«Роль учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся».
Н.В.Данилова
«Роль учителя в духовно-нравственном воспитании учащихся».
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача учащимся таких знаний, которые формируют их духовность и нравственность на основе наших традиций, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Несмотря на то, что в настоящее время понятие духовности несколько размыто, в философских, а также религиозных системах оно сохраняет свою суть: это свойство души, когда нравственные и интеллектуальные интересы преобладают над материальными, бытовыми; свойство, проявляющееся в стремлении человека сеять «разумное, доброе, вечное». С тех давних времен почти все мыслители и педагоги обращались к проблеме воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в религиозных книгах: в Библии, в Коране и др.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, которое осуществляется в системе российского образования. Педагогика считает необходимым развить у человека духовность, ориентированной на доброту, любовь, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека. Высшие цели жизни духовные. Величие народа определяется его духовной культурой.
В настоящее время особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан – истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
Широкие возможности для развития духовно-нравственного открываются в системе дополнительного образования, что подтверждается имеющейся законодательно-нормативной базой (рядом постановлений Правительства РФ и приказов Минобразования России, Концепцией модернизации Российского образования, Программой патриотического воспитания).
В этих и других важных документах говорится о сохранении «исторической преемственности поколений; развитии национальной культуры, воспитании бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формировании духовно-нравственных качеств личности».
В нашей школе уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию школьников. В своей работе с учениками каждый учитель старается вести беседы, проводить классные часы по формированию духовности у своих учеников. Чтобы эта работа велась методично и в системе необходима определённая система мероприятий в этом направлении. На мой взгляд, эту работу нужно организовать по восьми направлениям:
1. Я и Я – здесь нужно работать в направлении формирования гражданского отношения к себе и воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
2. Я и Отечество - воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности и верности духовным традициям России.
3. Я – защитник Отечества – воспитание и формирование чувства патриотизма у учащихся. Новое поколение россиян должно отличать любовь и преданность своему Отечеству, коллективизм и товарищество, любознательность и трудолюбие.
4. Я и здоровье – проводить пропаганду здорового образа жизни, создавая агитбригады.
5. Я и культура - воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов.
6. Я и семья – во время работы в этом направлении нужно постараться сформировать чувство уважения к членам семьи, воспитать семьянина, любящего своих родителей. В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29).
7. Я и школа - формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
8. Я и планета - воспитание у ребят чувств взаимопонимания и взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
При работе в данном направлении обязательным является мониторинг и диагностика, которую может проводить как школьный психолог, так и сам классный руководитель. При проведении диагностики нужно изучить индивидуальные особенности личности учащегося – его способности, темперамент, тип личности в общении, успешность в деятельности, уровень воспитанности. Обязательно нужно изучать межличностные отношения в коллективе. Диагностику можно проводить в форме тестирования, анкетирования, наблюдения, беседы.
Как бы много ни говорили сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица. (Влияние семьи на развитие ребенка составляет 40%; средств массовой информации - 30%; школы - 20%; улицы - 10%). Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. При работе в данном направлении важно взаимодействие классного руководителя с родителями. Эту работу можно организовать в форме анкетирования, беседы, консультации, родительских собраний, посещения семьи, классных часов, вечеров, экскурсий.
В заключении, хотелось бы сформулировать основные принципы, которые должны лежать в основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения:
- индивидуальный подход в воспитании детей;
- принцип системности, направленный на укрепление системы отношений «образовательное учреждение - семья - личность»;
- принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов;
- принцип социальной и психологической адаптивности;
На мой взгляд, эти принципы будут способствовать созданию и развитию динамичной системы «ребёнок – учитель – родители».
Правовые основы для воспитательного воздействия на развитие духовности личности учащегося исходят из современной политики государства.
Закон РФ «Об образовании» определяет гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине. Самый последний программный документ «Концепция модернизации российского образования» заявляет о том, что в школу возвращается воспитание, особенно гражданское, патриотическое, нравственное и т. д. с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.
В Конвенции о правах ребенка сказано, что образование должно быть направлено на «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, к языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной» (ст. 29). Значит, как цель воспитания должны быть определены для нашей страны российские ценности, то, что всегда отличало россиян: соборность, коллективизм, взаимопомощь, щедрость души, предпочтение духовных ценностей материальным и, что имеет особое значение, патриотизм. Важно правильно определить духовные ценности и идеалы, к которым должно стремиться подрастающее поколение.
Воспитание духовности педагогическими средствами сегодня одна из актуальных проблем.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15