Роль школьного этнографического музея «Русская горница» в духовно-нравственном воспитании учащихся
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Губкинского района Белгородской области.
Роль школьного этнографического музея «Русская горница» в духовно-нравственном воспитании учащихся
Автор: Посохова Т.М.
учитель географии
МБОУ «Троицкая СОШ»
Троицкий 2015
Роль школьного этнографического музея «Русская горница» в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Любовь к Родине, связанная с любовью к родным местам, уважение нашего прошлого, почитание наших предков, живет в каждом из нас. Для каждого человека важно не количество прожитых лет. А то чем они были наполнены, какой след оставили, какие добрые дела были совершены за отпущенное историей время. И потому, чем глубже и содержательнее будут знания учащихся о своем крае, его прошлом и настоящем, тем более действенными они окажутся в воспитании к любви к Родине, уважении традиций и обычаев своего народа. Воспитание исторического сознания, составная часть формирования личности, чувства гражданственности. Без знаний истории своих корней и деяний прошлых поколений, без благодарности им ревется нить, связывающая эпохи, рушится преемственность поколений. А без исторической памяти нет народа. Реалии современной действительности, с которой уже пришлось столкнуться россиянам, показали важность духовно – нравственного возрождения, сохранения наследия наших предков. Поисково-исследовательская краеведческая работа учащихся так важна именно сегодня, чтобы мы, ныне живущие, и те, кто придет нам на смену помнили о своих истоках, о своих корнях. Для нас так важно, чтобы лучшие качества, унаследованные белгородцами почти за три века, прорастали крепкими надежными побегами в характерах и душах наших учеников. Мы считаем, что настоящее и будущее поколение должно не только изучать, но и хранить память о прошлом своего края, своей страны. Именно поэтому в нашей школе мы создали такой музей, где у каждого посетителя наверняка «ёкнет сердечко», словно окликнул его из невозвратной дали давно отзвучавший родной голос: «ах, а ведь у моей бабушки или прабабушки есть такая же».
Все, что собрано в нашем музее это не просто любопытство, здесь можно прикоснуться к далекой старине. Уже более 20 лет мальчишки и девчонки разных поколений по крупинкам собирают и бережно хранят в музее старинные вещи, которые рассказывают о жизни наших предков. В 1995 году музей был паспортизирован и ныне насчитывает около 8 тыс. экспонатов, собранных в разные экспозиции. На методических материалах музея и в самом музее проходят уроки географии, литературы, истории и краеведения. Многие учащиеся школы после уроков включены в самостоятельные творческие исследования. В ходе экспедиций, встреч со старожилами нашего района, поисково-исследовательской работы собраны экспонаты, которые представляют культурную–историческую ценность, большинство экспонатов - подлинные. Отдельные виды экспонатов восстановлены с помощью родителей учащихся по воспоминаниям сторожил нашего региона.
Сегодня школьный музей позволяет эффективнее изучать наше прошлое, повышать мотивацию учебной деятельности по школьным предметам, заставляет детей искать, находить, воссоздавать, сохранять, то, что было потеряно предыдущими поколениями. Отдельные географические темы изучать с интересом помогают экспозиции в нашем музее:
«Крестьянский быт», «От зеленого ростка до холщевой рубахи», «Дом и подворье», «Святоотеческие места России. Святые обители Белогорья», «Учиться у предков жить в согласии с природой», «Народные промыслы России» и другие. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного этнографического музея «Русская горница».
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин. Кроме того, в школьном музее учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевыми изобразительными объектами, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города и родного поселка. В ходе экспедиций пополняют экспонатами экспозиции школьного этнографического музея «Русская горница», учатся любить и уважать то место, где они живут.
Используемая литература:
1.Ботякова,О.А., Зязева,Л.К., Прокофьева, С.А.Российский этнографический музей –детям. СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2001-192 с.
2.Ботова,С.И.,Приставкина,Т.А.,РябчиковА.В,. Рукотворная краса земли Белгородской. Белгород -2000, 176 с.
3.Корфинский А.А. Народная Русь. Изд – во АСТ, 2011,- 736 с.
4.Материалы школьного этнографического музея «Русская горница»
15