.

«Согласовано»
Заместитель директора
МБОУ «Ржевская ООШ»
_______/Кухтова Т.И../
«___» августа 2015г.

«Утверждено»
Директор МБОУ «Ржевская ООШ»
__________/Морозова Л. И./
Приказ№___от
«___» августа 2015г..







Рабочая программа
курса «Белгородоведение»
для 5 класса







Составила: учитель биологии
Журавлева Ольга Васильевна,
высшая квалификационная категория














Ржевка
2015год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Белгородоведение» для 5 класса составлена согласно примерной программы интегрированного курса «Белгородоведение» по модулям «География» и «Биология-химия».
Целью курса является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) с осознанным желанием и внутренней потребностью активного участия в его развитии.
Задачи:
- овладение обучающимися знаниями об особенностях природных ресурсов родного края;
- воспитание учащихся в духе патриотизма, через уважение к традициям и истории малой родины ко всему многонациональному Российскому государству в духе демократических ценностей;
- формирование ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации, умений осмысленного применения полученных знаний в современном поликультурном мире.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина своей страны и локальной региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, уважение прав и свобод человека на основе региональной истории, уважение к многонациональной истории народов России;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений Белгородчины, способность к ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные результаты:
- способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с различными источниками учебной и внешкольной информации, обрабатывать, анализировать, сопоставлять исторические аспекты родного края с историей государства, обосновывать выводы, использовать ЭОР;
- способность решать творческие задачи и представлять результаты своей исследовательской и проектной деятельности;
- готовность к работе в коллективе, к сотрудничеству с представителями музеев, архивов и др. социальных объектов.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народа своего региона и страны как необходимой основой для миропонимания и познания развития современного общества;
- способность применять понятийный аппарат, приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения связи истории прошлого и настоящего родного края;
- готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего региона, города, поселка, деревни.
География

5-6 классы
Что такое свой край, своя местность, ближайшая (малая) Родина. Родной дом, школа, улица, город, Родной край – часть России, частица мира.
Понятие «Родиноведение» или «Краеведение».
Положение области по отношению к полюсам, экватору, морям и океанам. Край как часть региона и страны. Географическое положение Белгородской области на границе России. Географическое положение района (города, села). Происхождение названий местных населенных пунктов, улиц.
Официальные символы Белгородской области: герб, гимн, флаг. Символы района (города, села). Проектная и исследовательская деятельность Встречи с интересными людьми, интервью. Экскурсии, походы. Практические работы. Обозначение на контурной карте административных границ Белгородской области, своего района (города, села). Определение протяженности Белгородской области с севера на юг и с запада на восток. «Ориентирование». Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей школы, дома. Составление фотоальбома, видеофильма, географического рассказа о путешествии по родному краю, совершенном учащимися. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).
Геология и рельеф нашего края. Как была открыта Курская магнитная аномалия. Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Белгородский край.
Рельеф Белгородчины. Формы рельефа местной территории. Полезные ископаемые, добываемые на территории района (города, села), их использование в хозяйственной деятельности и строительстве (дизайне).
Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Формы рельефа области и породы, слагающие земную кору. Влияние рельефа на освоение территории. Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних факторов.
Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность. Экскурсии, походы. Практические работы. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных форм рельефа (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). Обозначение на контурной карте (Белгородской области, своей территории) местных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.
Климат и погода в нашем крае.
Главные факторы, влияющие на местный климат. Местные приметы о погоде, слова и выражения, характеризующие погоду и климат. Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат Белгородской области. Погодные явления Белгородчины в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.
Область на климатической карте России. Климатические особенности Белгородчины. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам. Климатическая характеристика сезонов года.
Приборы для метеорологических наблюдений. «Рекордные» погодные показатели на территории Белгородской области и района (города, села). Влияние местного климата на здоровье человека и хозяйство. Экскурсии, походы (Гидрометеоцентр (метеорологический пункт). Наблюдения за погодными явлениями. Фенологические наблюдения за погодой на местности. Музей искусств (картинная галерея, фотовыставка). Местные пейзажи в разные времена года. Практические работы. Составление климатического очерка района (города, села). Построение графика годового хода температур своей местности. Построение местной «розы ветров», диаграмм облачности. Наблюдения за погодой (заполнения календаря наблюдений за погодой) района (города, села). Подсчет среднесуточной (среднемесячной) температуры. Построение графика хода температуры за сутки, месяц. Встречи с интересными людьми, интервью.
Внутренние воды Белгородчины
Знаменитые географы и краеведы, изучавшие гидрологию Белгородчины. Водные богатства края в фольклоре, искусстве, художественной литературе и публицистике.
Внутренние воды области. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Биологическое исследование водотоков, водоемов и болот. Местные водные растения и животные. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района (города, села). Экскурсии, походы. Местный водный объект (озеро, река, пруд, болото, источник, колодец и т.п.). Определение гидрологических характеристик. Местные и акклиматизированные водные растения и животные. Зоопарк (живой уголок, аквариум). Местные и акклиматизированные водные растения и животные. Практические работы. Описание местной реки по плану. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер Белгородской области. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий местных рек и озёр (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой). Проектная и исследовательская деятельность. Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов города (села). Встречи с интересными людьми, интервью.


Модуль «Биология-химия»
В программе предлагается, помимо ознакомления с теоретическим материалом, организация музейных уроков, экскурсий, конкурсов, акций направленных на изучение природы родного края и ее охрану, организация проектной деятельности.
5-6 классы
Животный мир
Фауна Белгородской области. Разнообразие животных. Простейшие. Черви. Моллюски. Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые. Позвоночные животные Белгородской области: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Птицы и млекопитающие нашего края. Изучение следов жизнедеятельности этих животных. Сезонные изменения жизни животных. Фенонаблюдения. Охраняемые животные нашего края.
Промысловые и опасные животные Белгородской области. Правила поведения в природе. Состояние среды обитания животного мира Белгородчины. Охотничьи ресурсы Белгородской области. Организация любительского и промышленного рыболовства на территории Белгородской области.
Экология Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области. Виды охраняемых территорий. Заповедный участок “Лес на Ворскле”. Заповедный участок «Лысые Горы». Заповедный участок «Ямская степь». Заповедный участок «Стенки-Изгорье». Заповедный участок "Острасьевы Яры". «Хмелевая балка». Урочище «Большой лог». Урочище «Борки». Участок "Айдарский". «Ханова балка» и др.
Красная книга Белгородской области.
Музейные уроки по биологии:
Волшебный мир животных и растений Белгородчины
Лесные экосистемы
В царстве грибов
Экскурсии в заповедники Белгородской области. Календарно-тематическое планирование по белгородоведению в 5 классе
(17 часов, 0,5 часа в неделю)

Количество часов
Тема занятия
Дата по плану
Дата факт.
Примечания

1
1
Родной край – часть России. Экскурсия по родному селу.




2
1
Географическое положение Белгородской области, района, села. Практическая работа №1. Обозначение на контурной карте административных границ Белгородской области, своего района.







3



1
Решение задач по плану местности. Определение географического положения своей школы, дома. «Лингвистический конструктор». Происхождение названий населенных пунктов (работа с топонимическим словарем, дополнительной литературой).




4
1
.Официальные символы Белгородской области: герб, гимн, флаг. Символы района.




5
1
Как была открыта Курская магнитная аномалия. Знаменитые географы, геологи и краеведы, изучавшие Белгородский край.




6
1
Рельеф Белгородчины. Полезные ископаемые. Практическая работа №2 Определение полезных ископаемых по образцам и нанесение на контурную карту районов их залегания.




7
1
Главные факторы, влияющие на местный климат. Местные приметы о погоде. Практическая работа №3 Наблюдения за погодой.







8
1
Внутренние воды области. Экскурсия на водоем.




9
1
Учебный проект по экономному использованию и охране водных объектов села.




10
1
Фауна Белгородской области. Разнообразие животных. Простейшие. Черви. Моллюски.




11
1
Членистоногие: ракообразные, паукообразные, насекомые.




12
1
Позвоночные животные Белгородской области.




13
1
Промысловые и опасные животные Белгородской области.




14
1
Экология Белгородской области. Система охраны природы в Белгородской области.






15


1
Заказник «Ровеньский»




16
1
Красная книга Белгородской области.




17
1
Заповедные участки Белгородской области. (защита проектов-презентаций)




Список литературы
1. Белгородоведение. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В. А. Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. – 410 с.









13PAGE 15


13PAGE 14515




15